Тема 1. Символизм в европейской живописи. Франко-бельгийская школа. Германия. Австрия.
Философско-эстетические основы символизма. Основные особенности поэтики символистской живописи.
Франция. Формирование нового направления в творчестве Пюви де Шаванна и Гюстава Моро. Пьер Пюви де Шаванн /1824-1898/. Монументально - аллегорические композиции раннего периода; специфические особенности стиля Пюви де Шаванна. Декоративный цикл для парадной лестницы Дворца искусств в Лионе - три композиции на тему искусства. Переход от аллегоризма к символизму. Композиции «Бедный рыбак», «Девушки у моря», «Сон».
Гюстав Моро/1826-1898/. Влияние двух противоборствующих направлений в творчестве художника – академического классицизма /графичность и строгость, лаконизм построений/ и романтизма /приверженность к драматическим сюжетам, динамичным композициям и насыщенному цвету/. Ранние картины «Эдип и Сфинкс» /сравнить с картиной Д. Энгра/, «Ясон и Медея», «Юноша и смерть». Творчество второй половины 70-х годов, изменение стиля – экспрессивность, насыщенность цвета, построение композиции по сложным динамичным линиям. Художественные принципы Моро – «прекрасной инерции» и «необходимого великолепия».
Одилон Редон. Осуществление символической концепции суггестивного искусства в творчестве художника. Графика молодого Редона. Причины обращения к языку графики, основные мотивы. Образ света у Редона. Особенности художественного метода.
Художники группы «Наби» История создания и эстетическая программа группы. Широта общекультурных интересов членов группы. Театрализация образа жизни. Связь с символистским театром. Декоративно-прикладное творчество. Две версии символизма, сложившиеся в кружке «Наби»: «религиозный символизм» и «интимизм». Творчество Мориса Дени, влияние католической мистики. «Классицистические» ориентации Дени. Ранний период творчества Эдуарда Вюйара – тонкого лирика и мастера живописного интерьера.
Символический гротеск в творчестве бельгийского художника Джеймса Энсора. Тема масок и карнавала.
Символизм в живописи Германии и Австрии. Творчество А. Беклина (1827-1901). Обращение к мифологическим сюжетам и образам. Своеобразие пейзажной живописи. Ф. Штук (1863-1928) – темы и образы живописных произведений. Роль Штука в деятельности Мюнхенского Сецессиона. Г. Климт (1862-1918) – выдающийся художник ХХ века. Образ женщины в произведениях художника.
- Раздел 1. Искусство «рубежа веков».
- Раздел 2. Авангард в изобразительном искусстве. Россия и Европа.
- Раздел 111. Искусство советского времени.
- Раздел 1у. Изобразительное искусство конца хх века. Постмодернизм.
- Содержание программы
- Раздел 1. Искусство рубежа веков.
- Тема 1. Символизм в европейской живописи. Франко-бельгийская школа. Германия. Австрия.
- Тема 3. Стиль модерн. Эстетические принципы модерна.
- Тема 4. Модерн в европейском искусстве.
- Тема 5. Живопись русского символизма.
- Тема 6. Русский модерн.
- Тема 7. Традиции и новаторство в творчестве московских художников
- Тема 8. Художественное объединение «Мир искусства»
- Раздел 11. Авангард в изобразительном искусстве Россия и Европа
- Тема 1. «Неопримитивизм» в русском искусстве начала хх века. Художественные объединения «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».
- Тема 2. В. Кандинский. Теория и практика абстрактного искусства
- Тема 3. К. Малевич. Философско-эстетические основы творчества. Кубофутуризм
- Тема 4. Художественный мир м. Шагала. Аналитическое искусство п. Филонова
- Тема 5. Русский конструктивизм. В. Татлин
- Тема 6. Фовизм. Экспрессионизм
- Тема 7. Кубизм. Орфизм. Пуризм
- Тема 8. Абстракционизм. Футуризм
- Тема 9. Дадаизм. Сюрреализм
- Тема 10. Нео-авангард 60-70 годов.
- Тема 11. Европейская скульптура хх века: поиск нового пластического языка
- Тема 12. Авангардная архитектура хх века: утопии и реальность
- Раздел 111. Искусство Советской эпохи
- Тема 1. Искусство послереволюционного периода (1917-1922).
- Тема 2. Советское искусство 20-х годов (1922-1930)
- Тема 3. Образ мира и человека в официальном искусстве сталинской эпохи (1930-1953).
- Тема 4. Тема Великой Отечественной войны в советском искусстве
- Тема 5. Развитие советского искусства 60-80-х годов
- Тема 6. Неофициальное искусство 60-80-х годов («андеграунд»)
- Изобразительное искусство конца хх века. Постмодернизм
- Тема 1. Постмодернизм в искусстве Запада: архитектура, живопись, дизайн.
- Тема 2. Проблемы постмодернизма в современном отечественном искусстве
- План семинарских занятий Семинар 1. Поэтика символистской живописи.
- Семинар 3. Традиции и новаторство в творчестве московских художников конца х1х – начала хх века.
- Семинар 4. Художники русского авангарда.
- Семинар 5. Образ мира в живописи хх века.
- Семинар 6. Авангардная архитектура хх века: утопии и реальность
- Семинар 7. Социалистический реализм – художественный метод советского искусства
- Семинар 8. «Другое искусство». Неофициальное искусство России 60-80- годов
- Семинар 9. Искусство постмодернизма
- Культурология (под ред. Г.В. Драча).- Ростов-на-Дону, 2000. Каган м.С. Историческая типология культуры. – Самара, 1996.
- Темы курсовых и контрольных работ.
- Вопросы к экзамену
- Рекомендуемая литература:
- Тема 1.
- Тема 2.
- Тема 5.
- Тема 12
- Тема 23