Методические рекомендации для коллоквиума по теме «Морфология искусства»
Студенческий коллектив разбивается на пять групп. Каждая группа на художественном материале различных видов искусства (живописи, литературы, театра, кинематографа, музыки) анализирует основные проблемы эстетической теории: сущность и природу художественного творчества и произведения; проблематику гения; вопросы стиля и жанров искусства. Основной вопрос дискуссии – проблема классификации и видообразования в искусстве (от древности до современности).
При подготовке к коллоквиуму студенты должны:
Познакомиться с исторической эволюцией выбранного вида искусства. Выделить его основные категории и понятия.
Иметь четкие представления о жанровом и стилевом разнообразии каждого вида искусства.
Установить взаимосвязь формы и содержания художественного произведения.
Определить статус выбранного вида искусства в современной иерархии художественной культуры.
Структура группы:
Группа состоит из пяти человек. Один студент готовит теоретический материал, раскрывающий своеобразие выбранного вида искусства. Три человека исследуют три творческие судьбы из числа наиболее ярких представителей данного вида искусства. Один человек интерпретирует конкретное художественное произведение с целью демонстрации многообразния способов его толкования.
Рекомендуемые персоналии к анализу видов искусства в рамках очерченной проблематики:
Живопись: Леонардо да Винчи, И. Босх, А. Рублев, Караваджо, Рембрандт ван Рейн, М. Врубель, П. Пикассо, С. Дали, М. Шагал, Э. Уорхол, З. Церетели.
Литература: Гомер, Ж.-Ж. Руссо, О. де Бальзак, Ф. Достоевский, Л. Толстой, О. Уайльд, Ш. Бодлер, Г. Гессе, М. Цветаева, В. Хлебников, Г. Стайн, А. Камю, В. Набоков, А. Солженицын, Э. Хемингуэй, Б. Акунин.
Театр: Софокл, Метерлинк, Ф. Шиллер, К. Станиславский, Б. Шоу, Э. Дузе, С. Беккет, Вс. Мейерхольд, А. Чехов, М. Горький, С. Дягилев, В. Нижинский, М. Плисецкая.
Кинематограф: Л. Бюнуэль, Ч. Чаплин, С. Эйзенштейн, А. Хичкок, А. Тарковский, Ф. Феллини, К. Тарантино, М.Монро, В.Аллен, С. Параджанов, Н. Михалков, О. Меньшиков, Р. Литвинова.
Музыка: И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен, П. Чайковский, Дж. Паганини, Р. Вагнер, Л. Армстронг, Дж. Леннон, В. Высоцкий, К. Кобэйн, Бьерк.
- Учреждение образования
- Цели и задачи эстетики Цель преподавания дисциплины
- Задачи изучения эстетики
- Содержание курса Тема 1. Эстетика как философская наука
- Е.Н. Устюгова Эстетика между классикой и современностью
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Эстетические представления народов Древнего Востока
- Тема 3. Античная эстетическая мысль
- И.А. Тульпе Был ли древний грек художником, Или Жизнь мифа в античности
- Тема 4. Эстетика западноевропейского средневековья
- Н. А. Бердяев Этика творчества
- Тема 5. Эстетические особенности эпохи Возрождения
- 1. Проторенессанс –
- 3. Высокий
- 2. Ранний
- 4. Поздний
- А. Ф. Лосев Маньеризм
- Тема 6. Эстетика Нового времени
- Классицизм
- Спектакль
- Й. Хейзинга Культуры и эпохи sub specie ludi
- Тема 7. Эстетические идеи немецкой классической философии
- Признаки гения
- А. Ерохин «Письма об эстетическом воспитании человека» ф. Шиллера
- Романтизм
- Йенские романтики
- Романтизм
- «Искусство для искусства»
- Франция
- Д. Яковлев заветы романтизма
- Тема 9. Неклассические концепции западноевропейской эстетики XIX века
- Д. Петров поэзия и философия ф. Ницше в музыкальном искусстве
- Тема 10. Модернизм и постмодернизм в искусстве и эстетической теории
- XX века
- Идеология и эстетика глянцевых журналов
- Тема 11. Русская эстетическая мысль
- Древнерусское искусство
- Идейное содержание русской живописи XVI в.
- Иконопись XVIII в.
- Классицизм в литературе
- Е. Трубецкой Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи
- Тема 12. Основные эстетические категории
- Эстетические модификации комического
- П. Михелис Эстетические категории как выразители духа времени
- Тема 13. Природа искусства
- Искусство
- Г. Рид Значение искусства
- Тема 14. Классификация искусств
- Классификация искусств по социальному признаку
- Ф. Сологуб Эстетика мечты
- Тема 15. Основные проблемы эстетической теории
- Характеристики художественного текста
- Характеристики художественного произведения
- Механизмы художественного восприятия
- Ж. Маритен Ответственность художника
- К. Юнг Психология и поэтическое творчество
- Меандр – геометрический орнамент из непрерывной кривой или ломанной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей. Разработан в искусстве Древней Греции.
- IV. Задания к семинарским занятиям и коллоквиуму
- Методические рекомендации для коллоквиума по теме «Морфология искусства»
- Литература
- V. Контрольные работы для студентов заочного отделения
- Тема 1. Эстетическое отношение к миру и основные категории эстетики.
- Тема 5. Стиль в искусстве.
- Тема 10. Религиозное искусство.
- Тема 11. Новые направления в искусстве конца XIX — начала XX века.
- Тема 12. Эстетический вкус.
- Тема 13. Эстетическая ценность в культуре.
- Тема 14. Художественное произведение и его эстетическая природа.
- Тема 15. Особенности художественного творчества.
- Тема 16. Эстетическая культура Древней и Московской Руси до xviIвека.
- Тема 17. Основные принципы византийской эстетики.
- Тема 18. Китайское искусство.
- Тема 19. Эстетические представления народов Дальнего Востока.
- Тема 20. Эстетика средневековья.
- Тема 21. Эстетика Возрождения.
- Тема 22. Эстетика классицизма и Просвещения.
- Тема 23. Эстетика барокко.
- Тема 24. Эстетические идеи немецкой классической философии.
- Тема 25. Эстетика романтизма.
- Тема 26. Неклассическая эстетика.
- Тема 27. ЭстетикаXXвека.
- Тема 28. Эстетические принципы и основные направления европейского модернизма.
- Тема 29. Эстетическая проблематика в русской религиозной философии второй половины XIX – начала XX века.
- Тема 30. Виды искусства и их природа.
- Тема 31. Киноискусство.
- Тема 32. Музыка.
- Эстетика Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения