logo
История искусства ХХ века Методическое пособие

Тема 1. «Неопримитивизм» в русском искусстве начала хх века. Художественные объединения «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».

Своеобразие русской школы авангардного искусства. Две основные тенденции в развитии русского авангарда: экспрессионистическая и кубистская (по Д.В. Сарабъянову).

История и эстетическая программа объединения «Бубновый валет». Влияние новых направлений французской живописи (Сезанн, фовизм, кубизм) и городского русского фольклора. Понятие «неопримитивизм». Интерес к предмету, к живописной массе, объему, фактуре. Натюрморт как ведущий жанр «бубновых валетов».

Творчество художников «Бубнового валета»: П.П. Кончаловский (1876-1956) - живописный темперамент художника; испанский цикл; натюрморты и портреты; И.И. Машков (1881-1944) – натюрморты, портретное творчество, автопортреты; А.В.Лентулов (1882-1943) - поиски формы, активного пластического языка, городской пейзаж с мотивами древнерусской архитектуры; Р.Р. Фальк (1886-1958) - «лирический кубизм», принцип «погружения в предмет», портреты Фалька; А.В. Куприн (1880-1960) - лирическое восприятие мира, натюрморты Куприна; творчество художников, близких объединению – Н.И. Альтмана, Д. П. Штеренберга.

Организация объединения «Ослиный хвост». Спор «валетов» с «хвостами».

Особенности русского примитивизма начала ХХ века – ориентация на национальное наследие (отечественный лубок, вывеска, народная игрушка, икона). Творчество М. Ларионова (1881-1964). Провинциальная серия в творчестве художника. «Лучизм» как художественная система, первый вариант беспредметной живописи. Н. Гончарова (1881-1962) – первая женщина - художница русского авангарда. Религиозная тема в творчестве Гончаровой, обращение к наследию примитивной иконы. Тетраптих «Евангелисты». Крестьянские мотивы. Эпическое начало и экспрессия в творчестве Н. Гончаровой. Программа «всечества». А.В. Шевченко (1883-1948) – художник и теоретик примитивизма. Артистизм живописи А.В. Фонвизина (1882-1973).

Кавказские мотивы в творчестве М.В.Ледантю (1891-1917). Последние выставки «Ослиного хвоста».