logo
Теория и практика РТП

Пиротехнические представления

Конец XX века характеризуется тем, что в России происходит подъем культурной жизни российской провинции. Провинциальные города стали местом проведения крупных фестивалей, праздников народного творчества, выставок и проч.

В сентябре 1987 года вся страна праздновала 175-летие Бородинского сражения. В театрализованном представлении «День Бородина» большое место было уделено инсценировке – динамичным картинам славных страниц истории, её ожившим героям. Вновь стояла насмерть прославленная батарея Раевского, под легендарными знаменами полков русской армии 1812 года мужественно громили 600-тысячное войско Наполеона бравые гусары, драгуны, казаки, крестьяне-ополченцы. Доблестно вели бой с врагом партизаны.в финале над полем чести и славы, над не сданными врагу флешами Багратиона, укреплениями и редутами звучали слова песни «Поклонимся великим тем годам». Режиссер-постановщик В. Демин почти 20 лет был главным режиссером этих инсценировок.

В Свердловской области был осуществлен театрализованный праздник в честь 100-летия Павла Бажова, в основу которого легли сказы «Малахитовой шкатулки».

В 1988 году начинается история постановки спектаклей на местах исторически памятных. Так, в Пскове был поставлен спектакль «Стена» Псковским драматическим театром в Покровском комплексе, на месте боев псковичей с войсками Стефана Батория. В Горьковском Кремле (Нижний Новгород) была осуществлена постановка оперы «Иван Сусанин» М. Глинки, затем она была перенесена в Кострому, в Ипатьевский монастырь, в связи с 375-лтием подвига Ивана Сусанина.

С 1988 года начинается празднование Дней Славянской письменности и культуры. Первый праздник состоялся в Мурманске, по инициативе общественности. В нем приняли участие выдающиеся советские писатели: В.Астафьев, В.Распутин, скульптор В. Клыков. С 1989 года праздник приобрел статус всесоюзного, стал праздноваться каждый год в разных городах. В 1995 году он прошел в Белгороде. Праздник включает в себя фольклорный праздник, Урок памяти для школьников, театрализованные концерты.

В демократической России искусство театрализованных представлений возрождается во второй половине 90-х годов.

1994 год – праздник «Северная Пальмира», посвященный закрытию Игр Доброй Воли в Санкт-Петербурге, действие которого разворачивалось на огромной территории Приморского парка Победы и завершилось потрясающим спектаклем на музыку Чайковского. Спектакль был поставлен на понтонной сцене, установленной на большом центральном пруду парка. Его специфика – в соединении искусства классического балета с суперсовременной пиротехнической, водной и лазерно-световой феерией. Главным действующим лицом спектакля стал аллегорический образ Человека-Творца, Мыслителя и Созидателя, вокруг которого оживали, бушевали, спорили и мирились стихии Огня, Воды, Воздуха и Земли.

Заметным событием в развитии жанра стала постановка в 1995 году на стрелке Васильевского острова оперы Рыбникова «Юнона и Авось» на ступенях Биржи и на воде Невы.

В 1996 году там же, на стрелке, был осуществлен грандиозный проект «Корабль Россия», посвященный 300-летию российского флота.

В 1997 году одним из представлений в рамках празднования 850-летия Москвы стал праздник «Поклон от Северной столицы» - подарок Петербурга. Это было необыкновенное по постановочным эффектам зрелище. В нем, например, был фантастический диалог двух великих монументов: московского Пушкина и петербургского Медного всадника, которые были полноправными участниками действия.

В празднике все большее место занимает такое специфическое выразительное средство как пиротехника, с помощью которой режиссер создает поразительные по воздействию картины и сюжеты.

К пиротехническим средствам относятся сценические фонтаны, в том числе концертные фонтаны холодного огня, сценические вспышки, с помощью которых очень удобно ставить точки в представлении; фогги, которые нельзя использовать на сцене, так это открытый огонь на базе газа; сценические подвесные вспышки, создающие эффект взрывающихся и осыпающихся огнем шаров.

При организации пиротехнических спецэффектов необходимо соблюдать серьезные меры безопасности, согласовывать действия с ГО МЧС, в которое представляется подробная план-схема будущего действа. По технике безопасности радиус опасной зоны равен высоте подъема изделия.

При использовании сценических фонтанов необходимо соблюдать принцип расчета исходя из высоты зеркала, не разрешать артистам стоять к огню ближе полутора метров (для этого проклеивается скотч на запретной полосе).