1. Эволюционизм.
Эволюционистское направление в культурологии сложилось под влиянием эволюционистской парадигмы в науке второй половины Х1Х века. Термин «эволюция» означает прогрессивное развитие от простых форм к сложным (традиционно применяется к живым системам). В культурологии эволюционизм предполагает непрерывный социальный прогресс в обществе как переход к все более сложным формам взаимоотношений. Эволюционизм предполагает, что развитие каждого элемента культуры оказывается изначально предопределенным, поскольку его более поздние формы имеют основу в более ранних. Развитие культуры в эволюционистской концепции характеризуется наличием особых стадий и ступеней, которые проходят все народы, и предполагается, что результаты культурной деятельности на всех этих стадиях одинаковы. Наличие или отсутствие контактов между различными культурами особого значения не имеет. В соответствии с этим, культурные различия народов обусловлены их различными ступенями развития.
Основоположником эволюционистского подхода в культурологии, по праву считается английский исследователь Эдвард Барнет Тайлор (1832-1917). Исходя из идеи о сходстве законов, определяющих развитие человечества и законов природы, Тайлор считал, что все культурные явления представляют собой такие же феномены, как и виды животных и растений. Поэтому подобно биологу, культуролог должен эти элементы систематизировать и выстроить эволюционными рядами. Тайлор был убежден, что все культуры соединены между собой в непрерывный, прогрессивно развивающийся эволюционный ряд, и что все народы должны пройти примерно те же стадии в общекультурном развитии, что и цивилизованные (европейские) страны. Развивая эти идеи, Тайлор постоянно обращался к анализу культур примитивных обществ, указывая на прогрессивную динамику, как в развитии материальной культуры, так и общественных отношений. В работе «Первобытная культура» Тайлор пишет: «Даже при сравнении диких племен с цивилизованными народами мы ясно видим, как шаг за шагом быт малокультурных обществ переходит в быт более передовых народов, как легко распознается связь между отдельными формами быта тех и других» (Тайлор Э. «Первобытная культура».- М.,1989.-С. 28.).
Важное место среди основоположников эволюционизма занимает американский ученый Льюис Генри Морган (1818-1881). Основной работой Моргана является его труд «Древнее общество», в котором он пытается решить три важнейшие культурологические проблемы:
а) место и роль родового строя в истории человечества,
б) история формирования семейно-брачных отношений,
в) периодизация истории человечества.
Изучая в течение многих лет культуру индейских племен Америки, Морган пришел к выводу, что основой первобытного общества выступала родовая организация. По его мнению, вся история человечества может быть разделена на два больших периода:
-
первый, ранний - социальная организация, основанная на родах и племенах;
-
второй, поздний - организация политическая, основанная на территории и собственности.
По мнению Моргана, именно родовая организация общества стала тем социальным механизмом, благодаря которому общество получило возможность к сохранению и воспроизводству своей социальной структуры. Это проявилось на примерах почти всех типов древнего общества- азиатского, европейского, африканского, американского и австралийского.
Другой важной проблемой, исследуемой Морганом было развитие семейно-брачных отношений и их роль в развитии культур примитивных обществ. В работе «Древнее общество», он выделяет следующие стадии развития семьи в истории человечества:
-
кровнородственная семья (предполагающая брачные отношения между родными и двоюродными братьями и сестрами, но запрещающая интимные отношения между родителями и детьми),
-
«пуналуальная» семья (основана на групповом браке нескольких сестер с общими мужьями),
-
парная (без исключительного сожительства),
-
«патриархальная», т.е. полигамная семья (восточного типа)
-
моногамная семья современного вида.
По мнению Моргана, из всех форм семьи наиболее устойчивыми являются: первая, вторая и пятая. Именно они породили основные формы родства людей. (см. подробнее.: Отюцкий Г.П. История социальной (культурной) антропологии. М., 2003.- С. 91.).
- Лекция №1. Предмет культурологии и ее основные категории.
- 1. Предмет культурологии.
- История возникновения культурологии.
- Понятие культуры.
- 4. Функции культуры.
- Лекция №2.
- 1. Культура как форма передачи социального опыта.
- 2. Материальная и духовная культура.
- 3. Культура как отражение духовных способностей личности.
- 5. Специфика современной массовой культуры.
- 6. Этническое и национальное измерение культуры.
- Духовная культура и её основные элементы.
- 2. Религия, ее особенности и социальные функции.
- 3. Мораль как гуманистическое основание культура.
- Лекция №4. Развитие культурной антропологии в хiх – хх вв.
- 1. Эволюционизм.
- Диффузионизм.
- Социологическая школа.
- 4. Натуралистическая концепция культуры.
- 5. Американская школа культурной антропологии.
- 5. Британская школа социальной антропологии.
- Лекция № 5. Теоретические концепции культуры
- 1. Марксистская концепция культуры.
- 2. Теория локальных цивилизаций.
- 3. Концепция п.А. Сорокина.
- Концепция осевого времени к. Ясперса.
- Лекция №6. Типологич культуры (восток и запад).
- 1. Историческая типология и характерные черты восточной культуры.
- Историческая типология культуры Запада.
- 3. Соотношение культур Востока и Запада.