logo search
Теория и практика РТП

1.2. Виды и формы художественных зрелищ

Зрелище является культурно-историческим феноменом широчайшего даипазона: спортивные состязания, игры, публичные ритуалы и церемонии, празднества и театрализованные представления, не говоря уже о театре, цирке, эстраде, кинематографии – все это зрелище.

Для каждой из этих форм характерны свои специфические особенности, но есть и некие общие, объединяющие их свойства, и в первую очередь это, конечно,

– игровое начало каждой формы, в основу которой положено «игровое действие».

Также для зрелищных форм обычно качестве такого определяющего признака берется

– синтетичность, а сами зрелищные формы называются «синтетическими», поскольку в них синтезируются элементы всех видов искусства; затем –

– действенность и коллективность как два основных зрелищных признака и, наконец, для любого зрелища характерен

– эффект соучастия, сопереживания и сотворчества зрителя.

Зрелище вырабатывает определенные зрительские установки за счет своего синтетического свойства, каждый его элемент «призван интенсифицировать воображение. Зрелищное искусство непосредственно зависит от степени зрительской активности, от широты охвата зрительской массы» (Ратнер).

Исходя из полисинтетической природы зрелищных искусств, их можно разделить на следующие виды:

– содержательно-психологические, куда относится музыкальный и драматический театр, кино, телевидение;

– развлекательно-содержательные, включающие эстраду, цирк, оперетту;

– откровенно развлекательные – некоторые эстрадные (мюзик-холл, шоу-программы), балет на льду;

– коммуникационные – массовые представления, из которых самой значимой и яркой является праздник.

С точки зрения зрелищности, праздник представляет собой культовую игру по поводу некоего события, которая имеет активный характер, когда зритель принимает в нем непосредственное участие. Древние праздники представляли собой организованные массовые действа, в которых проявлялись такие специфические черты, как массовость, ритуализация, зрелищность, игратизация.

Современный театрализованный праздник носит рационально-процедурный характер. Он включает театрализованное массовое шествие, которое выполняет роль праздничного пролога, театрализованных митинг-манифестацию (например, молебен во время Рождества или Пасхи выполняет его роль), где обязательно должно состояться основное событие праздника и раскрыться его тематика, далее – кульминационное событие, где, как правило, представлено театрализованное представление, и, наконец, народное гуляние, как эмоционально-насыщенный финал праздника. Специфику современного театрализованного праздника – разножанровость и многоплановость, наличие реального героя, активное творческое участие большого количества людей в праздничном действии.

Другой яркой зрелищной формой, насыщенной бурлящим жизнеутверждением и являющейся зрелищем по всем канонам, является карнавал.

В отличие от официального праздника, который утверждает сложившийся миропорядок с его официальной иерархией, религиозными и моральными ценностями, карнавал торжествует, как писал М. Бахтин, «временное освобождение от господствующей правды, временную отмену всех иерархических отношений, привилегий, норм и запретов». Само слово происходит от «karrus navalus», корабельная лестница, на которой ехал Дионис во время своего праздника в Афинах.

Для карнавала характерен дух свободы и игры, что делает его реальной формой самой жизни. Он характеризуется полным разгулом в еде, сексуальной свободой, разгулом в выражениях, словах и жестах. На карнавале пляшут до изнеможения, водят хороводы до головокружения. Для карнавала характерна маска – символ, «позволяющий освободиться от себя и от других» (Гадамер).

Не менее яркой зрелищной формой являлся и балаган.

Это центр праздничной ярмарочной площади, лицом народного гулянья. Суть балагана – в смешении красок, представлений и средств воздействия. Он импровизационен, творится на глазах зрителя, вбирает в себя эстраду, цирк, буффонаду, гротеск, доводя зрелище до умопомрачительного абсурда. Его назначение: не просто удивить, а сразить, не просто рассмешить, а заставить умирать от хохота. Русский балаган вобрал в себя как традиции скоморошества, так и традиции европейского площадного театра, создав свое, неповторимое своеобразие.

Особым видом, получившим в последние годы массовое распространение, стало шоу.

Шоу – это универсальное по своему характеру и содержанию решаемых задач массовая акция, построенная по заранее разработанной художественно-педагогической программе – сценарию. Для данной формы характерно органическое сочетание информационного начала, разностороннего культурного общения, элементов зрелища и развлечения. Удачно выстроенное шоу – это и способ повышения общечеловеческой культуры и хорошая форма активного отдыха. По своему значению и месту в общей системе культурно-досуговой деятельности встречаются юбилейные, праздничные, обрядово-событийные, календарные шоу. По преобладанию средств идейно-эмоционального воздействия на аудиторию можно выделить литературные, музыкальные, театральные шоу.

Особенностью шоу является то, что присутствующие на них люди – это не традиционные зрители или посетители, а активные участники происходящего. На таких мероприятиях выступают заслуженные люди, ведутся дискуссии и споры по актуальным вопросам современности, исполняются концертные номера, устраиваются викторины, смотры, лотереи, создаются условия для обмена мнениями, суждениями, жизненным опытом.

Шоу - это одна из ярчайших форм современной развлекательной культуры, включающей в себя основные отличительные особенности постмодернизма (от лат. post - «после» и modern us - «новый», «современный»), такие как синтез, монтаж, фрагментарность. Шоу-программа - синтетический жанр искусства, подразумевающий слияние разно жанровых номеров посредством монтажа в единую композицию. Фрагментарность шоу-программы объясняется тем, что ее основными частями являются номера, обладающие собственной внутренней структурой и использующие различные средства выразительности. Зритель, приходя на шоу-программу, где доминирует развлекательная направленность, намеревается получить разрядку, отдохнуть, обрести хорошее настроение, причем, не затрачивая чрезмерных усилий на восприятие. Этому должны способствовать все компоненты шоу. Одним из таких компонентов является особая структура программы, система построения которой полностью отвечает потребностям зрителя в ярком праздничном разнообразном зрелище. Эстрадный номер, безупречный сам по себе, обретает динамику в условиях темпераментной, азартной, агрессивно-заразительной переклички с другими номерами. Каждый номер должен содержать свою «изюминку», свою неповторимость. И сочетание этих «неповторимостей» во многом определяет успех шоу-программы в целом. Особым образом воспринимается зрителями начало и финал программы. Поэтому и первый и последний номера обязаны особо отличаться от всех остальных или качеством исполнения, или массовостью участников, или необычностью жанра, или режиссерским решением.

Шоу-программа привлекает легкостью восприятия за счет известного упрощения структуры, облегчения содержания и формы. Легкость восприятия шоу обуславливает привлечение внимания броскостью, яркостью, необычностью режиссерского решения.

На сегодняшний день произошло резкое жанровое размежевание, в результате чего утвердились две достаточно изолированных области -элитарное искусство (серьезная, «высокая» музыка, литература, хореография), и так называемая «поп-культура» - легко воспринимаемая, имеющая в основном развлекательный характер. Несмотря на широкое распространение и популярность шоу-программ, приходится признать, что с эстетической точки зрения они остаются на несколько порядков ниже, чем произведения элитарного искусства, и это объяснимо. Известно, что такая форма «поп-культуры», как шоу-программы рассчитана на восприятие зрителей разных возрастов, социальных групп. Зрители, приходя на шоу, желают обрести заряд бодрости, получить яркие эмоциональные впечатления, отвлечься от забот и сложностей повседневной жизни, и наконец просто отдохнуть. Однако, в связи с тем, что шоу-программы в основном являются несложными по содержанию, многие причисляют их к «низким» жанрам искусства. Кроме того, из-за падения эстетического и этического уровня шоу-программ, нередко и не без основания они становятся объектом критики. Если на западе процесс ухода от содержательности шоу-программ к примитивной зрелищности происходил постепенно, в соответствии с изменением социально-политических условий, то в России данный процесс происходит в гипертрофированной форме и в десятки раз быстрее.

Шоу - это яркая, эмоционально насыщенная эстрадная программа, не имеющая твёрдого сюжетного хода, основанная на внешне эффективных зрелищных номерах и аттракционах, соединённые в единое целое неожиданными переходами и связками; построенная на стремительном сценическом действии, близком по своему характеру к мюзик-холльному. С тем же мюзик-холльным изяществом хореографических номеров, с той же красочностью и пышностью, с ошеломляющей динамикой темпа, позволяющей насытить шоу-программу большим количеством разнообразных номеров, но без обязательного для мюзик-холльной программы, пусть примитивного, «пунктирного» сюжетного хода, При этом шоу-программа не исключает смелости подачи номеров. Наоборот- чем разнообразнее приёмы подачи включённых в программу номеров, тем ярче сценическая форма шоу.

При этом следует отметить: шоу- это не только жанровая категория. В форме шоу могут проходить и выступление популярного эстрадного артиста, и различные конкурсы, и презентации, и театрализованные аукционы и т.п. Шоу-программа - это масштабное зрелище, сценография которого создаётся в реальном сценическом пространстве и во многом зависит от технических возможностей сцены, её оборудование. Шоу не ограничивает фантазию художника - стенографа. Важно, чтобы его выдумка была технически выполнима.

Сегодня в области шоу - программ такие интересные сценографы, как Петр Гиссен (создавший, например, архитектурную фантасмагорию «Привет, Артист!» Ефима Шафрина), Александр Мальков (конкурс «Московская красавица-91»), Алексей Макаревич (сольная программа Олега Газманова), Юрий Антизерский («Ступени к Парнасу»), Борис Краснов (один из наиболее популярныхстенографов, художник многих шоу-программ, в том числе «Открытие Московского кинофестиваля», где на сцену выезжал старинный золотой паровоз подмостки, или «Рождественские встречи» Аллы Пугачевой, и другие художники). Большинство перечисленных нами постановок шоу- программ было осуществлено на сцене Государственного концертного зала «России».

И хотя сегодня довольно часто можно наблюдать, как в роли режиссёра - постановщика выступает художник - сценограф, нам представляется, что данное явление- результат дефицита подлинной эстрадной режиссуры. Нам могут возразить: мол, многие художники в последствии стали режиссёрами. Например, Гордон Крег, Николай Павлович Акимов и другие. Действительно, их творческая жизнь начиналась с профессии художника. Но впоследствии их творческой профессией стала режиссура, как основа их сценической деятельности. Может быть, такой же будет и творческая судьба Б. Краснова, который называет себя «режиссёром-сценографом».

Конечно, художник - сценограф до известной степени, как и режиссёр, ощущает драматургию в динамике, в движении. Но это не означает, что тем самым он может подменить собой режиссёра-постановщика. К сожалению, именно это сегодня наблюдаем в постановке различных шоу- программ. Из-за этого сценическое поведение артиста становится зависимым от оформления, а не наоборот, когда артист , содержание его программы, его выступление определяет образное решение сценографии. Зачастую приходится видеть, как решение сценической площадки, при всех современных ухищрениях - игрой светом, дымами, использование электроники и других спецэффектов - работает не на артиста, а становится помпезным фоном. Например, это ярко проявилось в последней постановке А.Б. Пугачевой в юбилейной программе (художник Б. Краснов).

Бесспорно, что на бурное развитие шоу - программ, на их чрезвычайно широкое распространение в последние годы в нашей стране влияет коммерция, бизнес. Не случайно шоу-бизнес стал у нас синонимом всего, что связано с эстрадой.

Но шоу-бизнес, его стремление к созданию грандиозных, помпезных программ, требующих огромных денежных затрат, уводит рядовую публику из зрительных залов. Бюджеты таких шоу тянут за собой повышение цен на билеты, необходимость проводить рекламные компании (что само по себе дело не дешевое). Может быть, этим объясняется, что проведение таких программ даже с участием «звёзд» эстрады в крупных городах не стало частым явлением. Итак, с одной стороны, шоу-программа - это одна из современных форм досуговой деятельности, а с другой - это товар, нацеленный на потребление широкими массами.

Поэтому, на сегодняшний день необходимо совместить художественную и эстетическую основу шоу-программ с экономической рентабельностью. И тогда на вопрос: «что такое шоу - бизнес или культура?» - можно будет ответить: « шоу - это и бизнес и культура».

Внутри искусства, разных его видов и жанров, социально-регулятивная функция в прямой степени зависит от ряда факторов: от доступности произведений аудитории, от степени их распространенности, от «заразительности» и т.д. По всем этим показателям популярное искусство занимает ведущее место.