10. Система росписей древнерусского храма (на примере памятников Киева и Новгорода).
София Киевская 1037г.Алтар помещения и центр.подкупол пр-во украш мозаикой,столбы нефов,бок помещ под хорами,стены-фресками,Полы-мозаичные.В куполе в окруж 4 архангелов-пантократор,в простенках между 12 окнами барабана-12 апостолов,в парусах,поддерж купол-евангелисты,на подпруж арках в медальонах-4о мучеников севастийских.На столбах триумф арки-благовещение:2архМих и Гавриил и Богоматерь(на столбах)В ц.апсиде=в конхе-Оранта в мо
итв позе,с воздетыми вверх руками,заступница-образ восход к языч. обр праматери.Ниже Оранты-Евхаристия=Причащение,обряд превращ хлеба и вина в тело и кровьХриста, еще ниже в простенках между окнами,над сидалищем-фигуры святителей.
11.Древнерусские иконы XI-XIII веков (Новгород, Киев, Псков, Владимир).
«Дмитрий Солунский» из Дмитрова к12-нач13 Монументальная, спокойная фигура, полна силы,в жесте правой руки, выним меч из ножен, чувствуется огромная внутренняя собранность
Алипий «Богоматерь Великая Панагия (Оранта)» из Ярославля ок 1224.Их отличает мягкость письма и тонкая гармония красок;
12. Росписи Спас-Мирожского монастыря во Пскове (особенности стиля, формы и цвета, расположение в пространстве храма).
Стиль мирожских росписей отличается большой оригинальностью. Его прежде всего характеризует подчеркнутая линейность. Фигуры и лица очерчены тяжелыми линиями, при помощи таких же линий исполнены все одеяния, тела, деревья, горки и т.д. Даже нанесенные на лица оттенки света облечены в форму тонких, графически четких линий. Там, где новгородский мастер пользовался мазком, автор мирожских фресок прибегал к линии.
13. Изображение Евхаристии в древнерусской монументальной живописи (на примерах киевских мозаик и псковских росписей: расположение в пространстве храма, цвет и форма, развитие композиции в XI-XII вв.).+5
Евхаристия — одно из главных церковных таинств, в котором хлеб и вино мистическим образом пресуществляются в тело и кровь Христову. Совершение евхаристии составляет суть основного христианского богослужения — литургии. На причастии верующие, вкушая хлеб и вино, в которых воплощены «истинное тело» и «истинная кровь» Спасителя, соединяются с ним и приобретают залог жизни вечной.В храме изображение «Евхаристии» традиционно помещается в алтаре, в центральной апсиде.
киевские мозаики:Ниже «Богоматери» в апсиде помещены традиционные для этой части храма «Евхаристия» Наиболее удачны цветовые сочетания в дважды повторенной фигуре Христа, облаченного в пурпурный хитон с золотыми ассистами и светло-синий плащ, — его одежды контрастно выделяются на золотом фоне.Пропорционально укороченные, с укрупненными головами фигуры скованны в своих движениях и не отличаются разнообразием поз и жестов.Композиция «Евхаристии» включает в себя фигуры Иисуса Христа (часто он пишется дважды) в центре композиции и подходящих к нему для причастия апостолов, которых возглавляют Петр и Павел. Господь стоит у престола и подает своим ученикам хлеб и вино. Ему могут прислуживать ангелы. В храме изображение «Евхаристии» традиционно помещается в алтаре, в центральной апсиде. За этим сюжетом специально закреплено место, где осуществляется таинство литургии, ибо он наглядно поясняет смысл происходящего богослужения. «Евхаристия» может также помещаться над Царскими Вратами или в праздничном ряду иконостаса.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Искусство скифов и древних славян (периодизация, развитие стиля, виды искусства).
- 2. Мифологические сюжеты в скифском искусстве (скифские и античные).
- 3. Звериный стиль в искусстве скифов (этапы развития, символика).
- 4. Искусство Киевской Руси: Древний Киев XI-XII вв. (мозаики, фрески, книжная миниатюра - особенности стиля и формы).
- 5. Мозаики и фрески Софийского собора в Киеве. Их расположение и символика.
- 6. Мозаики Михайловского собора Златоверхого монастыря в Киеве.
- 7. Миниатюра XI века (Остромирово Евангелие, «р1зборник Святослава»),
- 10. Система росписей древнерусского храма (на примере памятников Киева и Новгорода).
- 14. Искусство Владимиро-Суздальского княжества, хи-хш вв. (основные памятники скульптуры, монументальной живописи и декоративно-прикладного искусства).
- 16. Символика животных в скульптурном декоре Владимиро-Суздальских храмов.
- 17. Иконография Страшного суда в росписях Дмитриевского собора во Владимире (расположение в пространстве храма, особенности цвета и изображений фигур).
- 19. Фрески Новгорода в XIV веке: церковь Спаса на Ковалёве, Успения на Волотовом поле.
- 20. Новгородская школа иконописи XIII-XV веков (развитие стиля, особенности композиции и цвета).
- 21. Творчество Феофана Грека (монументальная живопись в Новгороде, деисис иконостаса Благовещенского собора Московского кремля, особенности живописной техники и стиля других его икон).
- 22. Иконография Успения Богодицы в древнерусском искусстве (можно на примерах новгородской иконы «облачного» Успения и иконы Феофана Грека).
- 24. Псковская школа иконописи XIII-XV веков (развитие стиля, особенности композиции и цвета).
- 25. Творчество Андрея Рублева (фрески, иконы, миниатюры: особенности живописной техники и стиля).1408
- 26. Иконы праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского кремля Прохора с Городца и Андрея Рублёва.
- 27. Миниатюры Евангелия Хитрово (виды иллюстраций, особенности композиции и характера живописи, тема круга).
- 28. Троица Андрея Рублева (особенности иконографии, композиционного построения, цвета; символика форм, жестов, предметного мира).
- 29. Иконостас в древнерусских храмах: его эволюция, символика и основные составные части.
- 30. Иконостас в русских храмах XVII-XIX веков: его эволюция, символика и основные составные части.
- 33. Фрески Дионисия в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря (цвет-тон, расположение в пространстве, сюжеты и символика).
- 38. Росписи Митрополичьего двора в Ростове Великом.
- 39. Творчество Симона Ушакова и мастеров Оружейной палаты (теоретические основы «световидной» живописи, особенности цвета и формы в новых иконах, использование орнамента).
- 40. Парсуны XVII - начала XVIII века (особенности жанра: композиция, техника исполнения, их назначение).
- 41. Живопись петровской эпохи (парсуна 90-х годов XVII века, и. Таннауэр, л. Каравакк, и. Никитин, а. Матвеев).
- 42. Скульптурное творчество б.К. Растрелли.
- 46. Исторический жанр в русской живописи второй половины XVIII века (а. Лосенко, п. Соколов, и. Угрюмов).
- 47. Бытовой жанр в русской живописи XVIII века. (м. Шибанов, и. Фирсов, и. Ерменёв).
- 48. Творчество ф. Рокотова (особенности цвета и тона, психологические характеристики).
- 49. Творчество д. Левицкого (особенности цвета и тона, жест в композиции и символике парадного портрета).
- 50. Серия портретов смольнянок д. Левицкого.
- 51. Творчество в. Боровиковского (психологические характеристики, особенности живописной фактуры, пространство и аксессуары в композиции картины).
- 52. Портреты Екатерины II д. Левицкого и в. Боровиковского.
- 62. Пейзажи Сильвестра Щедрина.
- 63. Творчество в. Тропинина.
- 67. «Последний день Помпеи».
- 68. Цвет и свет в пейзажах а. А. Иванова.
- 72. Творчество г, Семирадского (академизм и импрессионистический реализм античности).
- 75. Пейзаж в творчестве передвижников (а. Саврасов, и. Шишкин, ф. Васильев, а. Куинджи, в. Поленов, и.Левитан).
- 76. Тема времени в пейзажах ф. Васильева.
- 77. Творчество и. Левитана.