logo
история дизайна 1-28

23. Функционализм. Дизайн в Германии 1950-1980-х гг.

Югендстиль как немецкий вариант Модерна. Высшая школа формообразования в Ульме. Фирма «Браун».

Функционализм возник в начале20 века как один из основных элементов более общего понятия МОДЕРНИЗМА, иначе – СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ, ставшей наиболее радикальным и принципиальным поворотом на путях развития не только искусства, но и материального мира. Этот поворот ознаменовал переход к современности в ее нынешнем понимании. Зародившись в литературных поисках, в находках живописи, в первых автомобильных пробках, в авиации, радио, железобетоне и стали, в кошмарах Первой Мировой и революциях, новое понимание материального мира отразилось в архитектуре самым ярким и решительным образом.

Основой идеологии функционализма в архитектуре стало создание самыми современными способами и конструкциями таких форм, которые бы обеспечивали наилучшее функционирование объекта, все излишнее отбрасывалось. Процессы, ради реализации которых построен стул, здание, район или город и даже регион должны получить наиболее удобную и технологичную оболочку или материальную базу. «Форма должна соответствовать функции» - вот лозунг функционализма.

Основной идеологический и практический центр функционализма, творческий центр «Баухауз» в Германии.

Иконой функционализма является здание Баухауза в Дессау, Германия, построенное по проекту В.Гропиуса в 1928 году. Лаконичное и ясное сооружение, сплав современных конструкций и научно-производственного предприятия («Баухауз» - проектно-исследовательский центр дизайна) демонстрирует форму, определенную функцией и характерный для функционализма формальный ряд плоские кровли, крупные плоскости стекла, полное отсутствие всего, что не нужно для конструкций.

В Германии приверженцы стиля Модерн группировались вокруг журнала "Jugend", по названию которого немецкий модерн стал называться Jugendstil (Молодой стиль). К этой группе принадлежали Отто Экман, Петер Беренс, Бернгард Панкок и др.

После окончания Второй мировой войны, в 1951 г. в Германии было принято решение «в интересах конкурентоспособности промышленности и ремесла» содействовать всем усилиям, «способным обеспечить немецким изделиям наилучшую форму». Рекомендовалось создать в качестве негосударственной организации Совет технической эстетики. В помощь ему был затем образован Фонд развития художественного конструирования.

Задачами Совета являлись, в первую очередь, пропаганда принципов художественного конструирования в промышленности, ремесле, торговле и среди потребителей, содействие развитию художественного конструирования, консультирование правительственных и государственных учреждений, подготовка выставок, конкурсов, оказание влияния на профессиональное обучение дизайнеров и т. д.

По всем этим направлениям Совет развил широкую деятельность. Один из ее примеров - разработка краткой инструкции по оценке промышленных изделий с позиций дизайна, которая явилась первым в мировой практике документом такого рода. В инструкции, в частности, перечислены «минимальные требования, которым должно отвечать высококачественное промышленное изделие, отличающееся хорошим технико-эстетическим уровнем:

A. Оно должно безупречно функционировать в соответствии со своим назначением.

Б. Его форма должна соответствовать характеру конструкционного ма¬териала, из которого оно выполнено.

B. Его форма должна отвечать особенностям технологии его производства.

Г. Его общая форма должна выражать назначение, конструкционный материал и технологию производства.

Д. Для изделий, тесно связанных с человеком, выразительность формы должна оцениваться особенно высоко».

Для лучших образцов немецкого дизайна всегда были характерны такие черты, как законченность, упорядоченность, строгость и лаконичность форм. Еще один положительный момент - довольно широкий диапазон деятельности дизайнеров. На первом этапе развития послевоенного дизайна, в 1940-е гг., они преимущественно занимались созданием домашней утвари, бытового фарфора, стекла, столовых приборов, мебели для жилых помещений, тканей. На втором этапе, в 1950-е гг., - конторской мебели, электроприборов, бытовой радиоаппаратуры, бытовых машин. В 1960-х гг. в сферу дизайнерской работы во все больших масштабах начали входить станки, крупные машины, дорожно-строительное оборудование. Большой интерес представляют работы немецких дизайнеров в области проектирования средств общественного транспорта и судов.

Стиль «Браун»- отсутствие декора, ярких цветовых пятен, имитации материалов. Это скромная колористическая гамма, построенная на тонких оттенках серого цвета, сочетания чёрного и белого. Это создание цельного образа минимальными и простыми средствами. Стиль «Браун» - это экономичный стиль.

Другой пример достижения большого успеха с помощью дизайнеров — это небольшая западногерманская фирма «Браун».Сразу же после окончания второй мировой войны фирма выпускала добротные, но внешне непритязательные предметы — кухонное оборудование, радиоаппаратуру, фотографические принадлежности. К середине пятидесятых годов, когда невзгоды войны стали забываться и на сцену вышел потребитель с совсем иными, чем прежде, понятиями о красоте, ведущий дизайнер фирмы Фриц Айхлер проанализировал продукцию фирмы и нашел, что ее внешний вид не отвечает ее сущности. Выпускаемые изделия имели либо заурядный и скучный, либо, наоборот, претенциозный, спекулятивно-фальшивый вид. Он решил представить себе обобщенный образ потребителя и пришел к выводу, что люди не собираются превращать свои квартиры в кунсткамеры или в театральные сцены, а хотят, чтобы они были убраны просто, практично, но со вкусом.

Фирма прежде всего решила сосредоточиться на производстве недорогих транзисторных приемников, которым до сих пор не уделялось серьезного внимания. Другие ведущие в этой области фирмы продолжали выпускать дорогие модели, представлявшие собой своеобразную «звучащую мебель» и удовлетворявшие престижные претензии верхних слоев общества.

Имея в виду обобщенный образ покупателя, фирма «Браун» подготовила конструктивно простые, функционально безукоризненные модели транзисторных приемников. Так сформировался стиль и других изделий (электроприборов, кухонных машин и пр.), настолько индивидуальный, что заговорили о «стиле Брауна» как о заметном явлении в мировом коммерческом дизайне. Здесь уже, в отличие от «Оливетти», речь шла о формально-стилистическом единстве продукции.

«Браун-стиль» оказался заметной вехой в истории послевоенного дизайна, первым наиболее цельным и определенным выражением стилистики начала 1960-х гг., ставшей почти универсальной для всего мира. Достоверно известно, что, разрабатывая первые образцы своей продукции, «Браун» не проводила предварительных исследований, прощупывания рынка. Однако вопреки всем отрицательным прогнозам продукция фирмы очень быстро приобрела популярность.

После окончания второй Мировой войны в Германии происходит постепенное возрождение традиций Баухауза. Как и в момент его создания, появление школ подобной художественно-промышленной ориентации инициировалось социально-исторической востребованностью специалистов подобного профиля. Германия тяжело переживала последствия войны: разруху, голод, упадок в экономическо-промышленной сфере. Стало необходимым в короткий срок восстановить производство легкой промышленности, наладить выпуск товаров массового потребления, столь важных для мирной жизни. В 1953 году в Ульме была открыта Высшая школаформообразования или Высшее училище художественного конструирования, провозгласившая себя наследницей главных идей Баухауза. Директором школы стал бывший выпускник Баухауза, швейцарский архитектор, художник, скульптор и дизайнер Макс Билл. Организационная структура, методы и задачи школы соответствовали в своей основе системе Гропиуса. По проекту Билла для школы был выстроен целый комплекс зданий, аналогичный комплексу Баухауза в Дессау.

институт, где наряду с проектированием вещей займемся проблемами градостроительства и планирования окружающей среды, в нем также будет отделение визуального формообразования, отвечающее нынешним потребностям, и отделение информации, где будут учить рассказывать о проектных задачах сегодняшнего дня».

“Хорошая форма” и неофункционализм. Ульм показал, что в немецком дизайне 60-х гг. стилевым принципом стал функционализм (”хорошая форма”), который даже стал представляться различным учреждениями, дизайн-центрами и советами по формообразованию как догма. Доценты Ульмской высшей школы работали для фирм “Браун”, “Витсуе” и “Розенталь”, чьи продукты во всем мире показали сущность “хорошей формы” и “германского дизайна”. Альберт Буске. Магнитофон “КВ 100, Лейпциг, ГДР, 1957 г.