Тема 3. Образ мира и человека в официальном искусстве сталинской эпохи (1930-1953).
Постановление ЦК КПСС о перестройке литературно-художественных организаций» (1932). Ликвидация всех художественных группировок и создание единой организации – Союза художников СССР. Идеологизация искусства, превращение его в иллюстрацию политических доктрин. Борьба с религией и ее влияние на развитие искусства, разрушение духовных традиций. Провозглашение метода социалистического реализма. Эстетические принципы соцреализма. Содержание понятий «народность», «идейность», «доступность», «партийность», «революционный романтизм» в контексте теории соцреализма.
Система видов и жанров официального изобразительного искусства 30-50-х годов. Портрет вождя – главный жанр; иконографический канон (А. Герасимов «И. Сталин и К. Ворошилов на прогулке в Кремле», скульптура С. Меркурова «У шлюзов канала Москва-Волга» и др.). Тематическая картина – апофеоз хорового начала (И. Бродский «Выступление Ленина на митинге рабочих Путиловского завода», «Демонстрация на проспекте «25 октября», Иогансон «На старом уральском заводе» и др.). Основные разновидности пейзажного жанра (лирический, эпический, этюд, производственный и др.).
Сложение нового стиля в архитектуре.История проекта Дворца Советов в Москве как выражение социальной и художественной концепции времени. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка и Московский метрополитен как воплощение духа эпохи. Станции «Кропоткинская» и «Площадь Маяковского» – классика нового архитектурного жанра подземного сооружения, образное и пространственное решение. Скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница» - идейное содержание, его художественное и техническое воплощение. Искусство рельефа. Книжная иллюстрация.
Послевоенный период.Постановление ЦК ВКП (б) по вопросам культуры и искусства и его влияние на культурную политику. Создание института Сталинских премий. Организация Академии художеств СССР, деятельность Академии. Новые черты социалистического реализма: победный дух, зрелищность, парадность. Интерес к историческому и батальному жанру. Возрождение искусства панорамы ("Оборона Севастополя", «Бородинская панорама» и др.).Послевоенная архитектура:новые станции метро, реконструкция ВДНХ, строительство высотных зданий. Стилистические особенности архитектуры послевоенного десятилетия. Термин «сталинский классицизм». Монументальная скульптура 1945-1955 гг. – активная работа по созданию воинских мемориалов. Творчество Вучетича (мемориал в Берлине и др.). Развитие парковой скульптуры. «Новая трактовка» в станковой скульптуре (памятник Гоголю в Москве – Н. Томский, Сталину в Ереване - Меркуров). Официальный курс в области изобразительного искусства - борьба с формализмом и натурализмом. Отражение новых тенденций в творчестве Дейнеки, Кончаловского, Корина, Сарьяна, Лактионова, Решетникова и др. Возвращение на Родину С. Коненкова и Эрьзи. Персональные выставки выдающихся скульпторов в Москве и их влияние на художественный процесс.
- Раздел 1. Искусство «рубежа веков».
- Раздел 2. Авангард в изобразительном искусстве. Россия и Европа.
- Раздел 111. Искусство советского времени.
- Раздел 1у. Изобразительное искусство конца хх века. Постмодернизм.
- Содержание программы
- Раздел 1. Искусство рубежа веков.
- Тема 1. Символизм в европейской живописи. Франко-бельгийская школа. Германия. Австрия.
- Тема 3. Стиль модерн. Эстетические принципы модерна.
- Тема 4. Модерн в европейском искусстве.
- Тема 5. Живопись русского символизма.
- Тема 6. Русский модерн.
- Тема 7. Традиции и новаторство в творчестве московских художников
- Тема 8. Художественное объединение «Мир искусства»
- Раздел 11. Авангард в изобразительном искусстве Россия и Европа
- Тема 1. «Неопримитивизм» в русском искусстве начала хх века. Художественные объединения «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».
- Тема 2. В. Кандинский. Теория и практика абстрактного искусства
- Тема 3. К. Малевич. Философско-эстетические основы творчества. Кубофутуризм
- Тема 4. Художественный мир м. Шагала. Аналитическое искусство п. Филонова
- Тема 5. Русский конструктивизм. В. Татлин
- Тема 6. Фовизм. Экспрессионизм
- Тема 7. Кубизм. Орфизм. Пуризм
- Тема 8. Абстракционизм. Футуризм
- Тема 9. Дадаизм. Сюрреализм
- Тема 10. Нео-авангард 60-70 годов.
- Тема 11. Европейская скульптура хх века: поиск нового пластического языка
- Тема 12. Авангардная архитектура хх века: утопии и реальность
- Раздел 111. Искусство Советской эпохи
- Тема 1. Искусство послереволюционного периода (1917-1922).
- Тема 2. Советское искусство 20-х годов (1922-1930)
- Тема 3. Образ мира и человека в официальном искусстве сталинской эпохи (1930-1953).
- Тема 4. Тема Великой Отечественной войны в советском искусстве
- Тема 5. Развитие советского искусства 60-80-х годов
- Тема 6. Неофициальное искусство 60-80-х годов («андеграунд»)
- Изобразительное искусство конца хх века. Постмодернизм
- Тема 1. Постмодернизм в искусстве Запада: архитектура, живопись, дизайн.
- Тема 2. Проблемы постмодернизма в современном отечественном искусстве
- План семинарских занятий Семинар 1. Поэтика символистской живописи.
- Семинар 3. Традиции и новаторство в творчестве московских художников конца х1х – начала хх века.
- Семинар 4. Художники русского авангарда.
- Семинар 5. Образ мира в живописи хх века.
- Семинар 6. Авангардная архитектура хх века: утопии и реальность
- Семинар 7. Социалистический реализм – художественный метод советского искусства
- Семинар 8. «Другое искусство». Неофициальное искусство России 60-80- годов
- Семинар 9. Искусство постмодернизма
- Культурология (под ред. Г.В. Драча).- Ростов-на-Дону, 2000. Каган м.С. Историческая типология культуры. – Самара, 1996.
- Темы курсовых и контрольных работ.
- Вопросы к экзамену
- Рекомендуемая литература:
- Тема 1.
- Тема 2.
- Тема 5.
- Тема 12
- Тема 23