logo search
ИСТОРИЯ ТЕАТРА-ЛЕКЦИИ Части 1 и 2

Актерское искусство

Эдмунд Кин (1787-1833) – актер легендарной славы, человек короткой и трагической жизни; его искусство было гениальным выражением строя, порожденного европейской реакцией.

Он был страстен, нравственно бескомпромиссен в своем творчестве; он мучительно искал положительный идеал и положительного героя. И этим он сближается с Байроном, с которым он был единомышленником.

Он был типичным актером-романтиком, но он был романтиком и по своему душевному складу.

Власти преследовали и травили Кина, презрительно называя его актером толпы, а публика восторженно признавала его своим, отстаивала и защищала всеми доступными ей способами.

Соединение гражданской смелости Кина с предельной душевной уязвимостью, незащищенностью превращало его жизнь в непрерывный поединок, вечный бой, который закончился трагическим уходом великого актера из жизни.

Кин родился в актерской семье, рано осиротел, вынужден был зарабатывать на жизнь, рано стал актером. К 20-ти годам исколесил всю провинциальную Англию. «Что нужно, чтобы стать знаменитым актером?» – спросили как-то у Кина. Он ответил: «Уметь голодать». Он прошел суровую жизненную и актерскую школу: он выступал во всех жанрах.

В 1814 г. для спасения прогорающего лондонского театра «Друри-Лейн» приглашают Кина, уже прославившегося в провинции, в Лондон. Он дебютирует в роли Шейлока в «Венецианском купце» Шекспира и завоевывает Лондон. Шекспир был самым близким драматургом для Кина. Их сближает трагичность мировосприятия, острое сознание неблагополучия этой жизни, где нет ни свободы, ни справедливости, ни счастья. Именно в шекспировских ролях Кин стал великим актером. Он сыграл Шейлока, Ричарда III, Гамлета, Макбета, Отелло, Яго, Лира, Ромео.

Кин так раскрыл новые грани шекспировских героев, так смело ломал традиции, что английская критика того времени называла Кина лучшим комментатором, объяснявшим Шекспира больше, чем тома исследований.

Новаторство Кина проявилось уже в первой роли: он ломает традицию трактовать Шейлока как злодея. Он показывает и эгоизм Шейлока и его человечность. Он тонко и точно передавал сложный внутренний мир своего героя, – в этом выразилась романтическая тема оправдания зла: он саркастичен в отношении к окружающим, но в то же время трагически ощущает свое одиночество; в Шейлоке – и ненависть, и нежность, и наружное смирение, и внутренняя злоба.

Эмоциональная сила исполнения Кина была такова, что после первого же спектакля его признали величайшим актером Англии.

В Гамлете для него главным был процесс сосредоточенного и печального осмысления мира как мира торжествующего зла, против которого невозможно не восстать, но и невозможно победить. Поэтому сцену с матерью он проводил с приглушенной грустью, а не в крике. В нем жила глубокая любовь к Офелии: советуя ей уйти в монастырь, он нежно целовал ей руку.

В Отелло главным было раскрытие всепоглощающей любви к Дездемоне. Крах любви означал наступление мрака и хаоса. Это была трагедия обманутого доверия, а не ревности.

Макбета он тоже не трактовал как злодея, а раскрывал внутреннюю борьбу сложных и противоречивых чувств героя.

В Ричарде Кин показывал его умным, смелым, неотразимо обаятельным, особенно в сцене с Анной. Это «мягкий и улыбающийся злодей».

Страстная взволнованность, романтическая патетика искусства Кина определяли особенности его исполнения. Он обладал даром раскрывать самые тайные глубины человеческой психики в моменты наивысшего напряжения всех душевных сил.

Он создавал масштабные образы, близкие творчеству Байрона. Однако для романтического искусства Кина была характерна неровность исполнения. Но он никогда не полагался на интуицию, на вдохновение. Он много работал, пополняя недостаток своего образования, занимался спортом, был одним из лучших фехтовальщиков Англии, работал над голосом. Но его романтическая субъективность ставила его вне партнеров, вне ансамбля. Все спектакли с его участием были спектаклями одного актера – Кина.

Кин был совершенным романтическим трагиком. Его исполнение шекспировских ролей стало эпохой в истории театра.

25 марта 1833 г. Кин играл Отелло, свою любимую роль. На словах «окончен труд Отелло» он потерял сознание и через три недели умер. Смертью Кина завершился в английском театре период романтизма.