17. Ранний функционализм. Баухауз и его вклад в развитие дизайна.
Ранний функционализм в архитектуре Западной Европы и США в начале 20 века. Дизайн мебели и творчество Ле Корбюзье.
Высшая школа строительства и художественного конструирования – художественное учебное заведение и художественное объединение в Германии (1919–1933), давшее искусству 20 века много замечательных идей и ряд выдающихся деятелей. Девиз «Баухауса»: «Новое единство искусства и технологии». Влияние идей Баухауса наиболее заметно в функциональной архитектуре современных офисов, фабрик и т.п. Кредо «Баухаус» – художник, ремесленник и технолог в одном лице – оказало глубокое воздействие на прикладное и изобразительное искусство, от книжного иллюстрирования и рекламы до мебели и кухонной утвари.
Возникновению «Баухаус» предшествовала «машинная» эстетика Петера Беренса, применившего в строительстве промышленных зданий железобетонные и металлические конструкции, которые подчеркивали суровую мощь массивных стен. В начале 20 века многие идеи современной архитектуры нашли свое воплощение в Германии
«Баухаус» был основан в 1919 архитектором Вальтером Гропиусом (Walter Gropius) (1883-1969), объединившим Высшую школу искусства и Школу прикладного искусства в Веймаре. Гропиус отбирал преподавателей из людей, которые разделяли его убеждения относительно единства искусства, ремесла и техники. По его мнению, художники должны конструировать картины как архитекторы, работающие над своими проектами. Машины воспринимались не как неизбежное зло, а считались позитивной силой и наиболее совершенным из инструментов мастера. Гропиус осуществлял надзор за программой занятий, но при этом давал преподавателям значительную свободу. На подготовительном курсе, который занимал 6 месяцев и был обязательным для всех, студенты изучали свойства материалов и основы ремесел, а также теорию формы и рисунка. Постепенно занятия усложнялись и специализировались, и в итоге студенты сосредоточивались на работе в какой-либо одной области: архитектуре, промышленном дизайне, текстиле, керамике, фотографии или живописи.
В противоположность другим, подобного рода, учебным заведениям «Баухаус» отличало разнообразие преподаваемых дисциплин. А его студенты располагали широким выбором технологий и материалов. «Баухаус» был одновременно и учебным заведением, готовившим архитекторов и дизайнеров, и проектно-конструкторским бюро, создававшим промышленные образцы изделий. Пропагандируемый им и внедряемый в массовое производство простой без украшательства дизайн нового стиля сделал его доступным обыкновенным людям.
В числе его профессоров были крупнейшие деятели культуры начала XX столетия архитекторы Мис ван дер Роэ, Ханнес Мейер, Марсель Брейер, художники Василий Кандинский, Пауль Клее, Лионель Фенингер, Пит Мондриан.
Изделия Баухауза несли на себе ощутимый отпечаток живописи, графики и скульптуры 20-х гг. XX столетия с характерным для того времени увлечением кубизмом, разложением общей формы предмета на составляющие ее геометрические формы.
В Баухаузе искали конструктивность вещи, подчеркивали ее, выявляли, а иногда и утрировали там, где, казалось бы, ее нелегко было найти (в посуде, например).
Основой творческого метода Баухауза было слияние формы и функции.
В эстетике первой половины и середины ХХ века функционализм наравне с модернизмом занимал ведущее положение.Естественность и практичность- девиз движения функционализма. Функционализм оказал огромное влияние на дальнейшее развитие современной архитектуры как синтеза искусства и техники.
Согласно этой концепции, здания, инфраструктура и предметы должны создаваться как единая среда, строго соответствующая бытовым и производственным условиям жизни человека и совместно формируемая инженерами и художниками в соответствии с социальными, техническими и эстетическими требованиями. Все элементы этой среды должны быть эстетически полноценными по своей сути, а не за счет украшательства.
Тезис «Форма должна соответствовать функции, т.е. практическому применению» был выдвинут американским архитектором Луисом Генри Салливеном (Sullivan, Louis Henry) (1856-1924) еще в конце XIX века. Салливен стал первооткрывателем в области современной архитектуры, одним из первых строителей небоскребов. Архитектор изучал проблемы акустики и каркасной конструкции, но больше всего его интересовала работа с абстрактными формами. Его постройки отличают конструктивное совершенство и функциональность.
Один из первых небоскребов — Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе (1890) — был построен Салливеном совместно с Данкмаром Адлером (Dankmar Adler) из стекла и терракотовых плит на стальном каркасе. Эта постройка послужила образцом для высотных зданий, появившихся впоследствии повсюду в США. В числе других знаменитых сооружений Салливена: Аудиториум в Чикаго (1889, ныне университет Рузвельта), созданный под влиянием Х.Ричардсона; оперный театр в Пуэбло (шт. Колорадо, 1890); мавзолей Уэйнрайта в Сент-Луисе (1892); павильон транспорта на Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго (1893); здание Чикагской фондовой биржи (1894); Пруденшл-билдинг в Буффало (1894); Байярд-билдинг в Нью-Йорке (1898); усадьба Генри Бэбсона в Риверсайде (шт. Иллинойс, 1907) и Национальный сельскохозяйственный банк в Оватоне (шт. Миннесота, 1908).
В начале XX века функциональность стала не только этической (безнравственно использовать бесполезные с практической точки зрения украшательства в архитектуре) основой нового стиля, но и его названием. Функционализм требовал строгого соответствия формы здания и его частей протекающим в нем производственым и бытовым процессам (функциям) и отказу от всего, что не отвечает его практическому применению. Также архитектурные формы должны были соответствовать строительным конструкциям и применяемым материалам. По-новому выстраивался и художественный образ архитектурного произведения. С эстетической точки зрения новая архитектура, лишенная украшательских излишеств, должна была восприниматься человеком в процессе движения в ней и вокруг нее (единство пространства и времени). Идеологи новой архитектуры предусматривали создание условий для удобного и быстрого перемещения людей в архитектурно-пространственной среде. Внутреннее пространство помещения становилось динамичным, как бы «перетекало», «свободно переливалось из интерьера в интерьер». Значительное остекление создавало возможность единения человека с окружающей жилище, природой.
Функционализм был неоднозначным архитектурным направлением. Среди его представителей: утилитарист Бруно Таут (Bruno Taut, 1880-1938), применивший в строительстве стекло и бетон и пропагандирующий цвет в архитектуре, рационалист Людвиг Мис ван дер Роэ (Mies Van Der Rohe), выдвинувший идею совершенной «универсальной формы» и новую концепцию пространства, в котором стена приобретая самостоятельное значение, связывает внутреннее пространство с окружающей средой. Много способствовал распространению принципов функционализма Шарль Эдуард Жаннере, более известный в истории как Ле Корбюзье (Le Corbusier), один из крупнейших архитекторов XX века, внесший принципиально важные решения как функциональные, так и формально-эстетические, под знаком которых архитектура развивалась в течение многих десятилетий, а от многого не отказалась и по сей день.
Современная архитектура многим обязана именно функционализму 20-х годов XX века: новыми типами домов (галерейные, коридорного типа, дома с двухэтажными квартирами), плоскими покрытиями, удачным решением экономичных квартир с встроенным оборудованием, рациональным планированием интерьера (введение передвижных перегородок, звукоизоляция и пр.). Принципы функционализма, оказавшие решающее воздействие на все последующее развитие современной архитектуры, были таковы, что их можно было использовать применительно к национальным особенностям разных стран (многоэтажная застройка только в городских районах с высокой плотностью населения и сохранение коттеджей на окраинах - в Англии; самые высокие жилые здания - в предместьях Парижа или Берлина). Наряду с функционализмом в 20-е годы XX века существовали такие направления, как архитектурный экспрессионизм (Эрих Мендельсон, «Башня Эйнштейна», Германия), национальный романтизм (П. Крамер, Ф. Хегер) и другие. Но их влияние на дальнейшее развитие архитектуры не столь значительно.
Ле Корбюзьебыл очень разносторонней творческой личностью. Он успевал делать и настенные росписи, эскизы скульптурных композиций и даже ковров. Он верил в то, что архитектура способна творить чудеса.
Архитектор строил в Париже (Центр Армии спасения 1932-1933 гг.)и Москве(Дом Центросоюза 1929-1933 гг.), Нью-Йорке(проект здания ООН 1947 г.)и Токио(Музей 1957-1959 гг.), вилла«Саввой» в Пуасси (в 1928 -1930 годах),Конкурс на здание Дворца Лиги Наций, 1927г. в Женеве, «Жилая единица» в Марселе с 1947 по 1952 г., Чандигарх Индия, Создание капеллы в Роншане (1955), Центр искусств в Кембридже (1961 - 1964), Дом молодежи и культуры в Фирмини (1961 - 1965), Центр Ле Корбюзье в Цюрихе (1965 - 1967), Карпентер-Центр.Из-под пера Ле Корбюзье вышло около 40 книг.
«пять принципов» Ле Корбюзье:
1. дом на железобетонных столбах с зеленой зоной между ними;
2. плоская крыша, используемая в качестве сада;
3. гибкая планировка интерьера;
4. сплошные горизонтально протяженные окна;
5. свободное решение фасада.
В предложенной Ле Корбюзье системе тотального проектирования среды обитания (а по сути - и поведения) человека важное место занимало проектирование мебели - самой близкой проекции человека на окружающую среду.
Для Ле Корбюзье мебель по своей идеологии подобна ортопедии, она должна расширять функциональные возможности человека, а поскольку человек - представитель определённого типа существ, то мебель должна быть типовой.
Это он предложил стальную мебель, т.н. «стандартные единицы» - т.е. секционные шкафы-ёмкости, впервые показанные в павильоне «Эспри Нуво». Его столы - это прозрачные прямоугольные столешницы на стальных блестящих ножках с узкими вершинными и широкими плоскими основаниями. Ле Корбюзье спроектировал два типа кресел. Одно из них - т.н. «кресло с подвижной спинкой». Его каркас состоит из стальных полированных или никелированных трубок. Кожаная спинка может быть помещена в различных положениях, что даёт возможность для отдыха. Подлокотники - также две кожаные ленты, свободно вращающиеся вокруг концов двух стоек. Второй тип - т.н. «комфортабельное кресло». В этом случае внутри каркаса из хромированных или полированных стальных трубок лежат ничем не закреплённые большие и мягкие кожаные подушки. Создаётся контраст между огромными подушками и очень лёгкой на вид опорой, порождая впечатление того, что достигнут максимум комфорта при том, что затрачены минимум материала и труда. Одним из самых известных предложений Ле Корбюзье в области мебельного дизайна стал шезлонг с регулируемой высотой спинки. Устойчивость конструкции (независимо от наклона) обеспечивалась силой сцепления резиновых трубок, надетых на перекладины опоры.
Мебель Ле Корбюзье отнюдь не безукоризненна с функциональной точки зрения. Например, для того, чтобы изменить угол наклона шезлонга, нужно с него встать и осуществить целую серию действий. Выдвижные ящики секций скрежещут. Тяжёлые литые ноги столов неудобны. Мебель Ле Корбюзье отнюдь не безукоризненна и с технологической точки зрения. Сварной стык в том типе каркаса, какой избрал архитектор для кресла, либо безобразен, либо ненадёжен, либо требует ручной «доводки». Монтаж стола очень неудобен. Мебель Ле Корбюзье отнюдь не безукоризненно красива. Ведь если сравнить кресла Ле Корбюзье с креслами Миса Ван Дер Роэ или Ээро Сааринена, то окажется, что они совсем задуманы как образцы изысканной скульптуры, в отличие от работ этих последних архитекторов. Он пытается продемонстрировать не вещь, а методику проектирования. И эта его методика преподносится им как самая высокая (и естественно - единственная) форма идеологии дизайна.
- Эпоха Возрождения
- 14. Промышленный переворот XIX в. И появление проблематики дизайна промышленной продукции.
- 15. Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX - начала XX в
- 16. Эстетика модерна и принципы формообразования предметно-пространственной среды на рубеже хiх-хх в.
- 17. Ранний функционализм. Баухауз и его вклад в развитие дизайна.
- 18. Деятельность Немецкого Веркбунда и начало работы художников в промышленности.
- 19. Особенности становления отечественного дизайна (1910-е – 1920-е гг.)
- 20. Вхутемас-вхутеин и его вклады в становление отечественного дизайна
- 22. Роль дизайна в обеспечении коммерческого успеха. Развитие дизайна в сша в 11950-х-1980-х гг.
- 23. Функционализм. Дизайн в Германии 1950-1980-х гг.
- 24. Региональный дизайн. Дизайн в Италии и Скандинавии 1940-х-1960-х гг.
- 25. Сочетание традиции и инновации в дизайне Японии.
- 26. Особенности развития отечественного дизайна (1917-1980-е гг.)
- 27. Основные направления дизайна 1970-х – 1990-х гг.
- 28.Дизайн в системе современной культуры.