Содержание программы
Вводная лекция. ХХ век в истории мирового искусства.
Культура ХХ века как переходный тип культуры. Кризис новоевропейской картины мира и его проявления в искусстве.
Основные периоды в истории искусства ХХ века: 1. «Рубеж веков» (80-е г. Х1Х в. – 1914/1917 гг. ХХв.).Осознание кризиса, апокалиптические предчувствия, духовные искания в среде художественной интеллигенции, разочарования в реализме как основополагающем методе классического искусства Нового времени. Поиск нового содержания и форм в искусстве, адекватных духу наступающей эпохи. Символизм – главное художественно-философское движение рубежа веков, стиль модерн как пластическое его выражение. Рождение авангарда. Своеобразие художественной жизни России «рубежа веков». 2. Период между двумя мировыми войнами (1918 г. – конец 30-х гг.).Развитие авангардного искусства.Социально- психологические и философско-эстетические предпосылки авангарда.Отказ от культурного опыта и художественно-эстетических традиций классической эпохи, пересмотр фундаментальных представлений о мире и человеке, сформированных Новым временем: кризис антропоцентризма, рационализма, эволюционизма, европоцентризма, идеи «гармоничного мироустройства». Линейная направленность и футуризм. Утопизм. Элитарность и эзотеризм. Взаимосвязь науки и искусства.Основные особенности художественного языка авангарда (в сравнении с языком классического искусства). Отказ от создания иллюзорного трехмерного пространства посредством прямой и воздушной перспективы, предмета как главного «строительного материала» изобразительного искусства. Многообразие пространственных решений, активная трансформация предмета. Новая концепция цвета: освобождение цвета от натуры, придание ему метафорического и символического значения. Пересмотр самого понятия «искусство», сложившегося в рамках новоевропейской культуры. Выход за рамки станковых форм. Вытеснение традиционных средств и материалов.Главные направления авангарда. 3.Военные и послевоенные годы (конец 30-х - конец 50-х гг.).Возникновение тоталитарных политических режимов (Германия, Италия, Испания, СССР, Китай, Корея). Тоталитаризм и искусство. Противоборство авангарду.4.60-е годы.Либерализация общественной жизни и культуры. Реформирование языка авангарда. ( неоавангард – абстрактный экспрессионизм, поп-арт, оп-арт, гипперреализм и др.). Выход на арену мировой художественной культуры Америки. Распространение массовой культуры.5.конец 60-х – 2000 г. Эпоха постмодернизма. Философия и эстетика постмодернизма.
- Раздел 1. Искусство «рубежа веков».
- Раздел 2. Авангард в изобразительном искусстве. Россия и Европа.
- Раздел 111. Искусство советского времени.
- Раздел 1у. Изобразительное искусство конца хх века. Постмодернизм.
- Содержание программы
- Раздел 1. Искусство рубежа веков.
- Тема 1. Символизм в европейской живописи. Франко-бельгийская школа. Германия. Австрия.
- Тема 3. Стиль модерн. Эстетические принципы модерна.
- Тема 4. Модерн в европейском искусстве.
- Тема 5. Живопись русского символизма.
- Тема 6. Русский модерн.
- Тема 7. Традиции и новаторство в творчестве московских художников
- Тема 8. Художественное объединение «Мир искусства»
- Раздел 11. Авангард в изобразительном искусстве Россия и Европа
- Тема 1. «Неопримитивизм» в русском искусстве начала хх века. Художественные объединения «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».
- Тема 2. В. Кандинский. Теория и практика абстрактного искусства
- Тема 3. К. Малевич. Философско-эстетические основы творчества. Кубофутуризм
- Тема 4. Художественный мир м. Шагала. Аналитическое искусство п. Филонова
- Тема 5. Русский конструктивизм. В. Татлин
- Тема 6. Фовизм. Экспрессионизм
- Тема 7. Кубизм. Орфизм. Пуризм
- Тема 8. Абстракционизм. Футуризм
- Тема 9. Дадаизм. Сюрреализм
- Тема 10. Нео-авангард 60-70 годов.
- Тема 11. Европейская скульптура хх века: поиск нового пластического языка
- Тема 12. Авангардная архитектура хх века: утопии и реальность
- Раздел 111. Искусство Советской эпохи
- Тема 1. Искусство послереволюционного периода (1917-1922).
- Тема 2. Советское искусство 20-х годов (1922-1930)
- Тема 3. Образ мира и человека в официальном искусстве сталинской эпохи (1930-1953).
- Тема 4. Тема Великой Отечественной войны в советском искусстве
- Тема 5. Развитие советского искусства 60-80-х годов
- Тема 6. Неофициальное искусство 60-80-х годов («андеграунд»)
- Изобразительное искусство конца хх века. Постмодернизм
- Тема 1. Постмодернизм в искусстве Запада: архитектура, живопись, дизайн.
- Тема 2. Проблемы постмодернизма в современном отечественном искусстве
- План семинарских занятий Семинар 1. Поэтика символистской живописи.
- Семинар 3. Традиции и новаторство в творчестве московских художников конца х1х – начала хх века.
- Семинар 4. Художники русского авангарда.
- Семинар 5. Образ мира в живописи хх века.
- Семинар 6. Авангардная архитектура хх века: утопии и реальность
- Семинар 7. Социалистический реализм – художественный метод советского искусства
- Семинар 8. «Другое искусство». Неофициальное искусство России 60-80- годов
- Семинар 9. Искусство постмодернизма
- Культурология (под ред. Г.В. Драча).- Ростов-на-Дону, 2000. Каган м.С. Историческая типология культуры. – Самара, 1996.
- Темы курсовых и контрольных работ.
- Вопросы к экзамену
- Рекомендуемая литература:
- Тема 1.
- Тема 2.
- Тема 5.
- Тема 12
- Тема 23