logo
История искусства ХХ века Методическое пособие

Тема 1. Символизм в европейской живописи. Франко-бельгийская школа. Германия. Австрия.

Философско-эстетические основы символизма. Основные особенности поэтики символистской живописи.

Франция. Формирование нового направления в творчестве Пюви де Шаванна и Гюстава Моро. Пьер Пюви де Шаванн /1824-1898/. Монументально - аллегорические композиции раннего периода; специфические особенности стиля Пюви де Шаванна. Декоративный цикл для парадной лестницы Дворца искусств в Лионе - три композиции на тему искусства. Переход от аллегоризма к символизму. Композиции «Бедный рыбак», «Девушки у моря», «Сон».

Гюстав Моро/1826-1898/. Влияние двух противоборствующих направлений в творчестве художника – академического классицизма /графичность и строгость, лаконизм построений/ и романтизма /приверженность к драматическим сюжетам, динамичным композициям и насыщенному цвету/. Ранние картины «Эдип и Сфинкс» /сравнить с картиной Д. Энгра/, «Ясон и Медея», «Юноша и смерть». Творчество второй половины 70-х годов, изменение стиля – экспрессивность, насыщенность цвета, построение композиции по сложным динамичным линиям. Художественные принципы Моро – «прекрасной инерции» и «необходимого великолепия».

Одилон Редон. Осуществление символической концепции суггестивного искусства в творчестве художника. Графика молодого Редона. Причины обращения к языку графики, основные мотивы. Образ света у Редона. Особенности художественного метода.

Художники группы «Наби» История создания и эстетическая программа группы. Широта общекультурных интересов членов группы. Театрализация образа жизни. Связь с символистским театром. Декоративно-прикладное творчество. Две версии символизма, сложившиеся в кружке «Наби»: «религиозный символизм» и «интимизм». Творчество Мориса Дени, влияние католической мистики. «Классицистические» ориентации Дени. Ранний период творчества Эдуарда Вюйара – тонкого лирика и мастера живописного интерьера.

Символический гротеск в творчестве бельгийского художника Джеймса Энсора. Тема масок и карнавала.

Символизм в живописи Германии и Австрии. Творчество А. Беклина (1827-1901). Обращение к мифологическим сюжетам и образам. Своеобразие пейзажной живописи. Ф. Штук (1863-1928) – темы и образы живописных произведений. Роль Штука в деятельности Мюнхенского Сецессиона. Г. Климт (1862-1918) – выдающийся художник ХХ века. Образ женщины в произведениях художника.