7.3. Актуальные проблемы современной режиссуры театрализованных представлений
Традиции отмечать знаменательные даты и юбилеи, а также организовывать различного рода олимпиады, фестивали, дни города и т.д. распространены повсеместно. Как известно, в советские годы по количеству праздников на душу населения наша страна занимала одно из первых мест в мире.
Новая Россия поставила перед организаторами и создателями массовой театрализованной концертной деятельности новые проблемы. На повестку дня встал вопрос художественного уровня и качества предлагаемой праздничной продукции. На сегодняшний день необходимо констатировать, что уровень этот крайне низок и в большинстве случаев приближается к откровенной халтуре. Деградирует сам вид искусства массово-театрализованных зрелищ. В результате чего многие, даже выдающиеся мастера театральной и музыкальной культуры зачастую относятся к нему снисходительно, непрофессионально. В итоге у отечественного зрителя сформировался дурной вкус и привычка к низкопробному зрелищу. Главную роль в этом играет телевидение, так как именно оно является основным источником зрелища для многомиллионной аудитории.
Превратив большинство эстрадных программ в «фанерный нон-стоп», их создатели перестали задумываться о художественной, качественной, идейно-драматургической сторонах тиражируемого «попсового марафона». Диктатура безвкусицы, воцарившаяся и узаконенная на эстрадных подмостках, поставила под угрозу существование и развитие жанра.
Основные профессиональные проблемы современной режиссуры театрализовано-массовых зрелищ – отсутствие единого режиссерского сценария, образных постановочных решений, творческой идеи, неумение организовать репетиционный процесс, а также неумение работать с актером в условиях создания массового представления. В результате на самых разных сценических площадках и по любому поводу мы видим один и тот же набор штампованных приемов и отработанных ходов.
Создание театрализованного массового зрелища имеет свою специфику, ибо происходит в крайне нетипичных предлагаемых обстоятельствах, это выражается в отсутствии традиционной сцены, оснащенной стандартным театральным арсеналом: занавесом, кулисами, софитами, штанкетами, поворотным кругом и т.п., отсутствии постановочных цехов, а часто и театрального света. Но главное – это отсутствие постоянной труппы актеров, атмосферы театрального здания, а также подготовленного административного аппарата. Решение всех проблем режиссер вынужден брать на себя. Не менее важным является изначальное отсутствие главного компонента современного театра – драматургии с подробной психологической мотивировкой каждого поступка героя и скрупулезной разработкой характеров, то есть нет первоосновы (литературной или музыкальной), которая в театре является для режиссера точкой отсчета.
Есть огромные масштабы представления, отличные от театра постановочные трудности и целый ряд организационных проблем. Вот некоторые из них:
- умение направить работу временно созданной режиссерско-постановочной группы на создание в короткие сроки яркого качественного зрелища;
- умение организовать и провести репетиции порой с тысячами неподготовленных людей на площади, стадионе, улице;
- умение в короткие сроки организовать творческий репетиционный процесс процесс, часто совмещая его с технической репетицией по установке света, звука, монтировки декораций;
- умение превратить недостатки сценической площадки в её достоинства;
- создание неповторимой атмосферы, свойственной именно данному представлению;
- необходимость разместить артистов и организовать их действия таким образом, чтобы зрителям в любой точке сценического пространства было все видно и слышно.
Все это – ради того, чтобы зрители увидели постановку один раз! Поэтому режиссер не имеет права на «накладки», ибо возможно исправить, доработать, внести коррективы с учетом реакции публики – не будет!
Режиссер массового театра должен, зная основные законы театра, открытые и сформулированные К. Станиславским, Е. Вахтанговым, Вс. Мейерхольдом, уметь применять их в специфических условиях. И прежде всего его должны волновать вопросы формы выражения идеи, то есть жанр, который зачастую ближе к искусству плаката, так как в нем должна содержаться образность, лаконизм, величественность, зрелищность, символика и ясность.
На данный момент существует три типа театра, которые соответствуют трем типам человеческого общения:
ритуальный театр, который работает с базовыми системными ценностями. В нем происходит официально-ролевое общение (к такому театру можно отнести театр Таирова и Коонен);
театр представления, в котором преобладает игровое общение. То есть зрителю предлагается игровое поле, в котором осуществляется игровое общение;
театр переживания, в нем осуществляется межличностное общение.
То есть в театре определяющим становится: 1. Определенный взгляд на мир; 2. Определенный способ общения этой формы с воспринимающим.
На этом и строится традиционное понимание жанра.
Жанр – это способ видеть и понимать мир определенным образом, это выкристаллизованный в многовековой практике искусства взгляд на действительность. «Жанр – целостный тип художественного высказывания» (М.Бахтин).
Понятие «жанр» довольно неустойчиво, но можно определять художественный жанр по нескольким направлениям, связанным друг с другом.
по предмету изображения: исторический, семейно-бытовой, детективный;
по оценочной позиции художника, которая может быть внешне объективной, ироничной, гневно-отрицающей, и тгда жанр определяется как трагедия, трагикомедия, комедия, сатирическая комедия;
по способу построения художественного образа, позволяющего соединять единичное и общее в самых различных пропорциях – от выдвижения на первый план документально-фактической стороны повествования до полного подчинения изображения выражению абстрактной мысли: притча, сказка, аллегория и т.п.
Жанр – это художественная категория, связанная с восприятием искусства. Это коммуникативная категория, способ общения, правила игры, заключаемые со зрителем. Если зритель не знает, что такое фарс, гиньоль, перформанс – он не поймет художника.
Наряду с жанром существует понятие «стиль», имеющее отношение к индивидуальной манере, слогу художника. С ним также неразрывно связан весь комплекс явлений содержания и формы. Стиль – это манера выражения, способ общения.
В настоящее время происходит размывание жанрового сознания, утрачивается строгость границ между жанрами; на смену разграничению жанров приходит активное взаимовлияние, слияние и образование жанровых симбиозов, «микстов». Это происходит во всех видах искусств, в частности, в театре, на эстраде, в театрализованных представлениях. Жанровое обогащение происходит за счет заимствования из незрелищных видов искусств – триллер, фэнтези, детектив становятся театральными жанрами. Поэтому рядом с традиционными фарсом, комедией, мелодрамой существуют новые жанровые гибриды.
ЛИТЕРАТУРА
Владимиров В. Действие в драме.- М.: Просвещение, 1986.
Горюнова И. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений. – СПб, 2009.
Козлова Т. Современные технологии организации массовых мероприятий. – М., 2006.
- Вопросы к экзамену по курсу
- Раздел I. Режиссура театрализованных представлений в системе зрелищных искусств
- 1.1. Эстетические основы зрелищных искусств
- Литература
- 1.2. Виды и формы художественных зрелищ
- Литература
- 1.3. Режиссура как вид художественного творчества
- Литература
- 1.4. Современные тенденции в режиссуре театрализованных представлений и праздников
- Литература
- Раздел II. Специфика режиссуры театрализованных представлений
- 2.1. Событие как основа театрализованного представления и праздника
- Литература
- 2.2. Документальный характер театрализованных представлений
- 2.3. Монтаж как метод создания современного театрализованного представления
- Литература
- Тема 2.4. Активизация зрительского восприятия
- Литература
- 2.5. Работа режиссера с постановочным коллективом
- Литература
- Раздел III. Режиссура эстрадных программ
- Театральная эстрада как искусство индивидуальности
- Литература
- 3.2. Разнообразие эстрадных жанров
- 3.3. Режиссура эстрадного номера
- 3.4. Концерт и законы его организации
- Литература
- 3.5. Режиссура концерта-спектакля
- Литература
- Раздел IV. Режиссура развлекательных программ
- 4.1. Театрализованные игровые формы
- 4.2. Специфика режиссуры развлекательных программ
- Литература
- 4.3. Детские праздники и представления
- Праздники социально-педагогические:
- Праздники педагогической направленности:
- 4.4. Театрализованные конкурсные программы
- Литература
- 4.5. Театрализованные шествия и карнавалы
- Литература
- Раздел V. Театрализованные представления на нетрадиционных площадках
- 5.1. Особенности режиссуры театрализованных представлений на нетрадиционной площадке
- 5.2. Выразительные средства в представлениях на открытом воздухе
- 5.3. Формирование художественного образа в массовом театре
- Раздел VI. Режиссура массового праздника
- 6.1. Формы современного массового праздника
- Режиссер в постановке праздника
- Литература
- Раздел VII. Технологии современной режиссуры театрализованных представлений и праздников
- 7.1. Спектакли света и звука
- Литература
- Пиротехнические представления
- Литература
- 7.3. Актуальные проблемы современной режиссуры театрализованных представлений
- Тестовые задания
- Раздел «Режиссура театрализованных представлений в системе зрелищных искусств»
- Праздники современной россии
- Терминологический словарь