3.4. Концерт и законы его организации
Концерт (от лат. – состязаюсь) – публичное выступление артистов по определенной специально составленной программе.
Сегодня буквально нет в жизни общества какого-либо значительного события, даты, которые бы не отмечались каким-нибудь концертом.
Концерт – это особая законченная сценическая форма, в основе которой – номер, свои законы построения, свои художественные принципы и свои «условия игры». Но и это еще не все. Несмотря на существование множества самых различных концертов, каждый из них по форме и содержанию имеет свои особенности.
Открыв «Театральную энциклопедию», читаем: «Концерты бывают самых различных видов: музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.), литературный (художественное чтение), смешанный (музыкальные номера, художественное чтение, сцены из спектаклей, балетов и др.), эстрадный (легкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, пародии, цирковые номера и др.)». На практике, а точнее в обиходе, концерты чаще всего делятся на два основных вида, филармонические и эстрадные. Причем, как первые, так и вторые весьма разнообразны по своей сути и форме. Сегодня из всего значительного числа проводимых в стране концертов, наиболее распространены концерты эстрадные. О них и пойдет речь.
Дивертисментный (сборный) концерт
Наиболее распространенной, если не сказать основной, традиционной формой эстрадного концерта является сборный, или, иначе говоря, дивертисментный концерт, программа которого состоит из совокупности номеров самых различных жанров (пение, музыка, танцы, сценки, пародии и т.д.). Но даже сборный, дивертисментный концерт не есть механическое сложение, сумма различных номеров. Это качественно новое целостное, самостоятельное произведение эстрадного искусства.
В последние годы на афишах эстрадных концертов слово «сборный» стало вытесняться такими названиями как «варьете», «кабаре», а чаще всего – «шоу», В основе любого из них лежит набор номеров различных жанров, как и в сборном концерте, но все же каждый из них имеет свои особенности, знать которые эстрадный режиссер обязан. Так же, как и особенности весьма популярных в 60-е и 70-е годы XX века «праздничных театрализованных концертов».
К сожалению, сегодня эстрадные концерты нередко весьма невысокого качества. И происходит это чаше всего из-за неверного понимания сущности эстрадного концерта и вообще существа эстрадного искусства и творческих и организационных особенностей этого вида искусства.
Термин «дивертисментный» приобрел служебную роль. Обычно употребляется в искусствознании. На практике о таких концертах говорят «сборный».
Варьете
Если говорить о «варьете» как об определенной форме эстрадного концерта, то в последние годы чаще всего под этим зазывным иностранным словом, красующимся на самых различных афишах, скрывается тот же сборный, дивертисментный концерт, состоящий из выступлений певцов, танцоров, музыкантов, пародистов, жонглеров, фокусников и т.д. Правда, создатели такого концерта стараются включить в его программу хотя бы одно выступление того или другого популярного исполнителя.
Ныне под словом «варьете» подразумевается постоянное эстрадное действо (эстрадная программа), составленное из номеров разнообразных жанров, модных групп и шоу-балета, ориентированных на развлечение, которое имеет место быть в том или другом ночном клубе или ресторане. Поэтому в таких программах преобладают номера оригинальных жанров. И, конечно, такое действо, не говоря уж об весьма эффектных костюмах исполнителей, красочно оформлено. Собственно, в данном случае мы имеем дело с «кабаре», кабаретной программой. Кстати, сегодня между понятиями «варьете» и «кабаре» грани практически стерлись.
Кабаре
Кабаре (фр. кабачок). По своей сути это тоже сборная дивертисментная, иногда с элементами театрализации, эстрадная программа, идущая на эстрадных подмостках, расположенных в зале кафе или ресторана, основная цель которой – развлекать сидящую за столиками публику.
В России начало этой форме эстрадного концерта положили кабаре «Летучая мышь» в Москве, а в Петербурге «Кривое зеркало», посетителями которых был весьма ограниченный круг лиц: художники, артисты, литераторы. То есть оба эти кабаре в то время были нечто вроде элитных клубов.
В начале XX века кабаретные программы состояли из различных песенок, сольных танцев, сатирических номеров и т.п. Но главную роль в них играл конферансье, ведущий непринужденный (часто вызывающий ответную реакцию публики, что очень важно в кабаретной программе!), разговор с сидящими за столиками. Нередко конферансье, спускаясь со сцены, проводил с ними самые различные игры.
И сегодня режиссеру, ставя действительно кабаретную программу (а такие попытки есть), следует помнить, что эти программы должны отличаться атмосферой раскованности, импровизационности, легкой ироничности, своеобразной интимностью обстановки. Вот почему режиссеру, осуществляющему постановку кабаре, нужно заботиться не только о содержании и ее характере, но и стремиться создать в зале то, что можно назвать «кабаретным уютом».
В конце 80-х годов XX века в жизни нашей эстрады появились программы так называемых «политических кабаре». В них большую часть программы занимают острые по своему содержанию политические номера. Так, например, в 1992 году в Москве с успехом шла эстрадная программа под названием «Кабаре двойников» (автор и постановщик А.Д.Силин). В ней наряду с двойниками популярных эстрадных актеров действовали и двойники известных политических деятелей недавнего прошлого и настоящего.
Шоу
Шоу (англ. - 1. показывать, 2. спектакль). Весьма распространенный вид эстрадного развлекательного представления-зрелища, с обязательным участием ходя бы одной эстрадной «звезды».
Шоу – это яркая, эмоционально насыщенная эстрадная программа, основанная на внешних эффектных зрелищных номерах и аттракционах, соединенных в единое целое неожиданными переходами и связками, построенная на стремительном сценическом действии, близком по своему характеру к мюзик-холльному, с тем же изяществом хореографических номеров, с той же мюзик-холльной красочностью и пышностью. С ошеломляющей динамикой темпа, позволяющей насытить шоу-программу большим количеством разнообразных номеров. При всем этом чем разнообразнее приемы подачи включенных в программу номеров, тем ярче сценическая форма шоу.
Уже в начале 70-х годов XX века в эстрадном искусстве явно наметилось тяготение к более сложным, чем сборные концерты, зрелищным формам. Не только к таким, как шоу, но и к обозрениям (ревю) и мюзик-холльным программам, представлениям.
Обозрение
Обозрение (фр. - Ревю) – такая форма эстрадного эффектного действа-зрелища, в котором отдельные номера связаны сюжетным ходом, что позволяет все время «менять» место действия. Чаще всего сюжетный ход обозрения строится на возникшей для героя (героев) необходимости совершать различные «путешествия» или «искать» кого-то или что-то и т.п. В этом случае каждый номер воспринимается зрителем не как изолированное произведение, а как яркий эпизод, действие в общей композиции концерта. Иначе говоря, обозрение – эстрадное представление на задуманную и выраженную через сюжетный ход тему, составленное из объединенных в эпизоды разных номеров.
Сценические повороты сюжетного хода позволяют, меняя место действия, «обозреть» события как бы с разных точек зрения. Этой форме эстрадного искусства свойственны стремительный темп, неожиданность поворотов сюжетного хода, музыкальная насыщенность.
В то же время для обозрения очень важны соотношения частей и целого, номера и сюжета. Тут следует оговориться: обозрение, смонтированное из отдельных номеров, как правило, подготовленных независимо от создаваемого представления (существующих или существовавших самостоятельно, до включения их в программу обозрения), таит в себе опасность для режиссера-постановщика, которую не так-то легко преодолеть. Ведь сюжетный ход обозрения подразумевает подчинение себе отобранного для него номера, а у него есть своя логика, своя драматургия. Ведь он сам – завершенное произведение, которое может сопротивляться подчинению.
Естественно, что в этом случае все зависит от творческой выдумки режиссера, от логики «входа» и «выхода» из номера, от его «подачи» и т.д.
Мюзик-холльное представление
Термин «мюзик-холл» определяется двояко: первое – как вид театров, дающих эстрадные концертные представления, и второе – как своеобразная эстрадная программа, представление, содержание которого построено на чередовании разнообразных номеров, аттракционов, демонстрации виртуозной исполнительской техники, сценических трюков, сцементированных сюжетным («пунктирным») ходом и танцевальными номерами балетной, как правило, женской группы («гёрлс»).
В отличие от западного мюзик-холла, московский с самого начала (с первого, возникшего в 20-е и начале 30-х годов XX века, а затем возродившегося в 60-е годы), испытывал на себе значительное влияние театра. Возглавлял его тогда А.П.Конников, осуществивший постановку таких злободневных представлений, как «Когда зажигаются звезды» (1960), «Москва – Венера, далее везде» (1961), «Тик-так, тик-так» (1963) и другие. Конечно, все эти представления существенно отличались от программ 20-х и 30-х годов. Тем они и интересны, поскольку по своей сути были эстрадными спектаклями. Это – калейдоскоп ярких зрелищных номеров, первоклассный балет и выступления популярных певцов.
Мюзик-холльная программа – своеобразное, постановочно яркое, красочное, порой эксцентрическое обозрение-зрелище, состоящее из быстро сменяющих друг друга феерических картин, насыщенное эстрадно-цирковыми аттракционами; обозрение-зрелище, в котором первоклассные номера и эпизоды с участием эстрадных «звезд» соединены не столько сквозным «пунктирным» сюжетным ходом, сколько танцевальными номерами герлс с идеальной синхронностью движений. Это программа, в которой значительное место занимает эстрадный оркестр, как правило, располагающийся на сцене. Это всегда яркие, броские костюмы исполнителей. Это блеск красок, игра света и теней. Это различного рода сценические эффекты. Это использование самых разнообразных современных технических средств оформления.
Их отличительная черта, помимо всего прочего, широкое использование в художественно-образном решении такого действа-зрелища, как прием театрализации.
Образное решение концерта не рождается само по себе. Оно – результат воплощения, основанного на теме, идее и всех предлагаемых обстоятельствах художественно-образного режиссерского замысла концерта, иначе говоря, его задумки, мысленного видения концерта. Что бы режиссер ни ставил: спектакль, концерт, номер – для него их создание начинается с замысла!
Замысел, задумка – вообще начало любого творчества. Любой творческий процесс начинается с придумывания первоначального образного наброска (эскиза) будущего произведения, который является как бы первой ступенькой творческого акта. С задумки начинает свою работу не только писатель, художник, композитор, драматург, режиссер, но и изобретатель, конструируя новую машину, модельер, придумывая новый фасон платья. Вообще же давно известно, что в конце каждого не только творческого, а и трудового процесса получается предполагаемый в начале этого процесса результат.
Но в отличие от всех остальных сфер человеческой деятельности художественное творчество начинается с поиска образного художественного замысла будущего произведения.
Под понятием «режиссерский замысел» подразумевается образное видение первоначальной модели будущего произведения (представления, спектакля, концерта, номера), эмоциональное и зримое ощущение не только его цели, но и содержания, определяющее, в конечном счете, его художественный образ, то есть, его темы, идеи, формы. Кстати, при этом именно в замысле проявляются не только особенности таланта режиссера, но и его мировоззрение, гражданская позиция, увлеченность темой и идеей.
Замысел определяет: цель и содержание (идею и тему) концерта, и их раскрытие (форму), и порядок номеров (композицию), и логику перехода от номера к номер) (прием), и темпоритм, и сценическую атмосферу, и сценографию /характер оформления) – словом, практически все, из чего будет складываться будущий концерт.
Совокупность перечисленных компонентов режиссерского замысла и создает у режиссера первоначальную модель будущего концерта.
Режиссерский замысел определяет не только ч т о я буду ставить, но и к а к я это буду делать. Вот и наш режиссерский замысел будет рождаться в процессе поиска действенного сценического решения концерта, в процессе уточнения его темы, идеи, цели, формы и т.д.
Существуют общие для всех режиссеров положения, без знания которых замысел будет рождаться случайно, стихийно, а если и родится, вряд ли воплотится полностью. Начинается он с процесса изучения, анализа всех условий и возможностей практического осуществления концерта, то есть с изучения и анализа предлагаемых обстоятельств.
Предлагаемые обстоятельства концерта – это повод, причина создания концерта, которые определяют содержание, тему концерта. Например, нам необходимо поставить концерт, посвященный 8-му марта. Естественно, что его содержание, в какую бы он не был облечен форму, будет посвящено женщине. Но при всем при этом, его содержание не однозначно, и раскрыть его можно по-разному, и это разное будет отражено в названии концерта. Например, «Любит, не любит», «О любви и не только», «Как прекрасен этот мир», «Зачем тебя я, милый мой, узнала», «Что в имени тебе моем...», а может быть и «Семь пятниц на неделе». Все эти темы имеют право на существование, поскольку каждая по-своему так или иначе имеет в виду женщину, говорит о женщине.
Наличие творческих сил. Без конкретного знания имеющихся в распоряжении режиссера номеров, их содержания, жанра, состава исполнителей и других особенностей невозможно выстроить программу концерта, не говоря уж о рождении в конкретности и точности образного видения будущего концерта и воплощения его решения.
Особенности сценической площадки. Как правило, теперь везде есть довольно приличные залы с оборудованной, правда, часто по самому минимуму, сценой. Естественно, что нам необходимо знать ее технические возможности (если таковые есть), ее световое оборудование, размеры, есть ли помимо занавеса другая одежда сцены (кулисы, задник), есть ли киноэкран, сколько входов на сцену и откуда и т.д.
Говоря о сборном концерте, мы не употребляем слова «замысел». Это не случайно. Дело в том, что при осуществлении сборного концерта режиссеру достаточно найти свое понимание повода концерта, свое понимание темы, отобрать номера и выстроить их в определенном порядке. Театрализованному же тематическому концерту присущи определенная драматургия, выраженная сюжетным ходом и сквозным действием, и соответствующая событию сценическая атмосфера, и сценография, и многое другое. По сути дела театрализованный тематический концерт – это своеобразное, облеченное в определенную форму представление, воплощающее определенный образный режиссерский замысел. О театрализованном тематическом концерте подробный разговор пойдет дальше, в соответствующих беседах.
Другие предлагаемые обстоятельства – материальные и финансовые возможности, время и условия проведения, характер зрительской аудитории, словом, все то, что является платформой, с которой в поисках решения нашего концерта начнется полет режиссерской фантазии.
Окончательное решение сборного концерта выстроится только после того, как мы конкретно будем знать не только какими творческими силами (номерами) мы располагаем, но и их репертуар, то есть приступим к просмотру номеров.
Просмотр и отбор номеров
Итак, мы определили, о чем и во имя чего мы будем ставить концерт. А вот как мы будем его осуществлять, пока не знаем. По сути, то, что мы проделали, принесло нам очень нужное, но в большей степени эмоциональное ощущение замысла. В нем еще нет ничего конкретного. Это скорее первый шаг в поиске замысла, скорее зерно замысла. Чтобы оно проросло, нам необходимо, в первую очередь, точно знать, какими творческими силами мы располагаем: репертуар, художественные возможности, исполнительский состав и т.д. А .для этого нам следует просмотреть все номера, которые имеются в нашем распоряжении и из которых мы будем отбирать нужные для нашего концерта. Почему мы не могли сделать это раньше?
По очень простой причине: у нас еще не были определены тема и идея концерта. А иначе как нам решать, какие номера годятся для нашего концерта, а какие – нет? Чем мы будем руководствоваться? Только их художественными качествами? Этого недостаточно. Нам ведь, надо, чтобы отобранные номера, пусть по-разному, но отвечали теме концерта. Ведь без конкретного знания имеющихся в распоряжении режиссера номеров, их содержания, жанра, состава, особенностей исполнения и т.д., невозможно выстроить программу концерта. Конечно, не только идея и тема определяют отбор номеров, а и содержание, и форма номеров, и их художественная ценность. Процесс отбора это не только оценка художественных достоинств того или другого номера, но и отбор нужных режиссеру, мыслимая прикидка, какие из просмотренных номеров отвечают замыслу задуманного концерта.
Просмотр и отбор номеров – один из самых важных моментов в работе режиссера над концертом.
Во время просмотра обычно берется на заметку больше номеров, чем это войдет в концерт. Но уже после просмотра следует определить, какие именно номера войдут в программу концерта.
Просматривая, а главное, и отбирая номера, режиссеру необходимо помнить, что эстрадный концерт должен иметь временные рамки. Сколько может оптимально длиться концерт в одном отделении? Полтора часа. Самое большее – час сорок пять, час пятьдесят минут. То есть от силы 110 минут. А в двух отделениях? Примерно 135 минут. Час десять минут – первое отделение, час, час пять минут чистого времени – второе. В концерте из двух отделений первое отделение длится больше, чем второе. Значит, в концерте в одном отделении помимо пролога и финала может идти 12-14 номеров, в концерте в двух отделениях 18-20. В среднем номер длится 5-6 минут.
Практика показывает, что в замкнутом пространстве зала затянутый по времени концерт, даже идущий в хорошем темпо-ритме, зритель обычно не выдерживает. Внимание зрителя снижается, он перестает его воспринимать. Проще говоря, такой длинный концерт утомляет зрителя. Плохо, когда зритель, сидя на концерте, начинает задавать себе вопрос; «Когда же он кончится?»
И все же, в конечном счете, успех концерта зависит не от большого количества номеров, а от его режиссерской продуманности, четкости, когда, как говорится, в концерте ничего нельзя ни убавить, ни прибавить.
Последовательность построения номеров программы концерта подчиняется существующим, выработанным долголетней практикой правилам законам. А именно:
Закону разнообразия жанров, их контрастности. При составлении программы любого дивертисментного концерта режиссер обычно старается не ставить рядом номера одинаковые по характеру, жанру и стилю, темпу и ритму и т.д. К этому следует добавить, что в дивертисментном концерте не все жанры стыкуются. Так, скажем, выступление скрипача, исполняющего классический репертуар, между номерами народного фольклорного характера или после духового оркестра; номер классического балета после частушек и т.д.
Закону нарастания темпоритма концерта, который в свою очередь, исходит из законов зрительского восприятия.
Выстраивая программу, заботясь о том, чтобы зрительский интерес к концерту все время нарастал, надо каждый раз думать, как зритель воспримет тот или другой номер в данном месте концерта, как воспримет их сочетание и т.д. Кроме того, вы должны одновременно думать о том, чтобы установленный порядок номеров позволял концерту идти легко, слаженно, четко. Непродуманный, случайный порядок номеров может не только снизить успех всего концерта, не оставив от него впечатления целостного произведения, но даже нанести существенный урон восприятию хорошего номера.
Предмет особых раздумий режиссера – первый и последний номера концерта. Не секрет, что успех концерта во многом зависит от его начала. Именно оно должно настроить зрителя на нужный лад, задать концерту верную тональность.
Когда-то считалось, что наиболее эффектные номера следует приберегать на конец концерта, а с чего начинать – это, мол, неважно. Действительно, концерт надо строить таким образом, чтобы зрительский интерес к нему нарастал. Верно и то, что динамика концерта тяготеет к заключительному номеру. И все же при этом нужно помнить, что успех всего концерта в не меньшей степени зависит от его начала, от его первого номера! Ибо начало придает концерту верный ритм и настрой. Придя на концерт, зритель психологически, с одной стороны, пребывает в состоянии ожидания чего-то интересного (иначе он не пришел бы), а с другой – несколько насторожен: он не знает точно, что его ждет. Зритель как бы находится в состоянии неустойчивого равновесия. И от первого номера зависит, заинтересуется ли зритель происходящим на сцене или его сразу постигнет разочарование. Вернуть подорванное доверие зрителя к концерту очень трудно, надеяться, что «припрятанные» номера все потом поправят, по меньшей мере, наивно. Вот почему 'Начало концерта всегда должно быть ударным, интересным, неожиданным, таким, чтобы целиком завладеть вниманием сидящих в зале.
Один из самых современных приемов композиционного построения сборных (дивертисментных) концертов построение «блоками», когда номера различных жанров группируются в эпизоды («блоки») по каким-либо внешним или внутренним признакам. Например, выступление скрипача, исполнителей классического танца, арий из опер, классических романсов в филармонический блок; народного хора, оркестра народных инструментов, исполнение народных песен в народный блок; фольклорные номера в фольклорный блок; эстрадные номера – в эстрадный блок; спортсмены, акробаты, жонглеры, фокусники – в спортивно-цирковой блок и т.д. Выстроенный таким образом концерт состоит, если можно гак сказать, из «ожерелья» маленьких концертов, связанных между собой крепкой нитью.
Но как бы ни был построен дивертисментный концерт, установленный в нем порядок номеров должен «работать» на то, чтобы концерт шел как бы на одном дыхании, слажено, в том числе и технически. Последнее может произойти, только если режиссер учитывает все обстоятельства, связанные с каждым номером: количество участников, перестановки, реквизит и т.д.; продумывает выходы и особенно уходы исполнителей (нередко бывает так, что, закончив номер, его исполнители задерживаются в кулисах, тем самым мешая следующим участникам номера выйти на сцену); учитывает протяженность номера во времени, какое пространство сцены необходимо для него, характер аккомпанемента и число аккомпанирующих, где и как они располагаются, какие требуются детали оформления, реквизит, с чего начинается и как заканчивается номер и т.д.
- Вопросы к экзамену по курсу
- Раздел I. Режиссура театрализованных представлений в системе зрелищных искусств
- 1.1. Эстетические основы зрелищных искусств
- Литература
- 1.2. Виды и формы художественных зрелищ
- Литература
- 1.3. Режиссура как вид художественного творчества
- Литература
- 1.4. Современные тенденции в режиссуре театрализованных представлений и праздников
- Литература
- Раздел II. Специфика режиссуры театрализованных представлений
- 2.1. Событие как основа театрализованного представления и праздника
- Литература
- 2.2. Документальный характер театрализованных представлений
- 2.3. Монтаж как метод создания современного театрализованного представления
- Литература
- Тема 2.4. Активизация зрительского восприятия
- Литература
- 2.5. Работа режиссера с постановочным коллективом
- Литература
- Раздел III. Режиссура эстрадных программ
- Театральная эстрада как искусство индивидуальности
- Литература
- 3.2. Разнообразие эстрадных жанров
- 3.3. Режиссура эстрадного номера
- 3.4. Концерт и законы его организации
- Литература
- 3.5. Режиссура концерта-спектакля
- Литература
- Раздел IV. Режиссура развлекательных программ
- 4.1. Театрализованные игровые формы
- 4.2. Специфика режиссуры развлекательных программ
- Литература
- 4.3. Детские праздники и представления
- Праздники социально-педагогические:
- Праздники педагогической направленности:
- 4.4. Театрализованные конкурсные программы
- Литература
- 4.5. Театрализованные шествия и карнавалы
- Литература
- Раздел V. Театрализованные представления на нетрадиционных площадках
- 5.1. Особенности режиссуры театрализованных представлений на нетрадиционной площадке
- 5.2. Выразительные средства в представлениях на открытом воздухе
- 5.3. Формирование художественного образа в массовом театре
- Раздел VI. Режиссура массового праздника
- 6.1. Формы современного массового праздника
- Режиссер в постановке праздника
- Литература
- Раздел VII. Технологии современной режиссуры театрализованных представлений и праздников
- 7.1. Спектакли света и звука
- Литература
- Пиротехнические представления
- Литература
- 7.3. Актуальные проблемы современной режиссуры театрализованных представлений
- Тестовые задания
- Раздел «Режиссура театрализованных представлений в системе зрелищных искусств»
- Праздники современной россии
- Терминологический словарь