logo search
Теория и практика РТП

4.1. Театрализованные игровые формы

Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией и религией, спортом и развлечениями, искусством и воспитанием.

Подходы к природе игры самые разнообразные и подчас противоречивые. Одни связывают происхождение игры с магико- культовыми потребностями, с трудовыми процессами (Г. В. Плеханов); английский философ Г. Спенсер расценивает игру как проявление “избытка сил”; австрийский психолог К.Бюлер видит причину игры в “функциональном удовольствии”; австрийский психолог З. Фрейд рассматривает игру как реализацию вытесненных из жизни желаний и т.д.

В советской психологии был выработан подход к игре как явлению, имеющему социально-историческую природу. В частности, детские игры рассматриваются как форма включения ребенка в мир человеческих отношений, как стремление к гармоничному сосуществованию с миром взрослых, как формирование произвольного поведения ребенка, его социализация.

Центральная задача игровой деятельности – формирование в игре нравственных качеств человека. Другая, не менее важная задача, - формирование в процессе игрового общения коллективистских качеств. Не менее важно и то, что игра связана с гедонистической функцией досуга и является средством развлечения.

Формы игровой деятельности многообразны. Можно использовать такую форму игры, как игра-путешествие, в которой участники расширяют свой кругозор, проявляют интерес к получению новой информации.

Игра-импровизация выводит детей из состояния закрепощенности, развивает воображение, когда детской выдумке нет предела.

Сюжетно-ролевая игра, которая создает воображаемые условия действия, побуждает участников игры к перевоплощению, так как это игры конкретных героев в конкретных условиях.

Игра-драматизация представляет собой некий синтез восприятия художественного произведения и ролевой игры. Это разыгрывание театрального действа на сюжет художественного произведения или какого–то события в лицах. Игра-драматизация выстраивается на основе художественного материала, допуская при этом внесения своего личного отношения играющих к герою или явлению.

Подвижные игры также широко применяются в детских программах. Они несут эмоциональный заряд, разряжают обстановку, снимают усталость, стимулируют активную деятельность.

Одна из отличительных особенностей театрализованных программ – активное участие в них зрителей. По большому счету в них нет «четвертой стены», в отличие от театра, зрители – не просто соглядатаи, а соучастники. Поэтому главнейшая задача организаторов театрализованного действа – запрограммировать участие зрителей в действии, предусмотреть моменты активизации, не лишая действия зрелищности. Самый выигрышный способ достичь этого – использовать игру, как форму драматического развития. Среди игровых театрализованных форм самое распространенное – театрализованное игровое представление. В нем, как и в любом жанре театрализованного представления, выстраивается действие, объединенное единой авторской мыслью, монтажно соединяются все виды и жанры искусства. Оно так же, как и публицистическое представление, эстрадное, концертное, обладает родовыми признаками театрализованного представления:

Театрализованное представление любого жанра – это яркое, полифоническое, зрелищное действо. Только если в театрализованных представлениях других жанров активизация зрителей – прием, то в игровом – это непременное условие. Игра, как равноправный элемент художественно-образного языка, позволяет в игровых представлениях включать зрителей в действие непосредственно. Причем зритель может не просто сопереживать герою, а – влиять на события, своими поступками предрешать исход борьбы. Причем игра действует ненавязчиво, не вызывает противодействия, поэтому включение в действие происходит органично. Зритель становится сотворцом сюжета, драматической коллизии, развития действия.

Игровые представления могут быть различными по форме.

Игровая пьеса. По сути, это пьеса с включенными играми или игровыми эпизодами. В ней могут быть диалоги персонажей со зрителями, где зрители – коллективный положительный персонаж. Но чаще всего такая беседа, к сожалению, носит ябеднический характер, что сводит на «нет» воспитательное значение программы.

Театрализованное игровое представление предполагает игру как основной элемент действия, действие и осуществляется через неё: игра ставит зрителей перед выбором линии поведения, предоставляет возможность проявить свои лучшие качества: силу, ловкость, сообразительность, способность выручить товарища и т.д. с помощью игры создается интрига, обогащается сюжет, обостряется конфликт, когда игровая инициатива переходит от положительных персонажей к отрицательным. В игровых театрализованных представлениях чаще всего используется т.н. система образов – то есть персонажами становятся герои, которые хорошо «знакомы» зрителям по книгам и фильмам, что необходимо для быстрого установления доверия между ними и зрителями, иначе не получится общения, без которого не будет взаимодействия.

Игра в театрализованных игровых программах должна включаться в сюжетную канву, усиливая и развивая действенную линию представления, сама игра должна быть наполнена сюжетным смыслом.

Импровизационно-игровая театрализация. Инсценировки, которые создаются непосредственно зрителями, своеобразные хеппенинги. То есть они свободно импровизируют в обусловленных сюжетом рамках. Суть подобной театрализации в том, что представление как бы создается сию минуту самими зрителями, а ведущие только намечают контуры сюжета. Но ясно, что это невозможно без предварительной активизации фантазии зрителей, без подготовки. Эта форма предполагает раскованных зрителей, причем зрителей, способных и желающих выразить себя актерскими средствами.

Сюжетный игровой утренник. Драматургическая основа едва намечается. Вся театрализация заключается в том, что ведущие выступают в образах литературных или сказочных героев. По сути, это игровая программа с использованием внешних театральных средств, ибо драматургическое развитие отсутствует. Но это не значит, что такие программы не могут существовать.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Козак О. Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет.- СПб.: 1999.

  2. Кузнецова Э. Игры, викторины, праздники в школе и дома.- ГИППВ, 1998.

  3. Науменко Г. Фольклорный праздник.- М., 2000.

  4. Ворошилов В. Феномен «Что? Где? Когда?».- М.: 2002.