logo
шпоры по истории религии 20070

Конфуцианство.

О себе Конфуций не любил рассказывать и свой жизненный путь сумел описать в нескольких строчках. В этом высказывании он как человек и как идеал традиции. Его путь от учебы через познание «воли Неба» к свободному следованию «желаниям сердца» и добровольному соблюдению норм поведения, которые он считал священными, «небесными», стал нравственным ориентиром всей китайской традиции. Его учение весьма многогранно: оно включает в себя совокупность духовных и социальных норм, которые передавались из поколения в поколение на протяжении почти 2,5 тыс. лет. Правила эти касались воспитания человека, определяли его поведение в семье, на службе и в обществе, устанавливали способ мышления. До сих пор именно конфуцианство служит тем источником, из которого исходит огромный духовный заряд, свойственный всей китайской нации. Сегодня во всем мире врят ли найдется человек, не слышивший о конфуцианстве и его знаменитом основателе Конфуции (551-479 до н.э.), имя которого в китайском произношении звучит как Кун-цзы(Мудрец Кун). В древних книгах его порой называют просто учителем, и читателю сразу становится ясно, что речь идет о великом наставнике, который стал нравственным идеалом сотен миллионов людей. На высказывания Конфуция ссылаются философы. По конфуцианским принципам в настоящее время живет не только Китай, но и некоторые страны Восточной и Юго-Восточной Азии: Япония, Корея, Вьетнам, Сингапур; причем принципы эти настолько органично вошли в плоть их национальной культуры, что люди часто сами не замечают, как говорят словами Конфуция. Принято считать, что Конфуций и является основателем конфуцианства, но это не так. Из его уст исходило в основном учение о духовном и житейском облике человека; он говорил о необходимости соблюдать ритуалы и нормыповедения, быть справедливым и человеколюбивым, чтить старших и заботиться о младших. Он не уставал повторят, что «достойный человек прежде всего должен спрашивать с себя, а ничтожный – с других». Для него почитание прошлого было необходимым признаком человека культурного, который укротил в себе животное начало. Т.е. он проповедовал сложное моральное учение. Но на протяжении многих веков трактовка учения Конфуция не раз изменялась, придавая ему порой причудливые черты. В конце концов конфуцианство превратилось в политическое и социальное учение о принципах справедливого и гармоничного управления государством и взаимоотношениях между людьми. В этом виде оно существует до сих пор. Но интерес вызывает не столько исторический путь конфуцианства, сколько само учение. Конфуцианство, как и даосизм зарождается в лоне архаической традиции, которая знает много духов, поклоняется небу, но не знакома с единым Богом. В 6-4 вв до н.э. Китай стоял на пороге осмысления верховного начала как единого Бога. Это особенно относится к трактату «Дао дэ цзин», который излагает принципы даосизма. Дао во многом наделено чертами ветхозаветного Бога: творит весь мир и предоставляет ему полную свободу воли и выбора для человека, «не властвуя над ним». Безусловно в учении Конфуция обнаруживается немало черт религиозного сознания: вера в духов и в души умерших, развитый культ предков, осознание метофизической глубины мира и верховной вол Неба, стремление к религиозному мистическому опыту. Итак, конфуцианство – совершенно особое мировосприятие, поэтому не стоит ждать однозначного ответа на вопрос: стало ли оно религией Китая или просто этическим ученеим? Но очевидно, что конфуцианство выполняло в Китае практически все функции религии и превратилось в национальную квазирелигию(мнимую, ненастоящую). Другого типа религиозного сознания Восток не знал.

Вопр.3 Становление древнерусской архитектуры.