1.4. Современные тенденции в режиссуре театрализованных представлений и праздников
Массовое театрализованное представление – это высшая форма театрализованной режиссуры, которая может включать в себя все перечисленные формы представлений.
Искусство театрализованных форм в нашей стране решает задачу активного влияния на вкусы широкой массы людей, не поступаясь при этом яркостью и зрелищностью. «Эффективность культурно-просветительной работы находится в прямой зависимости от разработки понимания театрализации как особой художественно-педагогической методики, осмысляющей и подчеркивающей значимость реального факта, события с помощью средств искусства и вместе с тем, расширяющей комплекс идейно-эмоциональных средств массовой работы» (Э.В.Вершковский Режиссура массовых клубных представлений. Уч пособие. ЛГИК. Л. 1981, стр.70). «Театрализовать материал – значит выразить его содержание средствами театра».
Понятие театрализация может означать при этом органическое сочетание жизненного (нетеатрального), непосредственно связанного с деловой практикой и бытом людей материала и материала художественного, образного; это сочетание, этот сплав документального и художественного создается с целью определенного воздействия на публику.
Являясь составной частью области духовного производства, участвуя в решении проблем социальных отношений, организации труда и быта, здоровья и досуга, образования и воспитания людей, массовые театрализованные мероприятия занимают свою специфическую нишу в социо-культурной сфере. Постоянно возникающие инновационные формы проведения массовых театрализованных представлений, огромный опыт других культурных преобразований в России, результаты научных исследований в области культурологии требуют системного анализа и обобщения. Одним из путей решения этой проблемы является применение технологического подхода, понятия технологии к этим процессам. Технологический подход является основой для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов социо-культурной деятельности в целом и организации массовых театрализованных представлений, в частности.
Понятие технология – от греческого «techne» – искусство, мастерство, умение, «logos» – учение. Это понятие имеет множество трактовок:
Совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (Толковый словарь В.Даля);
Совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей (Современная западная социология, Словарь);
Искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменение состояния объекта (В.М.Шепель);
Система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта (И.Г. Зайнышев);
Перевод абстрактного языка науки на конкретный язык решений, нормативов, предписаний (В.Г.Афанасьев);
Способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбором оптимальных средств и методов их выполнения (С.Н.Данакин);
Практическая деятельность, которая характеризуется рациональной последовательностью использования инструментария для достижения качественных результатов труда (Е.И.Холостова);
Таким образом, технология – это одновременно система совокупности знаний, умений навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких-либо проблем.
«Современное понятие технология является содержательным обобщением, имеет три основных аспекта:
1. Научный: технология является научно разработанным (разрабатываемым) решением определенной проблемы, основывающимся на достижениях современной теории и передовой практики;
2. Формально-описательный: технология – это модель, описание целей, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов;
3. Процессуально-действенный: технология есть сам процесс осуществления деятельности, последовательность и порядок функционирования и изменения всех его компонентов, в том числе объектов и субъектов деятельности.
Технология представляет собой процесс последовательного, пошагового осуществления разработанного на научной основе решения какой-либо производственной или социальной проблемы» (Селевко Г.К., А.Г. Селевко Социально-воспитательные технологии М. Народное образование 2002).
«Массовое театральное зрелище способствует художественному и эстетическому воспитанию народа, широкому приобщению к искусству. Нужно добиться того, чтобы массовые зрелища стали неотъемлемой частью больших народных празднеств. Молодые режиссеры, не страшась трудностей, должны со всем пылом и энергией молодости взяться за организацию массовых театральных постановок под открытым небом» (Смильгис «Массовые театрализованные постановки под открытым небом» Сб. Массовые праздники и зрелища» М. «Искусство» 1961).
Профессиональное мастерство организатора массового мероприятия проявляется при отборе им содержания будущей театрализованной акции, под которым принято понимать определенный объем воспитательного, информационного материала: исторические факты, современные проблемы, актуальные задачи, художественные образы и аналогии, документы, идеи, законодательные акты и прочее.
Совершенствовать технологию какой-либо работы – это еще и обоснованно и эффективно использовать имеющиеся в распоряжении средства: живое слово, иллюстративный материал, аудиовизуальные средства, искусство, компьютерную и лазерную технику, многообразные средства вспомогательного характера -транспорт, инструменты, материалы и т.п. Важны не количество и объем используемых средств, а их разумное (и рачительное) использование в полном соответствии с решаемыми воспитательными, развлекательными или управленческими задачами.
«Каждому из нас необходимо почувствовать себя частицей большого социального целого, не зайти в скорлупу индивидуализма и потребительства. Здесь-то выступает на арену такое мощное свойство, как широкое праздничное общение. Чем значительнее, масштабнее событие, которое вызывает к жизни праздник, тем шире, социально активнее, духовно богаче это общение» (А.А.Конович «Театрализованные праздники и обряды в СССР» М. 1999. стр.4).
Неоспоримо, что в театрализованном представлении, как и в любом произведении театрального искусства все большее значение имеет художественный уровень драматургии, изобретательность и неординарность режиссерского замысла, степень исполнительского мастерства, выбор изобразительных средств, – словом, все, что связано с творческой, художественной стороной данного представления.
«В массовом представлении совершенно иные пропорциональные соотношения объемов декораций и человеческой фигуры, иной ракурс, вообще иная схема взаимоотношений объекта и субъекта. Здесь вовсе необязательным условием является фактор фронтального обзора, когда актеры работают на небольшом возвышении прямо перед зрителями. В данном случае зрители могут находиться вокруг исполнителей и среди них, актеры могут быть высоко подняты над\ аудиторией («космический полет» с использованием подъемного крана или вертолета) или находиться внизу, у ее ног (места для публики расположены крутым амфитеатром. Здесь зрители могут сидеть, стоять и даже лежать (допустим, представление идет на пляже), могут и двигаться от одной сценической площадки к другой (шествия, манифестации). Наконец, в ряде представлений (массовое |гулянье, карнавал) зрители сами становятся исполнителями, активно участвуя в действии. И, наконец, здесь нет главных компонентов традиционного театра. Нет драматургии с привычными диалогами и монологами, репликами и ремарками, с подробной психологической мотивировкой каждого поступка героя и тщательной, скрупулезной разработкой характеров, нет той литературной первоосновы, которую остается лишь расцветить узорами трактовки и вязью мизансцен»1.
Но практика показывает, что масштаб, количество участников, ведение действий на огромном пространстве, обилие различных постановочных элементов и эффектов породили новые приемы режиссерской работы с исполнителями, участниками, постановочной частью. В ней первостепенное, порой решающее значение стала играть организационная сторона. «Собственно говоря, вопросы организации и процесса подготовки и выпуска представления – архиважны»2. Огромное значение при создании больших массовых праздников имеют организационные вопросы творческого и административного характера. Начиная с подготовки сценария или либретто, подбора руководящего творческого состава и коллектива исполнителей до детальной проработки системой управления многообразной техникой – все требует предельной четкости и почти военной дисциплины.
Не секрет, что при недостаточно четкой организации, при слабости сценарно-режиссерского замысла праздник может иметь отрицательный эффект, оставить у человека чувство глубокой неудовлетворенности. Режиссура театрализованного представления, как и всякая другая режиссура, не имеет права на консервацию традиций, даже самых хороших и интересных. Природа зрелищного театра требует постоянного обновления и поиска форм.
Для того, чтобы подготовить какое-либо мероприятие, организаторы пользуются определенными технологиями, которые направлены на решение конкретных задач и состоят из последовательности или системы приемов и техник. Очень важно представлять проект подготовки и проведения массового театрализованного мероприятия как целостный (интегральный) процесс, а не серию стадий, через которые нужно пройти, при этом стадии не обязательно должны осуществляться в упомянутом порядке, некоторые из них будут проходить одновременно, накладываясь друг на друга. Под системой алгоритмов понимается моделирование, преобразование и использование действий по организации интеллектуально-творческой и организационной деятельности для успешной подготовке и реализации массового театрализованного представления. Грамотный организатор всегда должен уметь ответить на 2 вопроса: «что праздновать?» и «как праздновать?».
Сегодня как никогда российский календарь богат праздниками. Замелькали новые названия: презентация, вернисаж, бенефис, марафон, прием, юбилей, шоу.... Причем религиозные и народные торжества перемежаются с профессиональными и сугубо государственными. Есть еще одна категория памятных дат, которые унаследованы от Советской власти – 1 Мая, 7 Ноября, День Конституции, 8 Марта, хотя сейчас с ними произошли интересные метаморфозы:
7 Ноября теперь День Примирения, 1 Мая – лишние выходные дни, 8 Марта никто не вспоминает, хотя бы формально о К. Цеткин. «О том же свидетельствует многообразие форм и расширение массовых театрализованных представлений у нас: повсеместно устраиваются праздники города, новогодние гуляния, проводы масленицы и другие фольклорные праздники и зрелища, в которых принимают участие самодеятельные и профессиональные коллективы и зрители» (Л.М.Аронов «Опыт постановки массовых театрализованных представлений и праздников» М. 1998).
Как «оживить» государственные праздники? Как привлечь к ним внимание? Как сохранить интерес к традиционным, народным праздникам? Стоит ли привносить в них что-то новое, или идти по накатанным сценариям? Есть ли какие-то общие рецепты, «алгоритмы успеха» – или все зависит от количества выделенных на подготовку празднования средств? – с ответа на эти вопросы и начинается применение культурно-досуговых технологий. Восторг, феерия, яркие впечатления – это принадлежит гостям, тем же, кто занимается организацией, хорошо знакома другая сторона – кропотливая подготовка, многократное согласование всех составляющих, координация работы технических служб и творческих коллективов. Изучение опыта ведущих режиссеров страны показывает, что в алгоритме подготовки массового театрализованного мероприятия существуют стабильные компоненты административно-организационного характера, такие как:
- создание Оргкомитета и (или) оперативно-постановочного штаба, распределение обязанностей между его членами,
- проведение PR и фандрейзинговой кампаний,
- организация проведения репетиций,
- подведение финансовых и организационных итогов и т.п. Можно представить, что в развернутом виде технологическая «цепочка» могла бы иметь шесть «звеньев»:
I. Принятие решения о проведении мероприятия (хотя, строго говоря, п.1 - это еще не технология, т.к. здесь перед организаторами стоит вопрос «что праздновать», а технология начинается с ответа на вопрос «как», но без принятия решения о проведении мероприятия, не нужны и остальные действия); На первом этапе решается еще одна проблема - в какой форме будет проходить мероприятие (у каждой формы есть свои технологические особенности: мероприятие в форме диспута принципиально отличается от театрализованного представления). И. На этапе планирования:
• создается Оргкомитет, состав которого предлагает инициативная группа (должностные лица, заказчики, либо другие организаторы).
• Оргкомитет разрабатывает Программу мероприятия, распределяет обязанности, создает рабочую группу (творческую, организаторскую, техническую);
• творческая группа готовит сценарий мероприятия. (Многое зависит от выбора режиссера и сценариста. Сценарий праздника, заявка и разработка необходимы для реализации замысла режиссера. А от режиссера требуется большая работа по воплощению сценария, конкретное вхождение в каждый эпизод. Режиссер не только дает идею, но и должен рассказать технологию: как он будет делать то-то и то-то, какими средствами, что ему для этого нужно, вместе с организаторами посмотрит площадку, поговорит о ее оформлении. Режиссер должен подумать и о том, чтобы ведущий воплощал идеи режиссера и даже сам где-то был бы режиссером);
• техническая группа готовит техническое задание (предусматривается необходимость применения звуковой и световой аппаратуры, других технических средств как для основного действа, так и для спецэффектов, продумываются вопросы художественного оформления, другие организационные вопросы - стоянки автотранспорта, наличие мест общего пользования и т.п.);
• организаторская задача состоит в координации усилий всех заинтересованных сторон;
• финальный аккорд планирования – утверждение сметы финансовых затрат.
II. На этапе подготовки:
Предпразднество – ощущение радостного ожидания, в котором живут люди в преддверии того или иного значительного события. И это «предпразднество» в огромной степени помогает организаторам праздника, создавая заранее светлый настрой, готовность людей воспринять все действия, которые им потом преподнесутся на сцене или на других площадках, с открытой душой и радостно. Во время этого периода организаторы торжеств проводят многие дополнительные акции, готовят сознание людей приближающемуся торжеству и тем самым центральный момент самою празднования уже во многом «авансируется». Главное – умело использовать это явление «предпразднества» в творческих интересах.
• решаются вопросы рекламного и PR-сопровождения. Хорошо срабатывает и тщательно продуманная (придуманная) Легенда праздника (И. Захаров, г. Санкт-Петербург), изложенная ясным и понятным языком – основная «приманка» предстоящего праздника, которая обязательно должна содержать в себе: историческую ссылку, описание предлагаемого ритуала (закладываемой или имеющейся традиции), обобщающий комплимент приглашаемым – потенциальным участникам, объяснение выгод для гостей и участников. Историческая ссылка – объясняет связь нового праздника с подобным же, проводимым в прежние века, с каким-либо событием в жизни города, исторического или литературного деятеля и тем самым придает «вес» современному мероприятию. Например: «В таком-то году князь (купец, крестьянин, генерал, помещик) основал город (завод, первую мельницу, трактир), выиграл сражение, написал всемирно известный роман, начал создавать картинную галереи или музей, получил контракт на поставки (сыра, осетров, икры) к царскому столу, открыл месторождение (нефти, самоцветов, железной руды) и др.
Описание предлагаемого ритуала (закладываемой традиции): содержит самое общее представление о предмете праздника, это информация о том, как происходит упомянутое в исторической мотивации действие. Составляя такое описание, не увлекайтесь деталями, старайтесь возбудить в участниках и гостях праздника ощущение чего-то знакомого.
Например, «Большинство людей знают, что стекло выдувают, хрусталь гранят, омуля вылавливают в Байкале, об этом есть песня, гейзеры вырываются из-под земли...» Эти действия должны лежать в основе ритуала (очень привлекательно проведение соревнований по профессиональным навыкам, когда публика может стать не только зрителем или участником, но и членом жюри конкурса). Во время праздника «осетра» или «омуля» – шествие рыбаков просит удачи, на период большой путины зажигается огонь на высоком холме. По возвращении устраивается конкурс на лучший улов и лучшего осетра или омуля, который продается с аукциона. При таком построении ритуала создается интрига: будет или не будет улов? Праздник легко достраивается с помощью дополнительных легенд и сказаний. Кроме того, соблюдается реальное время проведения праздника: открытие – уход рыбаков в море, закрытие - возвращение с уловом.
Как отступление – беспроигрышно использование эзотерического символа – огня, т.к. он сам по себе притягивает внимание. Огоньки на лодках, сигнальные огни, костры дружбы, факельное шествие, фейерверк ...
Обобщающий комплимент приглашаемым – потенциальным участникам - он адресуется будущим участникам и гостям праздника. При его написании следует помнить, что в нем должны упоминаться такие качества, которые могли бы отнести к себе как можно большее число людей. Не каждый назовет себя «поклонником того или иного писателя», но редкий откажет себе в характеристике «умный читатель, глубокий знаток» и т.п. Обобщающий комплимент позволяет организаторам точнее определить спектр мотиваций своей деятельности, пример «С тех пор это праздник смелых и ловких, праздник любителей русской природы, любителей и мастеров песни, бесстрашных наездников и знатоков лошадей, мастеров и ценителей русского фарфора, хрусталя, пива, масла и т.д.».
Объяснение выгод для гостей и участников - содержит описание тех преимуществ, которые получат гости и участники от присутствия на празднике. Оно завершает легенду. Например: «Те, кто придет, смогут попробовать 120 сортов пива, отведать уникальных по вкусу пирожных с настоящим вологодским маслом, увидеть лучший российский хрусталь, полакомиться свежайшим омулем, потанцевать среди освещенных гейзеров, целый вечер слушать туристические песни в исполнении бардов, и т.д.).
• организуется фандрайзинговая кампания;
• составляются программы выступлений, согласуются работы технических служб и творческих коллективов;
• решаются технические проблемы;
• утверждается состав «уважаемых гостей»;
• проводятся репетиции и т.д.
IV. На этапе проведения:
- хорошо бы не повторяться, нужно всегда быть в поиске (новых идей, коллективов, жанров ...);
- надо все тщательно дозировать и комбинировать (в игры поиграть и поесть и попить и потанцевать);
- нужны неожиданные ходы, сюрпризы;
- хорошо бы активно задействовать зрителей и участников.
Не менее важным ритуалом, чем открытие, является закрытие праздника, после которого гости разъезжаются по домам. Запоминается первая и последняя фраза (т.н. «эффект края»). Процедура закрытия – это те впечатления, которые участники унесут с собой и будут помнить до следующего праздника. Классический пример -плачущий Олимпийский Мишка на воздушном шаре, гашение огня, спуск флага.
V. Этап анализа:
Само собой разумеется, «разбор полетов» в своей профессиональной среде.
Второе – финансовые итоги. Организаторы праздника должны получить прибыль от всех видов предпраздничного и праздничного бизнеса. Искусство рыночной экономики состоит в умении извлекать прибыль из небольших праздников. Авторитетность праздника вычисляется довольно просто – она определяется тем, насколько больше денег организаторы получают, чем вкладывают. Организаторам целесообразно рассматривать не только то, что работает на праздник, но и те многочисленные факторы, которые работают против праздника (непродуманные заявления властей, отрицательные стереотипы в сознании граждан, недостаточность информации и др.
VI. Последний этап: принятие решения о последействии – обсуждение по итогам мероприятия и решение о продолжении дела или отказа от реализованной идеи (такое тоже может быть).
В обобщенном виде алгоритм подготовки и реализации конкурсной шоу-программы в зале (система «сцена-зал») может выглядеть следующим образом:
а) подыскать место для инсценировки;
б) сделать расстановку сооружений;
в) оформить отдельные моменты инсценировки;
г) подобрать костюмы, грим, световые эффекты, кино, музыку и т.д.;
ж) проводить репетиции.
2. Административно-хозяйственная секция:
а) закупка материалов для инсценировки;
б) постройка необходимых сооружений;
в) приобретение костюмов и грима, а так же оборудование всей монтажной части.
3. Организационная секция:
а) подбор участников для инсценировки;
б) переговоры с организациями о снабжении всем необходимым;
в) установление порядка во время репетиций и самой театрализованной программы.
- Вопросы к экзамену по курсу
- Раздел I. Режиссура театрализованных представлений в системе зрелищных искусств
- 1.1. Эстетические основы зрелищных искусств
- Литература
- 1.2. Виды и формы художественных зрелищ
- Литература
- 1.3. Режиссура как вид художественного творчества
- Литература
- 1.4. Современные тенденции в режиссуре театрализованных представлений и праздников
- Литература
- Раздел II. Специфика режиссуры театрализованных представлений
- 2.1. Событие как основа театрализованного представления и праздника
- Литература
- 2.2. Документальный характер театрализованных представлений
- 2.3. Монтаж как метод создания современного театрализованного представления
- Литература
- Тема 2.4. Активизация зрительского восприятия
- Литература
- 2.5. Работа режиссера с постановочным коллективом
- Литература
- Раздел III. Режиссура эстрадных программ
- Театральная эстрада как искусство индивидуальности
- Литература
- 3.2. Разнообразие эстрадных жанров
- 3.3. Режиссура эстрадного номера
- 3.4. Концерт и законы его организации
- Литература
- 3.5. Режиссура концерта-спектакля
- Литература
- Раздел IV. Режиссура развлекательных программ
- 4.1. Театрализованные игровые формы
- 4.2. Специфика режиссуры развлекательных программ
- Литература
- 4.3. Детские праздники и представления
- Праздники социально-педагогические:
- Праздники педагогической направленности:
- 4.4. Театрализованные конкурсные программы
- Литература
- 4.5. Театрализованные шествия и карнавалы
- Литература
- Раздел V. Театрализованные представления на нетрадиционных площадках
- 5.1. Особенности режиссуры театрализованных представлений на нетрадиционной площадке
- 5.2. Выразительные средства в представлениях на открытом воздухе
- 5.3. Формирование художественного образа в массовом театре
- Раздел VI. Режиссура массового праздника
- 6.1. Формы современного массового праздника
- Режиссер в постановке праздника
- Литература
- Раздел VII. Технологии современной режиссуры театрализованных представлений и праздников
- 7.1. Спектакли света и звука
- Литература
- Пиротехнические представления
- Литература
- 7.3. Актуальные проблемы современной режиссуры театрализованных представлений
- Тестовые задания
- Раздел «Режиссура театрализованных представлений в системе зрелищных искусств»
- Праздники современной россии
- Терминологический словарь