logo
история дизайна 1-28

25. Сочетание традиции и инновации в дизайне Японии.

Влияние японских традиций в оформлении современного интерьера. Японская эстетика как основа минимализма в современной архитектуре и дизайна. Творчество крупнейших японских дизайнеров (Кэнджи Экуан, Сори Янаги и пр.)

Успехи японского дизайна часто объясняют многовековой культурой художественного ремесла и быта, эстетическая утонченность и гармоничность.

в формировании предметного мира японцы с древнейших времен придер-живались концепции, основу которой составляют функциональность, ла-конизм и чистота форм.

В условиях даже ремесленно¬го производства японская архитектура при всей своей высокой эстетично¬сти была типовой, модульной, предельно функциональной и конструктив¬ной. Посуда всегда была комбинированной и складируемой. Японский иероглиф, отвечающий нашему понятию «мебель», в более точном смысле означает «орудие (инструмент), сопровождающее человека всю жизнь».

Художественная культура издавна пронизывает весь быт японцев. Японская церемония угощения чаем - в которой изящество выработанного веками рисунка движений как бы сливается с красотой утвари; «Икебана»; об эстетическом и функциональном совершенстве столярных и других инструментов японского ремесла. Эти традиции, безусловно, не могли не влиять на формирование современного японского дизайна.

дизайн в Японии насчитывает не более 60 лет. Основным стимулом его развития, как представляется, были особые экономические условия, сложившиеся в Японии в послевоенный период

Первая группа дизайнеров появилась в стране в начале 1950-х гг. Когда в 1952 г. они создали японскую ассоциацию дизайнеров, в нее вошли лишь 25 специалистов, в большинстве своем занимавшихся проектированием мебели и интерьеров.

Промышленный подъем начала 1960-х гг. вызвал усиление конкурентной борьбы между японскими промышленными фирмами- вынуждены были прибегнуть к услугам дизайнеров.

японского дизайнера Сори Янагиписал - в этот период в промышленность нередко шли художники, которые «писали великолепной красоты картины с изображением будущих изделий», не дав себе труда предварительно посоветоваться с инженерами.

Развитие дизайна в Японии протекало при взаимодействии и столкновении творческих концепций, экономических, организационных и стилистических форм - как переносимых из Европы и Америки, так и своих, возникающих на базе веками выношенных культурных обычаев, эстетических идей и художественных форм.

С начала 1950-х гг. Японская ассоциация содействия развитию экспортной торговли Джэтро регулярно посылала японских дизайнеров на учебу в высшие художественно-конструкторские учебные заведения в США и ФРГ (Чикаго, Лос-Анджелес, Ульм). Многие дизайнеры регулярно стажировались в США, Италии, Франции, Англии, скандинавских странах, знакомясь с последними достижениями дизайна.

японских дизайнеры в слепом подражании западным образцам копировали аудио- и видеотехники. Мебель повторяла образцы известных работ Имса, Сааринена, Брейера, Ле Корбюзье. Иногда это были прямые копии, иногда они несколько видоизменялись в деталях.

Самая яркая тенденция зарождающегося японского дизайна - его американизация и, как следствие, преобладание стайлинга.

В японском дизайне сразу сложилось три направления, условно называемых «национальным», «интернациональным» и «смешанным».

Национальный - в Японии принято сидеть вокруг низкого стола прямо на полу. Японские дизайнеры вместо традиционных подушек начали проектировать своеобразные стулья со спинками, но без ножек. Японские ванны - деревянные бочки - стали заменяться пластиковыми, а фирма «Тошиба» выпустила современную электрическую рисоварку вместо традиционных «ка-мадо». Электрическими стали и издавна употреблявшиеся зимой для обогрева «катацу» - жаровня с углями, которая ставилась в центр углубления в полу под низким обеденным столом.

для Японии попытки создать современный «национальный стиль» напоминают первые шаги европейского дизайна конца XIX в. с его увлечением неоготикой, стилем «а-ля рюсс» и паровозами, украшенными цветочными гирляндами.

Создание собственной творческой концепции японского дизайна происходило на базе так называемого смешанного стиля, возникшего на основе органического сочетания особенностей японского быта и его художественных традиций и лучших достижений мирового дизайна. Ярче всего это проявилось в проектировании интерьеров, мебели, домашнего оборудования. Освоение зарубежного опыта наиболее плодотворно велось в сферах высокоразвитых областей промышленности, прежде всего в электронике.

Лучших японских дизайнеров, как правило, не интересовала форма создаваемых зарубежными коллегами изделий сама по себе. Они стремились не стилизовать, а развить, творчески трансформировать ее.

именно дизайнеры и инженеры «Сони» создали карманный радиоприемник, в 1958 г. был создан первый микротелевизор.

заменили химические чернила на тушь: так появились фломастеры

«смешанное направление» в проектировании японских интерьеров и мебели основано на переплетении в жизни современной Японии новых, интернациональных, и старых, традиционных, форм быта. В простейшей форме это выражается в том, что в японских жилищах появляется гостиная, оборудованная на западный манер. Еще более массово включение в интерьер самой современной электроники. Это вторжение в традиционный быт вызвало в современной японской архитектуре встречный процесс включения старого в новый быт, например традиционных японских чайных в современные общественные и жилые интерьеры.

Интереснее и художественно перспективнее метод зонирования единого пространства интерьера поднятием на определенном участке уровня пола

Многие дизайнерские проекты мебели, создаваемой в Японии, могут использоваться в условиях как японского, так и (с небольшими изменениями или даже без них) западного образа жизни: (стулья, от бюро Тоегути, могли быть сняты со своих металлических или деревянных опор и превращены в напольные сиденья).

Скамеечка дизайнера Сори Янаги, составленная из двух свободно изогнутых деревянных листов, вдруг раскрывающихся сиденьем, с полным выявлением своеобразия дерева, явилась в конце 1950-х гг. открытием для Запада. Органичная красота формы, воплощающая здесь идею роста дерева, прекрасно отвечает функциональным и технологическим потребностям.

японские дизайнеры при создании новых промышленных форм прямо используют национальные прототипы. Особенно наглядно это выражается в бытовой посуде, которая и функциями, и пластикой неразрывно связана с интерьером, а традиции ремесла органично связываются с современными способами производства.

.В этой культуре никогда не было разделения на материальные и духовные виды искусства, мир всегда представлялся пластически целостным. Традиционная японская архитектура, садово-парковое искусство, живопись, предметы ремесел всегда были средством организации предметного окружения человека, и выполнялось это с тем завидным совершенством, которое и сейчас представляется поистине идеальным.

ЭКУАН Кэндзи(1929) крупнейший представитель японского промышленного дизайна.

Известность Э. принесли разработки, выполненные по заказу фирмы «Ямаха» (мотоциклы, музыкальные инструменты), однако своеобразие им придает не столько формообразование — оно тщательно продумано, но вполне традиционно — сколько необычные для объектов такого типа колористические решения, методы демонстрации их потребителю. Гораздо более интересными представляются разработки, выполненные Э, исключительно для японского потребителя. Тематика их варьируется от палочек для еды или бутылочек для соевого соуса — форма их почти канонична, но адаптирована к новейшим синтетическим материалам, из которых они изготовлены, до компактного городского автомобиля, но каждый из этих объектов отличается неповторимым национальным характером, органично вписывающимся в современную среду.

Сори Янаги в 1915 г - Среди наиболее известных творений Янаги - «стул-бабочка», табуретка по-японски лаконична и лишена лишних деталей и неуместной пестроты. Это творение стало, по мнению всех критиков, идеальным сочетанием прикладной ценности и традиций японского дизайна. Объекты, созданные Янаги, отличаются плавными линиями, простотой и при этом необычайным изяществом. Именно «стул-бабочка» сделал Янаги знаменитостью международного масштаба - в 1957 году дизайнер выиграл со своим детищем на триеннале в Милане. Критики отмечали, что, сохраняя в своих разработках японский дух, дизайнер при этом создаёт «универсальные» объекты - понятные и подходящие человеку из любой точки мира. В 1954 году появилось другое известно произведение Янаги - «стол-слон» из пластмассы. Помимо мебели, он также разрабатывал дизайнламп, детских игрушек, автомобилей.