52. Портреты Екатерины II д. Левицкого и в. Боровиковского.
Портрет Б(1794).- Екатерина II в Царскосельском парке- Непринужденность, даже интимность, отличает этот портрет. Екатерина II изображена гуляющей по парку Царского Села со своей любимой собачкой. Образ ее не лишен сентиментальности. Но важно уже то, что Б. отказался от изображения царицы в виде "земной богини". Она предстала в обычном домашнем облике.А портрет Л.(1783)- Новое произведение Левицкого стоит особняком в его творчестве. Оно отличается, прежде всего, надуманностью литературного замысла. В портрете менее всего отражены личные качества и характер Екатерины II. Художник создал абстрагированный образ императрицы, иллюстрацию идеального типа монархического правления, каким он представлялся среде просветителей второй половины восемнадцатого века. Программа портрета, подсказанная, надо полагать, Н. А. Львовым, позднее была изложена самим художником.
«Портрет Екатерины I — Законодательницы» с полным основанием может быть отнесен к разряду аллегорических картин. Образ «идеальной государыни» требовал от художника подтверждения в виде различных эмблем и символов. В композицию привнесены предметы, соседство которых может быть оправдано только иносказательными смыслами, отчего полотно окончательно утратило реалистический характер. Свойственное же таланту Левицкого стремление к конкретной достоверности нашло выход в блистательном изображении аксессуаров.
53. Иконопись XVIII века (основные стилистические направления).
Боровиковский , Матвеев – иконописец 18 века.Начало 18 века – сильное влияние стиля Ушакова (объемность, живоподобие, использование белил для написания ликов, при этом орнаментальность в написании сладок тканей ). Например икона петра и павла.Академический период – Боровиковский-Немножко от Ушакова, немножко от академии. Цветовые находки: бирюзовый синий с нежным розовым.В иконописи архитектура изображалась с птичьего полета.
54. Творчество Ф. Шубина.
Творчество Ф.Шубина портретного жанра в [русской] скульптуре [XVIII века] .Закончивший Академию /Шубин уезжает в пенсионерскую поездку сначала в Париж,где учится у Пигаля и, а Рим (1770—1772)1-ое произв. Ш. по возвращении на родину — бюст бывшего вице-канцлера А. М. Голицына (гипс, 1773, ГРМ; мрамор, ГТГ) — свидетельствует -зрелости мастера. Многогранность характеристики модели раскрывается при круговом ее осмотре, хотя у портрета, несомненно, есть и главная точка зрения. Ум и скепсис, духовное изящество и следы душевной усталости, сословной исключительности и насмешливого благодушия. Конкретность облика не помешала скульптору создать в нем худ-ый образ целого поколения, образ русской аристократии ека-ого времени. Сложный абрис головы Голицына, ее разворот, противоположный развороту плеч, тщательная обработка разнофактурной поверхности (плащ, кружева, парик), тончайшая моделировка лица, породистая линия носа, капризный рисунок губ) и более свободно-живописная — одежды, — все здесь еще напоминает стил-ие приемы барокко. Это подчеркнуто и самой формой бюста, в котором динамичные скульптурные масса. Хотя заметим, что в приемах начинающего скульптора прослеживаются черты не только барокко, но и рокайля. Со временем в портретах Шубина будут усиливаться конкретность, жизненность, острая характерность.многогранности противоречив созданный скульптором образ Павла I (мрамор, 1797, бронза, 1798 — оба ГРМ; бронза, 1800, ГТГ). Здесь сентиментальная мечтательность уживается с жестким, почти жестоким выражением лица, а уродливые, почти гротескные черты не лишают образ величественности.-моделировкb формы.,.(работы: портреты Паниной, Чернышева, Барышникова, Ломоносова)
55. Русская скульптура второй половины XVIII века: от барокко к классицизму (Ф. Гордеев, Ф. Щедрин, М. Козловский, И. Прокофьев, И. Мартос; синтез архитектуры и скульптуры на примере памятников Петербурга и Петергофа).
Мартос : синтез арх-ры и скульптуры на примере памятников Петербурга и Петергофа) Мартос творил в эпоху, ознаменованную небывалым подъемом русской культуры, национального самосознания. Его современниками были поэты Державин, Жуковский, Карамзин, Пушкин, живописцы Кипренский, Тропинин, Брюллов. Работы таких скульпторов-современников, как Шубин, Гордеев, Козловский, Щедрин, Прокофьев, Демут-Малиновский, свидетельствовали о том, что русское искусство развивалось широко и мощно, зарождалась отечественная пластика, отмеченная чертами самобытности и реализма. И хотя в искусстве этого периода преобладал классицизм, черпавший основные мотивы в культуре античных Греции и Рима, многие образы были тесно связаны с идеями гражданственности, свободы и достоинства человека, высокого долга перед Родиной
56. Творчество И. Мартоса.к18
"Портрет Графа Панина",Надгробие М.ПюСобакиной.Монумент Минину и Пожарскому.Мартос умел создать образы просветленные овеяные высокой скорбью высоким лирическим чувсвтом,мудром принятием смерти в живописи - принципы классицизма,воплотил ист жанр,античный или библейск сюжеты.Нац история трактовалась в ней соответв гражд и патриот-им идеалам просв-ва.
57. «Медный Всадник» Э.-М. Фальконе (стиль и форма).
Ме́дный вса́дник — памятник Петру I на площади Декабристов (бывшей Сенатской) в Санкт-Петербурге. Памятник получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина. Фальконе –мастер станковой ,камерной и миниатюрной скульптуры. Медный всадник выполнялся 12 лет.Символика заложена в композиционно-пластическом строе памятника,Петр1 ИЗОБРАЖЕН НА ВЗДЫБИВШИМ КОНЕ НАД ДИКОЙ СКАЛОЙ –ПЬЕДЕСТАЛОМ. Скульптор передал неудержимо-стремительное движение всадника, огромную и властную силы правой руки.(классицизм, влияние европейского искусства).
58. Русская пейзажная живопись конца XVIII века. (Ф. Алексеев, Семен Щедрин).С.Щ-Петербург - 1804, там же Родоначальник русской пейзажной живописи, первый профессор нового, пейзажного класса в АХ, Сем. Ф. Щедрин выучил несколько поколений художников. Отработанная им композиционная схема пейзажа надолго стала образцовой. Его картины воспроизводились в гравюрах и пользовались большим успехом. Пейзажно-видовые росписи и панно, написанные им и его учениками, украшали и столичные дворцы, и помещичьи усадьбы. Париж, потом в Рим.. В Риме Щедрин попал в обстановку нарождающегося классицизма, для которого реальная жизнь нуждалась в значительных "поправках" античностью. Здесь Щедрин задержался сверх срока своего пенсионерства на четыре года.. Расцвет его творчества приходился на 1790-е гг. Среди его работ наиболее известны серии видов Павловского, Гатчинского и Петергофского парков, виды Каменного острова и декоративные панно для Михайловского дворца в Петербурге. Щедрин запечатлел конкретные виды архитектурных сооружений, но главную роль отводил не им, а окружающей природе, с которой человек и его творения оказываются в гармоническом слиянии. Композиция строится в соответствии с правилами академического классицизма: "кулисы"-деревья - на первом плане (в коричневатых тонах); архитектура среди природы - на втором, центральном (в зеленых тонах); дали, обычно неглубокие, - на третьем (в голубых тонах). Кроны деревьев изображаются в условно-декоративной манере. Виды уютны, уравновешенны, в них есть прелесть открытия нового чувства природы, цельность восприятия, мягкий лиризм. Однако в сравнении с лучшими западноевропейскими мастерами пейзажа того времени Щедрин выглядит еще робким учеником. Постепенно положение будет меняться, но уже в творчестве его учеников и преемников.Ф.А-вначале своей деятельности занимался декорацией,затем пристрастиме становиться виды морских городов –рисовл Петропаловские крепости,он добивается гармоническое единение ясной красоты новой арх-ры,его перспектива уводит зрителя по дигонали в глубину причем точка схода остается за кадром-усиливает естественность и жизненное достоверность.Живописная манера-темпераметная и сильная.Колорит –отличается живостью,контрасты смелы.Надменная черта –Поэтичность.
59. Скульптура первой половины XIX века: от классицизма к реализму (?) (С. Пименов, В. Демут-Малиновский, Б. Орловский, П. Клодт).Развитию всех жанров скульптуры-компактоность,четкость силуэтовПименов и Демут-Малиновский посвятили почти все свое творчество монументально-декоративной скульптуре.Им принадлежат убратнства Главного штаба-колестница славы,фасадов Александрийского Таетра,Михайловского дворца-классицизма.Орловский-начинал карьеру простым мраморщиком-автор памятников Отечественной воны Кутузову, и Бараклаю де Толли-поставленный у казанского монастыря.Переданая энергия –Кутузова, и сдержанность-Барклаю. В 19 в, как стиль классицизм терял свое прогрессвное значнеи и устая место реалистической пластикие.Реализм-Петр Клодт-он не получил систематичесго образования в Академии художеств-работа-конный группы Аничково моста в П(1849-1850)-идея покорения человеком природы,подчинение стихии,динамичность и темпераменность композиции,Памытник Крылову установлен в Летнем саду(1848-1855),с книгой и поместил барельеф с различными сценами из басен.Последния крупная работа Клодта Памятник Николаю 1-считался виртуазным мастремор литья. Все свои работы клодт отливал сам.
60. Романтизм и сентиментализм в контексте русского классицизма (можно на примерах живописи и графики первой половины XIX века).
61. Творчество О. Кипренского.
Выдающийся русский живописец и график О. А. Кипренский окончил Петербургскую Академию художеств по классу исторической живописи, но портрет с самого начала становится ведущим в его творчестве. В 1816 – 1822 гг. Кипренский работал в Италии. Вернувшись на родину, он через 6 лет – в 1828 г. снова и навсегда уезжает в Италию. Кипренский – первый представитель романтизма в русской живописи. тоянную угрозу неожиданных метаморфоз.О. А. Кипренский первым из русских художников находит этому мироощущению соответствующую форму. Прежде всего эта форма столь же изменчива, как и тот мир, к которому обращено искусство художника. Написанные почти одновременно портреты мальчика А. А. Челищева (ок. 1809, ГТГ), Е. П. Ростопчиной (1809, ГТГ), Е. В. Давыдова (1809, ГРМ) демонстрируют изумительную способность к видоизменению в каждом данном случае живописной манеры, композиционных, колористических, световых эффектов и всего эмоционального строя портрета. Но постоянным остается одно – герои ранних портретов Кипренского как бы пребывают в настороженном, чутко-внимательном ожидании каких-то неведомых событий. Живопись отличается незнакомой искусству XVIII в. артистической свободой, любовью к контрастам освещения и цвета. Не случайно пристрастие Кипренского к детским и юношеским образам – в них та открытость навстречу «всем впечатлениям бытия», та незавершенность внутреннего мира, которая наиболее родственна романтическому мироощущению. Кипренский – подлинный создатель русского карандашного портрета. Графический стиль художника отмечен изумительной непринужденностью, быстротой, бархатистой воздушностью штриха при поразительной точности и ясности формы и красоте силуэта, (портреты Н. В. Кочубей, генерала Е. И. Чаплица, оба – 1813).Безусловный шедевр и последняя крупная удача художника – портрет А. С. Пушкина (1827, ГТГ). Лицо, озаренное вдохновением внезапной мысли, отмечено печатью глубокой сосредоточенности, в горькой складке губ сквозит затаенная скорбь, в замкнутости позы – какая-то воинственная настороженность. Эмоциональный строй портрета отличается сдержанной, благородной строгостью, исполнение – мудрой простотой, экономностью художественных средств. Важное место в творчестве Кипренского занимает автопортрет. Незнакомый предшествующему искусству XVIII века повышенный интерес к автопортретным изображениям у Кипренского отражает свойственное романтической эпохе представление о духовной независимости творческой личности, наделенной даром обостренной восприимчивости и сострадания к чужим судьбам.
- Искусство скифов и древних славян (периодизация, развитие стиля, виды искусства).
- 2. Мифологические сюжеты в скифском искусстве (скифские и античные).
- 3. Звериный стиль в искусстве скифов (этапы развития, символика).
- 4. Искусство Киевской Руси: Древний Киев XI-XII вв. (мозаики, фрески, книжная миниатюра - особенности стиля и формы).
- 5. Мозаики и фрески Софийского собора в Киеве. Их расположение и символика.
- 6. Мозаики Михайловского собора Златоверхого монастыря в Киеве.
- 7. Миниатюра XI века (Остромирово Евангелие, «р1зборник Святослава»),
- 10. Система росписей древнерусского храма (на примере памятников Киева и Новгорода).
- 14. Искусство Владимиро-Суздальского княжества, хи-хш вв. (основные памятники скульптуры, монументальной живописи и декоративно-прикладного искусства).
- 16. Символика животных в скульптурном декоре Владимиро-Суздальских храмов.
- 17. Иконография Страшного суда в росписях Дмитриевского собора во Владимире (расположение в пространстве храма, особенности цвета и изображений фигур).
- 19. Фрески Новгорода в XIV веке: церковь Спаса на Ковалёве, Успения на Волотовом поле.
- 20. Новгородская школа иконописи XIII-XV веков (развитие стиля, особенности композиции и цвета).
- 21. Творчество Феофана Грека (монументальная живопись в Новгороде, деисис иконостаса Благовещенского собора Московского кремля, особенности живописной техники и стиля других его икон).
- 22. Иконография Успения Богодицы в древнерусском искусстве (можно на примерах новгородской иконы «облачного» Успения и иконы Феофана Грека).
- 24. Псковская школа иконописи XIII-XV веков (развитие стиля, особенности композиции и цвета).
- 25. Творчество Андрея Рублева (фрески, иконы, миниатюры: особенности живописной техники и стиля).1408
- 26. Иконы праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского кремля Прохора с Городца и Андрея Рублёва.
- 27. Миниатюры Евангелия Хитрово (виды иллюстраций, особенности композиции и характера живописи, тема круга).
- 28. Троица Андрея Рублева (особенности иконографии, композиционного построения, цвета; символика форм, жестов, предметного мира).
- 29. Иконостас в древнерусских храмах: его эволюция, символика и основные составные части.
- 30. Иконостас в русских храмах XVII-XIX веков: его эволюция, символика и основные составные части.
- 33. Фрески Дионисия в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря (цвет-тон, расположение в пространстве, сюжеты и символика).
- 38. Росписи Митрополичьего двора в Ростове Великом.
- 39. Творчество Симона Ушакова и мастеров Оружейной палаты (теоретические основы «световидной» живописи, особенности цвета и формы в новых иконах, использование орнамента).
- 40. Парсуны XVII - начала XVIII века (особенности жанра: композиция, техника исполнения, их назначение).
- 41. Живопись петровской эпохи (парсуна 90-х годов XVII века, и. Таннауэр, л. Каравакк, и. Никитин, а. Матвеев).
- 42. Скульптурное творчество б.К. Растрелли.
- 46. Исторический жанр в русской живописи второй половины XVIII века (а. Лосенко, п. Соколов, и. Угрюмов).
- 47. Бытовой жанр в русской живописи XVIII века. (м. Шибанов, и. Фирсов, и. Ерменёв).
- 48. Творчество ф. Рокотова (особенности цвета и тона, психологические характеристики).
- 49. Творчество д. Левицкого (особенности цвета и тона, жест в композиции и символике парадного портрета).
- 50. Серия портретов смольнянок д. Левицкого.
- 51. Творчество в. Боровиковского (психологические характеристики, особенности живописной фактуры, пространство и аксессуары в композиции картины).
- 52. Портреты Екатерины II д. Левицкого и в. Боровиковского.
- 62. Пейзажи Сильвестра Щедрина.
- 63. Творчество в. Тропинина.
- 67. «Последний день Помпеи».
- 68. Цвет и свет в пейзажах а. А. Иванова.
- 72. Творчество г, Семирадского (академизм и импрессионистический реализм античности).
- 75. Пейзаж в творчестве передвижников (а. Саврасов, и. Шишкин, ф. Васильев, а. Куинджи, в. Поленов, и.Левитан).
- 76. Тема времени в пейзажах ф. Васильева.
- 77. Творчество и. Левитана.