Тема 15. Основные проблемы эстетической теории
I. Сущность и природа художественного творчества.
II. Природа художественного произведения.
III. Проблемы художественного восприятия.
Основные понятия: художественное творчество, замысел, художественная одаренность, способности, талант, гениальность, воображение, вдохновение, художественный текст, произведение, образ, знак, метазнак, художественное восприятие, диалог, сотворчество, интерпретация.
I. В творческом процессе, порождающем художественный текст, все начинается с замысла. В замысле присутствует не только установка автора и его видение мира, но и конечное звено творческого процесса – реципиент. Создавая произведение, художник «мыслит» зрителем, писатель – читателем. Творчество – это процесс воплощения замысла в знаковую систему и вырастающую на ее основе систему образов, процесс объективизации мысли в тексте, процесс отчуждения замысла от автора и передачи через произведение реципиенту.
1. Художественному замыслу свойственна семиотически не оформленная смысловая определенность, намечающая тему и идеи произведения.
2. Замысел выражает эмоционально-ценностное отношение к теме, присутствует в сознании автора в несловесной (интонационной) форме.
3. Замыслу присуща потенциальная возможность знакового выражения, воплощения в образы.
Следует отметить три пути рождения художественного замысла:
его порождение непосредственным впечатлением;
его формирование в сознании художника;
подсказывание извне.
Художественное творчество начинается с обостренного внимания к жизни мира и предполагает особые, «редкие» впечатления, а также умение их удержать в памяти и осмыслить. Память – психологический фактор творчества. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер. Важный элемент творческого процесса – воображение, благодаря которому в сознании художника воспроизводятся и комбинируются фрагменты, образы, картины мира. Воображение имеет много разновидностей: фантасмагорическое, философско-лирическое, романтически возвышенное, болезненно гипертрофированное, гротескное. Творческое воображение доставляет эстетическое наслаждение и этим отличается от галлюцинации. Художественному мышлению также свойственны и ассоциации, возникающие на основе предшествующего опыта. Так, все риторические фигуры возникают благодаря ассоциациям и воображению.
Вдохновение делает творческий процесс особенно плодотворным. Вдохновение – особое творческое состояние ясности мысли, богатства и быстроты ассоциаций, обостренная виртуозность в чувствовании формы.
Факторами, определяющими генезис художественного произведения, являются:
а) креативность личности – фундаментальный творческий слой, определяющий устойчивое единство всех созданных художником текстов;
б) стиль мышления, определяющий структуру и художественное своеобразие произведения;
в) характер активности личности, определяющий способность воздействовать на людей.
Существует иерархия ценностных рангов, характеризующая степень предрасположенности человека к художественному творчеству: способность – одаренность – талант – гениальность. Так, способного художника отличают следующие качества: беглость мышления, ассоциативность, экспрессивность, умение переключаться с одного класса объектов на другой и придавать художественной форме необходимые очертания. Одаренность предполагает умение выбирать объекты внимания, создавать произведения, обладающие значимостью для какого-либо общества на определенном этапе его развития. Талант порождает художественные ценности, имеющие непреходящее национальное, а иногда – общечеловеческое значение. Гений создает высшие общечеловеческие ценности, имеющие значимость на все времена. Гений не умещается в свою эпоху и потому частью своего творчества он принадлежит прошлому, а частью – будущему.
II. Творческий процесс завершается воплощением замысла в художественный текст. Последний является системой знаков, кодирующих художественную информацию, и системой возникающих на основе этой информации внезнаковых образований – художественных образов. Художественный текст – физическое бытие художественной мысли, «начало» онтологии произведения. На приведенной ниже схеме выделены основные характеристики художественного текста.
- Учреждение образования
- Цели и задачи эстетики Цель преподавания дисциплины
- Задачи изучения эстетики
- Содержание курса Тема 1. Эстетика как философская наука
- Е.Н. Устюгова Эстетика между классикой и современностью
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Эстетические представления народов Древнего Востока
- Тема 3. Античная эстетическая мысль
- И.А. Тульпе Был ли древний грек художником, Или Жизнь мифа в античности
- Тема 4. Эстетика западноевропейского средневековья
- Н. А. Бердяев Этика творчества
- Тема 5. Эстетические особенности эпохи Возрождения
- 1. Проторенессанс –
- 3. Высокий
- 2. Ранний
- 4. Поздний
- А. Ф. Лосев Маньеризм
- Тема 6. Эстетика Нового времени
- Классицизм
- Спектакль
- Й. Хейзинга Культуры и эпохи sub specie ludi
- Тема 7. Эстетические идеи немецкой классической философии
- Признаки гения
- А. Ерохин «Письма об эстетическом воспитании человека» ф. Шиллера
- Романтизм
- Йенские романтики
- Романтизм
- «Искусство для искусства»
- Франция
- Д. Яковлев заветы романтизма
- Тема 9. Неклассические концепции западноевропейской эстетики XIX века
- Д. Петров поэзия и философия ф. Ницше в музыкальном искусстве
- Тема 10. Модернизм и постмодернизм в искусстве и эстетической теории
- XX века
- Идеология и эстетика глянцевых журналов
- Тема 11. Русская эстетическая мысль
- Древнерусское искусство
- Идейное содержание русской живописи XVI в.
- Иконопись XVIII в.
- Классицизм в литературе
- Е. Трубецкой Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи
- Тема 12. Основные эстетические категории
- Эстетические модификации комического
- П. Михелис Эстетические категории как выразители духа времени
- Тема 13. Природа искусства
- Искусство
- Г. Рид Значение искусства
- Тема 14. Классификация искусств
- Классификация искусств по социальному признаку
- Ф. Сологуб Эстетика мечты
- Тема 15. Основные проблемы эстетической теории
- Характеристики художественного текста
- Характеристики художественного произведения
- Механизмы художественного восприятия
- Ж. Маритен Ответственность художника
- К. Юнг Психология и поэтическое творчество
- Меандр – геометрический орнамент из непрерывной кривой или ломанной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей. Разработан в искусстве Древней Греции.
- IV. Задания к семинарским занятиям и коллоквиуму
- Методические рекомендации для коллоквиума по теме «Морфология искусства»
- Литература
- V. Контрольные работы для студентов заочного отделения
- Тема 1. Эстетическое отношение к миру и основные категории эстетики.
- Тема 5. Стиль в искусстве.
- Тема 10. Религиозное искусство.
- Тема 11. Новые направления в искусстве конца XIX — начала XX века.
- Тема 12. Эстетический вкус.
- Тема 13. Эстетическая ценность в культуре.
- Тема 14. Художественное произведение и его эстетическая природа.
- Тема 15. Особенности художественного творчества.
- Тема 16. Эстетическая культура Древней и Московской Руси до xviIвека.
- Тема 17. Основные принципы византийской эстетики.
- Тема 18. Китайское искусство.
- Тема 19. Эстетические представления народов Дальнего Востока.
- Тема 20. Эстетика средневековья.
- Тема 21. Эстетика Возрождения.
- Тема 22. Эстетика классицизма и Просвещения.
- Тема 23. Эстетика барокко.
- Тема 24. Эстетические идеи немецкой классической философии.
- Тема 25. Эстетика романтизма.
- Тема 26. Неклассическая эстетика.
- Тема 27. ЭстетикаXXвека.
- Тема 28. Эстетические принципы и основные направления европейского модернизма.
- Тема 29. Эстетическая проблематика в русской религиозной философии второй половины XIX – начала XX века.
- Тема 30. Виды искусства и их природа.
- Тема 31. Киноискусство.
- Тема 32. Музыка.
- Эстетика Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения