68. Цвет и свет в пейзажах а. А. Иванова.
Иванов-один из типичный исторических живописцев. Картина-Подвиг молодого киявлянена при осаде Киева печенегами в 968г.Все время время жил в Италии, но перед смертью приехал в Петербург и привез картину-*Явление Христа Народу*.В пейзажах Иванова воссоздается не мгновенное, быстротечное, а вечное в природе. Не случайно объектами изображения являются преимущественно старые деревья, горы, поверхность почвы, камни, иссеченные водой и ветром, – («Аппиева дорога», 1845; «Вода и камни под Палаццуоло», «Дерево в тени у Кастель-Гандольеро», нач. 1850). море и светозарный воздушный океан олицетворяют первостихии природы, неподвластные времени и тлению («Неаполитанский залив у Кастелламаре», 1846). В пейзажах Иванов добивается световоздушной наполненности, владея всеми секретами пленэрного письма и живописи цветом. На рубеже 1840 и 1850 гг. возникает цикл «пейзажей с мальчиками». создает в них образ мифологического «детства человечества».В последнее десятилетие жизни Иванов работал над большой серией рисунков и акварелей, именуемых «библейскими эскизами» (они были задуманы как эскизы для неосуществленных фресок).В XIX в. Иванов отстаивает идею синтеза искусств, идею всеобъемлющего искусства, он хотел видеть энциклопедию духовных исканий и вечных вопросов человечества к самому себе и смыслу истории. Человек и окружающая природа должны были войти в картину со всей могучей выразительностью объемной формы и глубиной, присущей пространству. Иванов понял возможность средствами живописи связать воедино пространство и форму. В окончательном варианте пейзаж уже не ограничивается только деревьями, а включает огромное пространство, замыкающееся цепью гор. одножия их окутаны туманом, подымающимся над долиной, покрытой виноградником. В связи с решением пейзажных задач перед художником возникла проблема колорита и еще позднее — освещения. Неувядаемо новое впечатление производят такие пейзажи Иванова, как «Ветка» (Третьяковская галерея), где все построено на ощущении глубокого контраста освещенной листвы, бесконечно богатой и по своей форме и цвету, с густой и прозрачной синевой небесного свода. Внизу расстилается берег, полускрытый голубым туманом. Так, в 1845 году он написал знаменитую «Аппиеву дорогу» — подлинный исторический пейзаж Краски его глубоки и цветосильны, как прозрачные драгоценные камни. в пейзаже Иванов создает новую эру. Он решительно вступил на дорогу пленэра. В живописи природа предстала не через миф, а как реальность. В ней есть то «равнодушие» и немеркнущее «вечное сияние», какое видел в ней Пушкин и которое впервые познал умом художника Леонардо да Винчи. В этом, заключается новое слово, сказанное Ивановым в области пейзажа. К 1845 году относятся эскизы стенописи «Воскресение Христово», для храма Христа Спасителя. Они знаменуют наступление нового этапа творчества художника. В работе над ними Иванов впервые соприкоснулся с византийскими мозаиками и, что особенно интересно, с древнерусской иконописью.
69. Работа А.А. Иванова над картиной «Явление Христа народу».художник вновь целиком отдался разработке основного замысла. Работа над «Явлением Христа народу» (Третьяковская галерея) заняла большую часть жизни Иванова. Сохранившиеся многочисленные материалы (эскизы, этюды, рисунки) и обширная переписка художника позволяют восстановить главные этапы этого огромного труда. Первые эскизы относятся к 1833 году, следовательно, сделаны еще до первого путешествия по Италии. Работа художника над «Явлением Христа Марии Магдалине» едва ли прерывала его занятия композицией большой картины. Во всяком случае, в 1837 году эта композиция была уже настолько разработана, что художник смог перенести ее на большой холст, а в следующем году оттушевал и прописал тердесьеной. Дальнейшая работа шла в двух направлениях: во-первых, в предельной конкретизации характеров действующих лиц и, во-вторых, в изучении пейзажа по отдельным темам, обусловленным композицией картины (первопланное дерево, земля, камни, вода, деревья дальних планов и горы). Возможно, что всей этой работе предшествовали поиски общего тона картины, для решения которого Иванов написал в Венеции, в непосредственной близости к великим венецианским колористам, небольшой эскиз («Эскиз в венецианских тонах», 1839, Третьяковская галерея), который во многом предопределил колорит «Явления Христа народу».
70. Библейские эскизы А.А. Иванова.«Явление Христа народу»,»Явление Христа Марии Магдалине после воскресения»,»Явление Мессии»»Голова Иоанна Крестителя»,»Сон Иосифа»,»Моление о чаще»,»Захария перед ангелом».Иванов является гением синтеза,привержанным идее универсального искусства,истолкованного как энциклопедия духовных исканий,коллизий и ступеней роста историч самопознания человека и человечества.Создал библейские эскизы и обращение к образу Мессии.Библейские эскизы предоставляют нам новые возможности техники,ее пластического и линейного ритма акварельного пятна.Необычная творческая свобода в трактовке самих сюжетов,Иванов-философ,монументалист.
У Иванова принцип этического романтизма,те. романтизма гл акцент перенесен с эст начала на нравств.Страсна вера художника в нравственное преообраз людей в совершенст человека,ищущего свободы и правды.Композиция основана на классичес симметр размещении гл фигуры по центру,барельефное расположение всей группы в целом.Но так же передал динамичность построения и глубиность пространства.
71. Творчество П.А. Федотова.
Федотов- жанровая живопись.1815-1852.Начал с бытовых рисунков и карикатур,как бытовой писатель-сатирик.Бытовая живопись от образа карикатурного до образа трагического.от перегружености в деталях до предельной локаничности.Меняется от цвета,звучащего в пол силы,через чистые,яркие,интенсивные,насыщеные краски,до изысканной цветовой гаммы,рассеяной и растворающейся и до цельности единого тона.Это был путь от простого бытописательства к претворение,сдержанных образов важнейших проблем русской жизни,сила живописи Федотова не только в глубине проблем, в занимательнсо сюжета,но и в потрясающем мастерстве исполнения.Федотов с восторгом выписывает каждую вещь предметного мира,поэтизирует ее,но не заслоняет горечь происходящего.
Произведения: серия «о фидельки»,»игроки»,»вдовушка»,»завтрак аристократа»,»сватавство Майор»,»Анкор,еще Анкор».
Yandex.RTB R-A-252273-3- Искусство скифов и древних славян (периодизация, развитие стиля, виды искусства).
- 2. Мифологические сюжеты в скифском искусстве (скифские и античные).
- 3. Звериный стиль в искусстве скифов (этапы развития, символика).
- 4. Искусство Киевской Руси: Древний Киев XI-XII вв. (мозаики, фрески, книжная миниатюра - особенности стиля и формы).
- 5. Мозаики и фрески Софийского собора в Киеве. Их расположение и символика.
- 6. Мозаики Михайловского собора Златоверхого монастыря в Киеве.
- 7. Миниатюра XI века (Остромирово Евангелие, «р1зборник Святослава»),
- 10. Система росписей древнерусского храма (на примере памятников Киева и Новгорода).
- 14. Искусство Владимиро-Суздальского княжества, хи-хш вв. (основные памятники скульптуры, монументальной живописи и декоративно-прикладного искусства).
- 16. Символика животных в скульптурном декоре Владимиро-Суздальских храмов.
- 17. Иконография Страшного суда в росписях Дмитриевского собора во Владимире (расположение в пространстве храма, особенности цвета и изображений фигур).
- 19. Фрески Новгорода в XIV веке: церковь Спаса на Ковалёве, Успения на Волотовом поле.
- 20. Новгородская школа иконописи XIII-XV веков (развитие стиля, особенности композиции и цвета).
- 21. Творчество Феофана Грека (монументальная живопись в Новгороде, деисис иконостаса Благовещенского собора Московского кремля, особенности живописной техники и стиля других его икон).
- 22. Иконография Успения Богодицы в древнерусском искусстве (можно на примерах новгородской иконы «облачного» Успения и иконы Феофана Грека).
- 24. Псковская школа иконописи XIII-XV веков (развитие стиля, особенности композиции и цвета).
- 25. Творчество Андрея Рублева (фрески, иконы, миниатюры: особенности живописной техники и стиля).1408
- 26. Иконы праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского кремля Прохора с Городца и Андрея Рублёва.
- 27. Миниатюры Евангелия Хитрово (виды иллюстраций, особенности композиции и характера живописи, тема круга).
- 28. Троица Андрея Рублева (особенности иконографии, композиционного построения, цвета; символика форм, жестов, предметного мира).
- 29. Иконостас в древнерусских храмах: его эволюция, символика и основные составные части.
- 30. Иконостас в русских храмах XVII-XIX веков: его эволюция, символика и основные составные части.
- 33. Фрески Дионисия в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря (цвет-тон, расположение в пространстве, сюжеты и символика).
- 38. Росписи Митрополичьего двора в Ростове Великом.
- 39. Творчество Симона Ушакова и мастеров Оружейной палаты (теоретические основы «световидной» живописи, особенности цвета и формы в новых иконах, использование орнамента).
- 40. Парсуны XVII - начала XVIII века (особенности жанра: композиция, техника исполнения, их назначение).
- 41. Живопись петровской эпохи (парсуна 90-х годов XVII века, и. Таннауэр, л. Каравакк, и. Никитин, а. Матвеев).
- 42. Скульптурное творчество б.К. Растрелли.
- 46. Исторический жанр в русской живописи второй половины XVIII века (а. Лосенко, п. Соколов, и. Угрюмов).
- 47. Бытовой жанр в русской живописи XVIII века. (м. Шибанов, и. Фирсов, и. Ерменёв).
- 48. Творчество ф. Рокотова (особенности цвета и тона, психологические характеристики).
- 49. Творчество д. Левицкого (особенности цвета и тона, жест в композиции и символике парадного портрета).
- 50. Серия портретов смольнянок д. Левицкого.
- 51. Творчество в. Боровиковского (психологические характеристики, особенности живописной фактуры, пространство и аксессуары в композиции картины).
- 52. Портреты Екатерины II д. Левицкого и в. Боровиковского.
- 62. Пейзажи Сильвестра Щедрина.
- 63. Творчество в. Тропинина.
- 67. «Последний день Помпеи».
- 68. Цвет и свет в пейзажах а. А. Иванова.
- 72. Творчество г, Семирадского (академизм и импрессионистический реализм античности).
- 75. Пейзаж в творчестве передвижников (а. Саврасов, и. Шишкин, ф. Васильев, а. Куинджи, в. Поленов, и.Левитан).
- 76. Тема времени в пейзажах ф. Васильева.
- 77. Творчество и. Левитана.