Тема 4. Модерн в европейском искусстве.
Англия. Ведущая роль Англии на раннем этапе развития стиля. Предистория стиля: черты модерна в творчестве Уильяма Блейка и прерафаэлитов. У. Моррис – родоначальник нового стиля на английской почве. Создание фирмы «Моррис и компания» – утверждение нового отношения к оформительскому и прикладному искусствам. Орнаменты Морриса. Позднее творчество в области книжной графики - «вхождение» в новый стиль.
Начало модерна в Англии - «Павлинья комната» Джеймса Уистлера. Английский модерн 80-х годов – графика и прикладное искусства. Рождение нового типа художника – универсала и теоретика. «Гильдия века» (Макмардо, Имейдж, Хорн, Шайльдс, Хитон). «Общество искусств и ремесел»: Уолтер Крэг – мастер модерна.
Английский модерн 90-х годов. Журнальный бум. Международное сотрудничество. «Студио» – важнейший орган европейской искусствоведческой науки. Личность и творчество Обри Бердслея. Своеобразие стиля художника: рафинированная утонченность, изысканный гротеск, эстетизм и ирония, совершенство линии и композиции. Значение Бердслея в искусстве конца Х1Х - ХХ века.
Поздний модерн в Англии. Чарльз Рени Макинтош – выдающийся мастер английского модерна. Стилевые особенности творчества. Школа в Глазго.
Бельгия. Рождение модерна в архитектуре – особняк Тасселя в Брюсселе Виктора Орта. Постройки мастера 90-х годов: особняк Сольве, Народный дом в Брюсселе. Анри ван де Вельде – многосторонность творческого проявления. Дом художника «Блюменверф» в Уоккле.
Франция. Ар Нуво – французский вариант модерна. Рождение стиля в плакатной графике 80-х годов - Жюль Шере и Эжен Грассе. Расцвет плакатного искусства в 90-е годы – Шере, Грассе, Тулуз-Лотрек, Боннар, Муха. Распад импрессионизма и движение к новому стилю в живописи ( Ван-Гог «Звездная ночь», Гоген «Видение после проповеди» (1888)), декоративно-прикладном искусстве (Эмиль Галле, Рене Лаллик) и скульптуре (Роден). Утверждение стиля Ар Нуво во французской архитектуре. Творчество Г. Гимара (жилой дом «Кастель Беранже», входы в парижское метро).
Германия. Югендстиль – немецкий вариант модерна. Влияние академических традиций на ранний модерн в Германии – Беклин, Клингер, Штук. «Группа одиннадцати» (Клингер, Либерман, Лейстиков, Хофман). Деятельность Мюнхенского и Берлинского Сецессиона. Дармштадская колония. Журнал «Югенд». Книжная и журнальная графика художников югендстиля. Архитектура югендстиля – фотоателье «Эльвира» и «Пестрый театр» А. Энделя. Творчество Г. Обриста.
Австрия. Вена – один из международных центров модерна на рубеже веков. Деятельность венского «Сецессиона». Модерн в архитектуре Австрии – О. Вагнер, Й. Ольбрих, Й. Ховман.
Испания. Творчество гениального архитектора ХХ века А. Гауди. Собор Святого семейства – шедевр архитектуры ХХ в.
- Раздел 1. Искусство «рубежа веков».
- Раздел 2. Авангард в изобразительном искусстве. Россия и Европа.
- Раздел 111. Искусство советского времени.
- Раздел 1у. Изобразительное искусство конца хх века. Постмодернизм.
- Содержание программы
- Раздел 1. Искусство рубежа веков.
- Тема 1. Символизм в европейской живописи. Франко-бельгийская школа. Германия. Австрия.
- Тема 3. Стиль модерн. Эстетические принципы модерна.
- Тема 4. Модерн в европейском искусстве.
- Тема 5. Живопись русского символизма.
- Тема 6. Русский модерн.
- Тема 7. Традиции и новаторство в творчестве московских художников
- Тема 8. Художественное объединение «Мир искусства»
- Раздел 11. Авангард в изобразительном искусстве Россия и Европа
- Тема 1. «Неопримитивизм» в русском искусстве начала хх века. Художественные объединения «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».
- Тема 2. В. Кандинский. Теория и практика абстрактного искусства
- Тема 3. К. Малевич. Философско-эстетические основы творчества. Кубофутуризм
- Тема 4. Художественный мир м. Шагала. Аналитическое искусство п. Филонова
- Тема 5. Русский конструктивизм. В. Татлин
- Тема 6. Фовизм. Экспрессионизм
- Тема 7. Кубизм. Орфизм. Пуризм
- Тема 8. Абстракционизм. Футуризм
- Тема 9. Дадаизм. Сюрреализм
- Тема 10. Нео-авангард 60-70 годов.
- Тема 11. Европейская скульптура хх века: поиск нового пластического языка
- Тема 12. Авангардная архитектура хх века: утопии и реальность
- Раздел 111. Искусство Советской эпохи
- Тема 1. Искусство послереволюционного периода (1917-1922).
- Тема 2. Советское искусство 20-х годов (1922-1930)
- Тема 3. Образ мира и человека в официальном искусстве сталинской эпохи (1930-1953).
- Тема 4. Тема Великой Отечественной войны в советском искусстве
- Тема 5. Развитие советского искусства 60-80-х годов
- Тема 6. Неофициальное искусство 60-80-х годов («андеграунд»)
- Изобразительное искусство конца хх века. Постмодернизм
- Тема 1. Постмодернизм в искусстве Запада: архитектура, живопись, дизайн.
- Тема 2. Проблемы постмодернизма в современном отечественном искусстве
- План семинарских занятий Семинар 1. Поэтика символистской живописи.
- Семинар 3. Традиции и новаторство в творчестве московских художников конца х1х – начала хх века.
- Семинар 4. Художники русского авангарда.
- Семинар 5. Образ мира в живописи хх века.
- Семинар 6. Авангардная архитектура хх века: утопии и реальность
- Семинар 7. Социалистический реализм – художественный метод советского искусства
- Семинар 8. «Другое искусство». Неофициальное искусство России 60-80- годов
- Семинар 9. Искусство постмодернизма
- Культурология (под ред. Г.В. Драча).- Ростов-на-Дону, 2000. Каган м.С. Историческая типология культуры. – Самара, 1996.
- Темы курсовых и контрольных работ.
- Вопросы к экзамену
- Рекомендуемая литература:
- Тема 1.
- Тема 2.
- Тема 5.
- Тема 12
- Тема 23