logo
история дизайна 1-28

27. Основные направления дизайна 1970-х – 1990-х гг.

Поп-культура. Радикальный дизайн. Анти-дизайн. Оп-арт в дизайне. Футуристический дизайн.Предметная среда эпохи освоения космического пространства.

60-е г..Освоение космоса. Мебель самой разной формы. Широко используется пластик различных цветов многослойный. Бытовая цветастость. Космические полеты – мода и часть формообразования. Доминирующие цвета белый и серебряный. Кресло – шар, шарообразные радио и телевидение. Стримлайн. Космические мотивы в одежде и мебели. Короткие стрижки.

Ульмская школа. Стилевым принципом стал функционализм (хорошая форма). Модульное изготовление. Футуристический стиль в моде. Первая униформа. Много футуристичных предложений о городах парящих, подводных и передвигающихся. Геодезический купол Фуллера из просвечивающих пластмасс. Жилые ячейки с агрегатами для жилья.

70-е. Нежелание жить по послевоенным признакам. Конфликт «отцы и дети». Хиппи – идея свободы от всего. Ранняя эстетика хиппи – натуральность (не мыться, не расчесываться). Длинные волосы, рваные джинсы и длинные юбки. Этнические мотивы. Характеристика: поп-арт, культивирование мусора, одноразовая мода (одел – выбросил). Платья из бумаги, мебель из гофрокартона. Комиксы, пластиковая мебель. Поп-арт – анти-искусство, радикальный дизайн. Низменное искусство. Вдохновлялись обыденными вещами: банки, электроника, страницы журналов, банковские билеты, фотки. Чудовищные размеры, гигантизм. Энди Уорхол (Мерлин, банки), Лихтенштейн, Джонс. Сексуальная свобода. Создание инсталляций и трехмерных конструкций. Сборно-разборные вещи, чтоб человек мог фантазировать и создавать индивидуальные вещи. Оп-арт (Вазарелли). Анти-дизайн. Студия Алхимия. Соединение популярной культуры и радикального китча. Коллекции «баухауз1» и «баухауз2».

В конце 50-х в обстановке процветающего «американского общества потребления» возникло новое течение в искусстве - поп-арт.

Сторонники поп-арта стремились создать антиискусство, выведя на сцену цивилизацию потребления, возвышая ее самые обыденные, ординарные предметы, которые фабрикуются миллионы. Они черпали вдохновение из так называемого «низменного искусства». Тщательно изучая рекламу, мир средств массовой информации, они вдохновлялись комиксами, представляя в своих работах машины, электронику, консервные банки, страницы журналов, фотографии, банковские бланки.

Самыми известными представителями поп-арта были Роберт Рашенберг, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс и Джеймс Розенквист, Энди Уорхол.

Дизайнеры стиля «поп» искали менее серьёзный смысл в своих произведениях. Это стиль для молодых. Идея производства добротных и долговечных товаров уходит на второй план, уступая место лозунгу «сегодня использовал – завтра выбросил».

Особой популярностью пользовался пластик.

В связи с тем, что поп-дизайн ориентировался, главным образом, на молодежный рынок, товары были дешевыми и, как следствие, часто посредственного качества.

Оп-арт. Новым в подходе оп-арта было то, что это искусство являлось строго беспредметным. Оно развилось частично из геометрической абстракции. Значительное место в оп – арте занимают конструкции, воздействие которых зависит от света и движения и не может быть достаточно передано в альбомной репродукции.

Направление оп-арт, названное из-за увлечения его сторонников оптическими эффектами, с учётом физико-психологических особенностей зрительного восприятия. Художники этого направления были заняты в основном созданием оптических иллюзий.

Главным теоретик оп-арта – Виктор Вазарели. Большая часть его работ выполнена в чёрно-белой гамме. Он разрабатывал концепции кинетизма и двухмерности картинной плоскости. Применив аксонометрическую проекцию, он имитировал движение самого зрителя и тем самым достигал особой динамики.

Поп-дизайн вместе с другими течениями антидизайнерской направленности противостоял «современному движению», заявлявшему «меньше – значит лучше», и привел к радикальному дизайну 70-х.

«Радикальный дизайн» возник в конце 60-хкак своеобразная реакция протеста на господствующий в это время «хороший дизайн». Возникший одновременно и близкий ему по понятию «Антидизайн» отличался несколько большей экспериментальной направленностью и политизацией. Он старался изменить общественное восприятие модернизма посредством утопических предложений и проектов. Историю возникновения и развития движения «антидизайн» обычно тесным образом связывают итальянским дизайном. Здесь в конце 60-х гг. новое поколение архитекторов и дизайнеров было недовольно уровнем образования и условиям работы, а так же ориентированным на потребителя промышленных изделий. Желание проектировать элегантные изделия больше не было, старались думать концептуальнее и глобальнее, по новому смотреть на процесс предметного формообразования. Основными центрами «Радикального дизайна» в Италии были Милан, Флоренция, Турин, где объединенные в группы дизайнеры занимались развитием кардинально нового направления в поисках «человеческого я». Конкретные объекты создавались все реже, а если и создавались, то с политическим, ироничным, провокационным смысловым содержанием, так как философия «радикального дизайна» была полностью антикоммерческой. Формы заимствовались из поп-арта и дизайн утопии.