39. Художественные направления в изобразительном искусстве: модернизм и авангардизм.
Авангардизм – (от франц. – передовой отряд) – движение художников XX в., для которого характерно стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с ее устоявшимися принципами и традициями и поиску новых, необычных содержания, средств выражения и форм произведения, взаимоотношения художников с жизнью.
В противоречивости движений А. преломились острейшие социальные антагонизмы эпохи, отразились растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф и стремление отыскать новые способы эстетического воздействия на реальную жизнь, в большинстве случаев приводившие к утопическим идеям. Авангардисты понимают искусство как своего рода магическое средство воздействия на социальное устройство общества. Черты авангардизма проявились в ряде школ и течений модернизма, который интенсивно развивался в период 1905-1930-х гг. как в России, так и в Европе (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, абстракционизм).
Одним из представителей А. был В. Кандинский (1866-1944). Имя художника связано с зарождением абстракционизма. Он был его основоположником. Свои пейзажи он писал крупными пятнами, ограничивая каждое темным контуром. В работах усилена декоративность, плоскостность, фрагментарное изображение. Художник стремится обрести способность свободного выражения чувств. Но обычная привязанность к предмету мешает ему. Однажды он понял, что цвет, линии, складывающиеся в различные ритмические фигуры, сами по себе рождают эмоции, создают настроение. Он ставит перед собой задачу: «Духовным взором проникнуть в глубину мироздания». Отказавшись от предметного изображения, Кандинский разрабатывает три типа абстрактных картин:
• импрессия (рождается от впечатления от «внешней природы»);
• импровизация (выражаются процессы внутреннего характера);
• композиция.
Искусство Кандинского трудно для восприятия. Из его работ наиболее известны: «Прогулка» (1903), «Озеро» (1906), «На белом» (1910), «Черное пятно» (1912), «Сумеречное» (1914) и др.
Другим представителем А. является К.С. Малевич (1878-1935). Этот художник много экспериментировал, создавая близкие к кубизму, но насыщенные интенсивным цветом композиции, в которых предметная форма конструировалась из цилиндрических и конусовидных элементов («На сенокосе»); практически беспредметными были его опыты в духе футуризма («Станция без остановки»).
Казимир Малевич пытался разработать собственную систему абстрактного искусства, основанную на комбинировании на плоскости простейших геометрических фигур, окрашенных в контрастные цвета. Самое известное произведение художника – «Черный квадрат». Эта работа стала своего рода манифестом беспредметного искусства.
Среди ярких представителей литературного авангарда в России необходимо назвать Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского и Даниила Хармса. Этих литераторов отличал от других художников и поэтов особый, экстравагантный способ подачи поэтического и драматического материала. В «Словаре культуры 20 века» Вадим Руднев различает модерн и авангард. Он пишет о том, что модернисты, а это такие писатели, как Джойс, Пруст, Кафка, были способны «запереться в кабинете и писать в стол». В этом смысле модернисты – классические шизофреники и аутисты, люди, надеющиеся на то, что ктото когда-то их прочтет и оценит. Авангардисты же в этом случае не способны ждать от публики признания своего таланта. Они разрабатывают свою собственную, эксцентричную риторику, действующую непосредственно сейчас и немедля. В этом смысле они значительно революционнее модернистов.
Соглашаясь с данным принципом членения искусства на авангард и модерн, отметим, что в ряде случаев невозможно строго определить, кто есть кто. Например, испанский режиссер Люис Бюнюэль соединяет в своем творчестве и в своей жизни как элементы авангарда, так и принципы модерна (и даже – постмодерна). Сальвадор Дали – классический авангардист, но в настоящее время репродукции его картин используют для оформления школьных российских тетрадей. Это указывает на включение авангарда в массовую и популярную культуру. Авангардными и постмодернистскими называют фильмы А.Тарковского, хотя по философской ориентации Тарковский – типичный модернист.
Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля[1]. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике.
Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных (англоязычных) источниках — это термин «modern». В русской эстетике «модерн» означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль конца XIX — начала XX века (русский модерн, ар нуво, югендстиль, сецессион и др.), поэтому необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы.
- Вопрос 1. Искусство как особая художественно-образная форма отражения действительности. Классификация видов искусств.
- Вопрос 2. Функции искусства.
- 3. Живопись как вид изобразительного искусства, виды художественной техники.
- Техника:
- 4. Известные художники Беларуси.
- 5. Графика, ее виды и образные средства, техники.
- 6. Белорусские графики-иллюстраторы детских книг.
- 7. Скульптура- искусство создания объемно-пространственных образов. Виды, техники.
- Техника исполнения
- 8. Архитектура, ее виды. Типы сооружений.
- Виды архитектуры
- 9. Виды декоративно-прикладного искусства.
- 10. Русские традиционные ремесла и промыслы: росписи.
- 11. Русские традиционные ремесла и промыслы: игрушка.
- 12. Белорусская традиционная игрушка.
- 17. Разновидности жанров.
- 18. Жанр натюрморта: представители.
- 19. Портретный жанр: представители.
- Поджанры портрета
- 20. Пейзажный жанр: представители.
- Развитие жанра
- Элементы пейзажа
- Известные русские, советские и современные художники-пейзажисты
- 21. Бытовой жанр: представители.
- 22. Исторический жанр: представители.
- 23. Батальный жанр: представители.
- 25. Анималистический жанр: представители.
- 26. Художественные стили и направления в изобразительном искусстве: определение. Разновидности стилей и направлений.
- 27. Романский стиль.
- Особенности романского стиля
- 28. Готический стиль.
- 29. Ренессанс.
- 30. Барокко.
- Происхождение термина
- Черты барокко
- Эпоха барокко
- 31. Классицизм.
- 32. Ампир.
- Зарождение
- Особенности стиля
- 33. Модерн.
- 34. Художественные направления в изобразительном искусстве: реализм.
- Направление в живописи XIX-XX веков
- 35. Художественные направления в изобразительном искусстве: романтизм.
- 36. Художественные направления в изобразительном искусстве: классицизм.
- 37. Художественные направления в изобразительном искусстве: импрессионизм.
- Техника
- 38. Художественные направления в изобразительном искусстве: примитивизм.
- Примитивизм в искусстве
- 39. Художественные направления в изобразительном искусстве: модернизм и авангардизм.
- Модернизм в изобразительном искусстве
- 40. Законы изобразительного искусства.
- 41. Правила изобразительного искусства.
- 43. Средства изобразительного искусства.
- 44. Композиция: определение. Виды и типы композиции.
- 45. Стилизация как метод создания декоративной композиции.