logo search
ГЭК вопросы по эстетике

Понятие творческой манеры, стиля, направления и метода в искусстве.

Таким образом, если «творческая манера» есть совокупность признаков творчества того или иного художника, отличающая его от всех других, то «стиль» (стилевой поток) — это эстетическая категория, отражающая относительно устойчивую общность основных идейно-художественных признаков творчества, обусловленная эстетическими принципами художественного метода и свойственная определенному кругу творцов искусства.Необходимо подчеркнуть, что стиль как эстетическая категория в равной мере определяет и содержание, и форму произведения искусства. Форма при этом рассматривается не «сама по себе», а как совокупность средств художественного выражения содержания. Вместе с тем стилевое единство, как явствует из приведенного выше определения, возможно лишь между произведениями, созданными на основе одного и того же творческого метода. И нельзя, учитывая это, относить произведения, в основе которых лежат различные творческие методы, к одному и тому же стилю, основываясь на «близости» отдельных формальных признаков. Стиль — понятие более широкое, чем творческая манера художника. Однако стиль вбирает в себя не все черты и отличительные признаки творческой манеры определенного круга художников, а лишь те из них, которые сближают творчество одного художника с другим.

Художественные методы искусства - одна из актуальных проблем эстетической теории Нового времени, хотя теории творческого метода в искусстве разрабатывались на протяжении всей истории эстетической мысли, со времен Аристотеля М Метод определяется как категория художественного творчества, отражает сознательную духовную позицию художника, реализованную в системе принципов художественного формирования и средств, способных наиболее полно и художественно пе реконливо раскрыть внутреннюю жизненность эстетических явлений Метод - это универсальная категория художественного творчества, постигает собой принципы: а) отбора б) обобщение: в) отражения действительности с позиции и определенного эстетического идеала время метод - эстетическая категория, отражающая закономерности процесса художественных ценностей, в отличие от стиля, раскрывает результативность последствий - зак ономирности структуры художественных произведений [10, с 726-727727].Время становления художественных методов - период формирования наций, а затем национально-стилевых черт художественного творчества Категория \"метод\" закрепила за искусством статус исторического образования Методы в искусств е связаны с сознательным поиском способов художественного воплощения эстетической идеи, что составляет пафос творчества художника Они отражают познавательную свойство искусства В методе раскрывается \"принцип ба ния мира \"[3, с 31ня світу" [3, с. 31].Обоснование теории художественного метода связано, прежде всего, с реализмом, сформировавшийся как направление искусства в 20-30-х годах XIX в (Впервые понятие \"реализм\" применялся по изобразительного мисте ецтва во французской эстетике XIX в) Творческий метод искусства определяется в эстетике как система принципов, управляющих процессом создания художественного произведения [23, с 342] Художественные методы призваны мульт ажаты развитие самой действительности и развитие общественного сознания в специфической - эстетической форме [18, с 22] Сложность эстетической характеристики методов заключается в том, что зачастую их особенности р озглядаються из познавательного стороны за художественно-эстетическими особенностями искусства Однако именно с периода становления художественных методов утверждается эстетическое отношение художника к миру Метод является синтезом мировоззрения художника и своеобразия его художественного мышленияхудожнього мислення.Итак, метод - это, прежде всего, мировоззренческое понятие Поэтому названные выше художественные направления (барокко, классицизм, романтизм) является одновременно и методами искусства Характерно, что понятие \"творчество\" определяется как ест тетичних категория именно со времени становления художественных методов, то есть сознательного отбора художником предмета отношения и средств художественного отображения зависимости от способа видения мира художник находит ить средства воплощения замысла в материале искусства Итак, понятие направление, течение, метод характеризуются взаимопроникающих Содержаниеникним змістом.Современные исследователи распределяют методы на два типа Первый тип - это методы, настроены на познание жизненной реальности, второй тип - методы, основанные на идеализации реальности [10, с 710-711], Зау уважать, что приведенная классификация не имеет абсолютного характера Речь идет о ведущей тенденции творчества Учитывая это, методов первого типа относится реализм; во второй - классицизм, барокко и рома нтизтизм.Реализм эстетическая теория определяет как художественный метод, правдивое, исторически-конкретное отражение действительности с позиций определенного эстетического идеала Это художественный метод, которому свойственна система принципе ей, позволяющие исторически конкретного воплощения художественного замысла в произведении как художественном целом Когда же речь идет о реализме как принцип подхода к осмыслению и отражения явлений, то ему присущи правдивость, историческая конкретность отражение типических характеров в типических обстоятельствах Эстетический идеал в реализме как художественном методе является следствием творческих усилий художника, а не исходной позицией твор чести, как это характерно для методов, основанных на принципе идеализации реальности (классицизм, романтизм) Наконец, как исторически выработанная общность художественных средств он определяется через понятие направление искусства Как своеобразная структурная единство образной системы и художественных средств отображения реализм представляет собой стилстиль.В эстетической теории содержательный объем понятия \"реализм\" остается дискуссионным Одни теоретики склоняются к мысли о всепроникности реализма в художественном изображении (\"реализм без берегов\") Начат р реализма они видят в художественности времен палеолита, а впоследствии признают его характерным искусству каждой исторической эпохи Действительно, элементы реалистического мировоззрения присутствуют в художественном отображении и всегда Когда речь идет о сознательной творческую позицию художника, т.е. о реализме как художественный метод искусства, то его становления вполне правомерно связывается с периодом конца XVI - XVII вв Это время составляют ния научного естествознания, начал создание научной картины мира, философского обоснования научных методов познания действительности итоге, это эпоха секуляризации сознания, рост активности субъекта определяется в своих отношениях с миром, исходя из личностных ценностных представлений Понятие \"реализм\" собственно и отражает ориентацию искусства на эстетически-художественный анализ действительности засо бами художественно-образного языка искусствбами художньо-образної мови мистецтв.В определенных исторических пределах реализма (XVI-XX вв) прежде предлагается разграничивать реализм XIX-XX вв, т.е. реализм в \"узком смысле\" (для обозначения творческих принципов реалистической литературы), т и собственно реализм, охватывающий историю искусства, начиная от эпохи Возрождения [2, с 83] Основания рассматривать истоки реализма как художественного метода именно с эпохи Возрождения заложены в самом содержании мыс тецтва этой эпохи Оно отражает глубокую правду жизни своего времени, правду человеческих характеров и обусловленную ими направленность деятельности личности Стихия воли субъектов активности, полных потребности Самос дийснення, определяет масштабность конфликтов и амбивалентность последствий деятельности: способность добра переходить в зло, и наоборот, что особенно убедительно отражено в творчестве В Шекспирчості В. Шекспіра.В зависимости от исторически конкретного понимания сути художественной правды и средств ее воплощения в искусстве прослеживаются исторические разновидности реализма, а именно: ренессансный (XVI-XVII вв), просветительский (XVII II в), критический (XIX в), социалистический (XX в) В каждый период развития реализм приобретает новые черты, углубляя художественный анализ духовного мира личности и характер ее отношений с мировітом.Реализм утверждается в своих эстетических принципах как искусство, пользуется языком самого предмета Оно формирует образ действительности, исходя из логики ее саморазвития Поэтому эстетическими качествами реализ зму является правдивость, историческая конкретность, а затем - художественная убедительность изображения В реализме талант художника определяется умением воспринимать наиболее существенное, закономерное и предоставлять жизненной убеждения нливости их проявлениям в мире субъектов жизненности есть, реализм согласовывает свои принципы с методами научного познания Для классических произведений реалистического искусства характерно наличие эстетической меры отражение правды характеров и обстановкитавин..Ренессансный реализм как художественное направление творчества, как отмечалось выше, приобрел своего расцвета в эпоху Возрождения в литературе Его выдающимися представителями были: Ф Рабле (Франция), В Шекспир (Англия), М М Сервантес (Испания) Исследователи, опираясь преимущественно на литературу, отмечают, что искусство Возрождения является универсальным, поскольку воспроизводит современные ему характеры как проявление всеобщей, \"изначально ис существующим \"природы человека Оно универсальное еще и потому, что создало на этой основе всесторонние характеры героев Его универсальность заключается также в том, что Возрождение синтезирует художественную правду о своих совре сникив и о человеческой жизни вообще, видя характер отношений таким, что \"заданный\" естественностью человека (в этом его отличие от классического реализма XIX-XX вв, трактующей деятельность и отношения мы же людьми как обусловленные социальными отношениями) Наконец, универсализм искусства Возрождения характерен тем, что он опирался на уже готовые образы и сюжеты предыдущей истории развития искусства понятий я \"универсальность\" в этом контексте означает понимание художниками внутренне единой универсальной природы человека Изобразительное искусство Возрождения приобретает явные черты реалистического метода в творчестве Рембрандта, Ф Гальса (Голландия), Д Веласкеса (Испания. Гальса (Голландія), Д. Веласкеса (Іспанія).Реализм Просвещения определяется рядом отличий по сравнению с классицизмом и ренессансным реализмом В отличие от классицизма, разграничивал чувственное и логическое начала личности, реализм Утверд джуе природную целостность человека сравнению с ренессансным реализмом, что заимствовал сюжеты из исторического прошлого, искусство просвещения принимает персонажей из самой действительности Для него свойственна \"верность деталям \": такое видение рассматривается как необходимое условие правдивости художественного изображения есть, искусство пользуется не готовы художественными формами и приемами изображения, а наполняет их исторически-конкретными деталями Д Дидро, обосновывая теорию драмы, определяет ее как \"драму положений\", т.е. полной реальных, исторически конкретных деталей социального бытия человека, положения героев в суспильс тви Поэтому художники просветительского реализма были активными исследователями сложностей социальной жизни языке искусства они сообщали обществу о противоречиях жизни, приводили исторически конкретны в иразни детали таких противоречий Реализму эпохи Просвещения присущ демократизм: просветители исходят из идеи природной добродетели героя, а среда рассматривается как источник распространения невежда тва и ограниченности, стремится совершать насилие над морально добродетельным лицом - героем искусства Диалектика характера и обстоятельств в просветительском реализме имеет гуманистическое направление, поскольку ос оба несет в себе положительные нравственные начала и способна противостоять негативному влиянию социального сред впливу соціального середовища.Просветительский реализм как художественное направление широко заявил о себе во всех европейских странах преимущественно в литературе и театральном искусстве В Англии - это творчество Д Дефо, А Стерна, Дж Свифта, Г Фил лдиига, Р Бернса, во Франции - Д Дидро, Ж-Ж Руссо, Вольтера, Бомарше (П-О Карон), в Германии - И Лессинга, И Гете, Ф Шиллера Универсальные начала в духовном мире личности, основанные ренессансной м реализмом, определяются как типичные для героев просветительского реализма В изобразительном искусстве выразителями просветительских идей были преимущественно представители \"третьего сословия\" Демократизм творчества вл астивий Ж-Б Шардену, Ж Гудоном (Франция), В Хогарту (Англия), Д Гойи (Испания) Идеалы просветительского реализма отражены в творчестве Ж-Л Давида, языком живописи воссоздал величественные и трагические события Великой французской революции (\"Клятва в зале для игры в мяч\", \"Смерть Марата\") Просветительский реализм - духовное явление, характеризуется богатством тенденций художественного развития Внутри него водоворот изняються течения: интеллектуальная (Свифт, Дидро, Лессинг, Хогарт, Глюк), сентиментальная (Стерн, Руссо, ранний Гете, Пуччини, Гайдн, Моцарт), социально критическая (Лессинг, Гете, Шиллерайдн, Моцарт), соціально критична (Лессінг, Гете, Шіллер).Просветительский реализм определенный период (конец XVIII в) развивался параллельно с революционным классицизмом, что обогащало оба направления более глубоким пониманием связи характера и обстоятельств, открывается аючы исторические истоки общественной природы человека Просветительский реализм углубляет ренессансный \"универсализм\" искусства Возрождения, привносит в него черты историзма [2, с 127у [2, с. 127].Критический реализм - этап художественного развития реализма, которая формируется в 20-30-е годы XIX в Учредителями критического реализма были выдающиеся представители национальных культур, прежде всего литературы О где е Бальзак, Стендаль (Франция), М Диккенс (Англия), Джек Лондон, Т Драйзер (США), М Гоголь, Ф Достоевский, Л Толстой (Россия), Т. Шевченко, и Не-чуй-Левицкий, Панас Мирный ( (Україна).Критический реализм определяется сознательной позицией художников по анализу возросших противоречий жизни, обусловленные изменением типа общественных отношений с помощью произведений искусства всесторонне изображены разрушительные ный для человека характер буржуазных отношений, которые утвердились как господствующий тип общественной жизни Понятие \"типические характеры\" и \"типичных обстоятельствах\" приобрели эстетической определенности именно по тематике и худо жньои практики XIX в - периода изменения содержания общественных отношений Представители критического реализма показали, что буржуазия, утверждаясь как господствующая общественная прослойка, уничтожает произведенные предварительной культ урою представление о моральных и эстетические начала человеческой жизни, подменяя их сугубо меркантильными Буржуазные идеалы и общественная практика возникли как разрушительные для духовного мира человека: жажда богатств а духовно опустошает ее, подчиняя все жизненные ценности власти денег Художники доказали, что семейные, родственные, дружеские отношения, чувства любви и доверия, уважение человека к человеку отступают перед стремится нням наживы, нивелируются ниям наживи, нівелюються ним.Выдающиеся представители искусства критического реализма изображали процесс разрушения человеческой личности на примере судьбы конкретных личностей Так, герой произведений О де Бальзака Растиньяк (цикл романов \"Лю собачья комедия \") полон благородных намерений, которые однако отступают перед реалиями жизни, делая его рабом обстоятельств Характер теряет свою самоценность и\" переходит в обстоятельства \", становится их индивидуальной ним проявлением итоге зависим в своем движении от среды, характер \"распадается на элементы среды\" [6, с 242] Именно критический реализм достигает настоящей философской глубины в эстетическом осмыслит УНИ социальных отношений и судьбы личности в отчужденном мире (творчество Достоевского, Толстого, Франса, Манна, Хемингуэя Толстого, Франса, Манна, Хемінгуея).Особенностью критического реализма является широкое воссоздания общей атмосферы жизни, глубокое художественное осмысление его тенденций Демократизм тематики произведений, круг героев и историческая убедительность творчества и характерны также для изобразительного искусства, в частности такой его течения в рамках реалистического направления XIX в, как передвижничество Особого расцвета она достигает в творчестве русских и украинских художников: И Крямського, В Перова, и Репина, В Сурикова, М Ге и иГе та ін.Характерно, что критический реализм проявил себя в таких выразительных видах искусства, как архитектура, музыка, танец Это понятно, ведь само-ценным в этих искусствах возникает переживая отношение к сви и ту за конкретностью явлений, событий, отношений, которые обусловили именно тот, а не другой характер их обнаружения В содержании переживания отсвечивает реальность, но ценной предстает не она, а характер реагирования на нее личностейті.Социалистический реализм - творческий метод и художественное течение в пределах реализма как художественного направления Он формируется в начале XX в и связан с широким общественным движением за демократизацию социальной жит ття России, в частности социалистической революцией и периодом социализма (1917-1991) В рамках истории своего развития социалистический реализм прошел два основных этапа Первый (1917-1934) характеризуется вели кем духовным подъемом, связанным со становлением общественного строя, утверждал идеи народовластия и реализовал их, прежде всего, в виде широкого приобщен трудящихся масс к образованию, научных знаний и художественного творчества Это было наивысшим достижением социализма, поскольку быстрые темпы его экономического роста, укрепления оборонной мощи государства базировались на неслыханном в то время расцвете науки, искусства и широкой социальной активности Творческая активность масс способствовала быстрому увеличению количества художественных учреждений и заведений, происходил массовый приход в художественную деятельность бывших ро битников и крестьян, наиболее способные из которых пополняли ряды художников-профессионалов С другой стороны, не была утрачена классическая художественное наследие: значительная часть профессиональной интеллигенции, поддерживая новый сус пильный строй или нейтрально относясь к нему, своим творчеством формировали духовную атмосферу интереса к духовно-художественной жизни Поэтому происходило становление нового, подлинно народного искусства Пон вует \"народное\" приобретало трех измерений Во-первых, это был художественное движение, активными творцами которого были широкие народные массы в городах и городках создавались многочисленные художественные студии (литературные, театр альные, музыкальные и т.п.) Широкое привлечение к творческой деятельности осуществлялось также благодаря художественной самодеятельности Художественное начало проникало в глубинные слои общественной жизни: происходила демократизации я жанров искусства, бурно развивались агитационно-массовые виды, плакатная графика, художественно-оформительского искусства и т.п., т.е. наблюдалась широкая демократизация художественного творчества Во-вторых, демок ратизуеться тематика искусства, героем которого становится человек труда, широкие социальные слои общества Герой искусства активно реализует себя в превращении обстоятельств в интересах общества В-третьих, голо вним \"потребителем\" искусства становятся широкие слои трудящихся Общая атмосфера жизни настроена в этот период на творческое самоосуществление человека, в том числе в искусстве, лишено идеологических ограниченными н, що позбавлене ідеологічних обмежень.Выдающимися художниками этого периода были: М Горький, О Блок, В Брюсов, С Есенин, В Маяковский, С Эйзенштейн, В Пудовкин, Д Вертов, Б Асафьев, И Соллертинський и др. В искусстве и эстетической теории этог го периода складываются принципы исторической конкретности, демократической направленности, массовости искусства Теоретиками искусства этого периода были: А Луначарский, Г Плеханов, В Воровский, О Блок, В Шкловский, Б Эйхенбаум, В Жирмунский, Ю Тынянов, Л Выготский, К Станиславский, В Мейерхольд, Есть Вахтангов, С Эйзенштейн и др. Предметом исследовательского внимания эстетической теории 20-х годов XX века были п роблема становления пролетарского искусства и разработка его эстетических принципов, осуществлялась в широких дискуссиях Круг проблем, исследуемых эстетической теорией, связано с вопросами природы сущности, закономерностей исторического развития искусства, его видовой специфики и социального назначения Итак, искусство утверждается в указанный период как одна из наиболее широких сфер духовной жи ття общества Наблюдается широкое разнообразие тенденций художественного развития, что создает атмосферу насыщенности искусством и свидетельствует богатство духовного опыта, который оно содержит в себе Это период \"наложения\" таких художественных методов, как критический реализм, романтизм, символизм, авангардизм тощм, романтизм, символізм, авангардизм тощо.Второй период истории социалистического реализма (1934-1991) связан с постепенным наращиванием политической ангажированности искусства, хотя оно и не теряет своего демократического и гуманистического спря ямування, а также ориентированности на внедрение социалистических идеалов в реальность В 1934 г на Первом съезде советских писателей была принята Программа и сформулирована суть и принципы нового художественного метода, получившего название \"социалистический реализм\", который определялся как метод \"правдивого, исторически-конкретного отражения жизни в ее революционном развитии\" Теория социалистического реал изма ориентирована на классическую художественное наследие как эстетический принцип, а в содержательном плане опирается на социальный идеал - художественное воплощение идей социального оптимизма, веры в будущее и отображения я возможностей продвижения к нему на основе морально определенной деятельности героя искусства Следовательно, социалистический реализм, исходя из принципа революционного романтизма, раскрывает творческий потенциал человеческого й личности, проявляющей себя в новом - заинтересованному отношении к общему делу, которую считает личностно важной (М Островский «Как закалялась сталь\", Ф Гладков \"Цемент\", О Довженко \"Арсенал\" \"Щорс\") Искусство раскрывает сложность поиска героем своего места в социальных процессах (М Шолохов \"Тихий Дон\") Романтизм как эстетический принцип метода отражает также реальные основания настоящего Утверд ния социалистического идеала: внутренней настроенности героя на активные усилия по совершенствованию жизненнолу: внутрішньої налаштованості героя на активні зусилля щодо вдосконалення життя.Заметим, что революционная романтика становится одной из ведущих тенденций искусства социалистического реализма, отражая объективно имеющиеся перспективы в социализме как типе общественного устройства Поэтому герой искусства в нем не мимикрирует в обстоятельства, а создает их, вступая в конфликт с силами, которые способны разрушить эту систему или угрожают ей Героизм советского народа в годы гражданской войны, в ча с социалистического строительства и в борьбе с фашизмом в Великой Отечественной войне, становясь предметом художественного отображения, опирается на реальную историю отношений личности и общества Этапы героической и стория народа (\"советский народ\") отражены в богатом творческом наследии художников в разных видах художественного творчества: литература, театр, кино и т.д. Это, скажем, произведения М Островского (\"Как закалялась в Аль \"), М Шолохова\" Тихий Дон \"), Д Фурманова (\" Чапаев \"), О Фадеева (\" Молодая гвардия \"), Ю Бондарева (« Горячий снег \"), А Довженко (\" Арсенал \",\" Щорс \" а новые детство \"), М Калатозова (\" Летят журавли \") Искусство социалистического реализма показало, что революционный романтизм - не только принцип эстетической настроенности художников на художественное отображение д ийсности, но и отражение внутренних творческих потенциалов, имеющихся в социализме как общественном строе Именно этим определяется расцвет искусства социалистического реализма, в котором герой предстает реальным е го творцом, свидетельствуя потенциальные творческие возможности строя, часто вопреки обстоятельствам Знаменательно, что названные тенденции проявляют себя через мир личности в условиях, когда утверждается культ личности Стали на и осуществляются политические репрессии Итак, искусство показывает осознание обществом внутреннего потенциала социальной системы несмотря имеющееся в ней рост негативных тенденциизує усвідомлення суспільством внутрішнього потенціалу соціальної системи попри наявне у ній зростання негативних тенденцій.В 60-е годы XX века, когда происходило развенчания культа личности Сталина, искусство вновь разворачивается богатством романтической образности, отражает желаемый эстетический образ действительности (Ахмадулина, Во ознесенський, Коротич, Павлычко, Рождественский) Разочарование в возможностях совершенствования социализма вызывает в 70-е годы XX в диссидентство В нем сочетаются утвердительные и отрицательные тенденции стве рдни связанные с утверждением ценностей духовного мира личности, возникает выше социальную систему, которая открылась своей противоречивостью В национальных культурах искусство сосредоточивает свой пафос н а утверждении ценности национальных культурных традиций, национального духовного наследия как источника питания духа личности (Айтматов, Высоцкий, Костенко, Симоненко, Стус) Негативный пафос творчества связывается с пересмотром истории социалистического общества, во времена культа личности оказало насилие над личностью (Солженицыненіцин).Несмотря на то, что в 90-е годы XX века социалистический реализм как творческий метод стал предметом критического переосмысления, стоит отметить, что объективно он оказал большое влияние на атмосферу общественной жизни я тем, что на протяжении своей истории культивировал лучшие черты личности и утверждал их как истину человеческого в человеке Современное искусство, потеряв эстетические ориентации на идеал человеческой личности, позб авилося своей определенности, т.е. встал позахудожним явлением, а следовательно, псевдоискусствоом.