Искусство и его взаимодействие с политикой, религией, моралью и наукой.
Искусство один из неотъемлемых компонентов культуры. Возникнув на заре развития цивилизации, искусство вступает в сложное взаимодействие с философией и наукой, моралью и религией, политикой и идеологией. Эстетическая сфера общественной жизни может быть рассмотрена как одна из высших человеческих ценностей и как объект и средство политической борьбы.
Выражая потребности общественного развития, искусство постоянно привлекает внимание всех социальных сил — государства, классов, партий, религиозных организаций и др., которые заинтересованы в распространении своего влияния на людей. С одной стороны искусство отражает процесс исторического развития человечества и помогает обществу находить пути и перспективы его движения к свободе, к достойным человека формам социальной жизни, с другой ‑ низводится до уровня товара, подчиняется законам рыночных отношений; разделяется на, так называемое, элитарное и массовое. Таким образом, рассмотрение проблемы взаимодействия искусства и идеологии в современном поликультурном пространстве представляет особый интерес и является актуальным.
Искусство как компонент современного поликультурного пространства обеспечивает многовековую преемственность культуры, ее нарастающую универсальность. Создавая общезначимые идеи-образы, вырастающие до всечеловеческих символов, оно выражает смысл всего исторического развития и не имеет ничего равного ему по силе социального воздействия на человека. Так, вторгаясь в философскую проблематику, искусство ставит кардинальные проблемы бытия. Наряду с наукой искусство необходимое, исторически утвердившееся и постоянно взаимодействующее с другими формами общественного сознания средство познания действительности, воздействия на жизнь и совершенствования самого человека. Единство этического и эстетического символизирует неразрывное единство искусства и морали как высших, наряду с наукой и философией, духовных ценностей. Утверждая моральные нормы, искусство использует особые, только ему присущие средства и приемы. Оно приводит в движение неизрасходованные в повседневной жизни эмоциональные ресурсы человека, возбуждает, потрясает его, вслед за чем наступает душевное просветление, очищение ‑ катарсис.
Рассматривая искусство и его место в системе духовных ценностей, невозможно абстрагироваться от влияния идеологии. Искусство, как и идеология, не только отражает реальность, но и оказывает на нее обратное воздействие, что присутствует в некоторых функциях искусства, ряд которых сходны с задачами идеологии.
Так, художественное творчество преобразует реальность через идейно-эстетическое воздействие на людей, включение человека в ценностно-ориентированную деятельность. Искусство, как и идеология, обладает утешительно-компенсаторной функцией и призвано иллюзорно восстанавливать в сфере духа гармонию, утраченную в реальности; является средством просвещения и образования. В то же время, искусство ‑ не иллюстрация к политическим идеям: художник перерабатывает собственные впечатления бытия, создавая художественную концепцию. В искусстве всегда живет способность предвосхищать будущее. Художник способен ясно и достоверно предугадывать грядущее, что проявляется в фантастических, утопических, социально прогнозирующих произведениях (аналогично в идеологии). На коммуникативности искусства основывается его современное семиотическое рассмотрение как знаковой системы, тем самым оно повышает духовный потенциал и общность человечества (сходство с интегративной функцией идеологии). Искусство ‑ внушение (суггестия) определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику. Суггестивная функция в напряженные периоды истории несет идеологическую нагрузку [6].
Являясь решающей силой воздействия на художественную культуру в целом, прямо и непосредственно определяя её судьбы, пути и принципы развития в творчестве писателей, художников и композиторов политическая идеология проявляется подчас в сложно опосредованных и внешне завуалированных формах. Политическая и правовая идеология входит в искусство: через тематику избираемую художником; через идейную позицию; через сложную систему эстетических оценок, непосредственно воспринимаемых публикой и эмоционально воздействующих на неё [1, 2].
Способность искусства схватывать и выражать человеческие идеи и устремления, участвовать в борьбе идей и мнений часто определяет основные тенденции его развития. Так на примере музыкального искусства можно проследить историю его взаимоотношений с идеологией. В трудах древнегреческих философов – Платона и Аристотеля, в трактатах учеников Конфуция не раз можно встретить упоминание о тесной связи между музыкой и общественно-политическим строем, а также идеологией государства.
В Древнем Китае музыка выступала основой всей государственной идеологии, ее качество ‑ главным показателем состояния дел в стране, а также самым простым и эффективным средством воспитания у простого народа уважения к правительству страны. В Древней Греции считалось, что музыка лучше всего способна воздействовать на душу, формируя образ мысли человека, воспитывая в нем патриотизм и преданность своему делу. Именно этим Платон в трактате «Государство» объяснял необходимость жестко регламентировать музыкальное воспитание «стражей». Когда в cредневековье вся культура общества разделилась на религиозную и светскую, человек в своем творчестве, в том числе и музыкальном, мог пойти двумя путями: либо соблюдать определенные религиозные догмы и нормы, создавая свои произведения согласно устоявшейся традиции; либо стать основателем собственного стиля или жанра, то есть посвятить себя светской культуре. В эпоху Ренессанса и Просвещения происходит скачок в общественно-политической мысли, в искусстве: в частности, обосновывается концепция естественных прав человека, зарождается массовое и элитарное искусство, музыка стремительно теряет свою особую идеологическую роль в воспитании общественной культуры ‑ она становится лишь частью искусства.
Эта тенденция сохраняется и в наши дни, ведь современные демократические государства не определяют рамок для массовой музыкальной культуры, а музыкальное воспитание считается лишь одним из многих средств социализации человека. Возникает ощущение, что музыкальное искусство сегодня в большинстве стран мира свободно от политического влияния, существует отдельно от идеологии государства, лишь изредка пересекаясь с ней. При этом, музыка всегда стремится удовлетворять потребности общества, составляя иногда оппозицию традиционной культуре страны [5].
В то же время ошибочно было бы полагать, что взаимодействие политики и искусства может быть лишь односторонним. Необходимо констатировать то, что политика уже давно проникла практически во все сферы общественной жизни, в том числе и эстетическую, более того, стала их организующим механизмом. Для осуществления политики используются все доступные средства и механизмы, в том числе и эстетические, которые, в силу своей специфики, оказывают существенное влияние на общество, формируют восприятие социального мира. Так как в современном мире политика в определенной степени затрагивает практически каждого человека, область искусства (музыкального в том числе) тоже оказывается политизированной и является полем, объектом и даже субъектом политической борьбы.
Идеологические системы, вбирающие в себя политические, моральные и другие установки каждого данного общества, нередко стремятся к подавлению свободы искусства, к его политизации. Естественно, что при этом смысловая сторона художественных произведений упрощенно отождествляется с некой логически упорядоченной системой политических идей, что приводит к забвению специфики собственно художественного мышления. В результате идеологического диктата расцветает так называемая массовая культура, в которой эстетические показатели настолько снижены, что фактически исчезает всякое различие между уже псевдоискусством и самой идеологией [3]. В свою очередь, деградация художественной культуры, ее низведение до продукта потребления вызывает стремление к элитарности искусства, ностальгию по искусству прошлого.
В ходе общественного развития формируется относительно устойчивый тип видения социального мира и места человека в нем, характерный как для официальной идеологии, так и для художественной культуры. Эта схожесть порождает их взаимозависимость. В современных постмодернистских теориях не исключается возможность такого объединения политических сил, официальной идеологии, искусства и науки, при котором объективное восприятие обществом окружающей действительности может быть заменено на установленную систему взглядов, идей, образов [4]. Таким образом, реальная жизнь искусства протекает всегда в той или иной системе художественной культуры. Историческое развитие искусства отражает воздействие сложного сочетания внешних импульсов в его идеологических и самых тонких социально-психологических проявлениях. Вместе с тем художественное развитие человечества обладает и относительной самостоятельностью, противоречиво взаимодействующей с его социальной детерминированностью. Значение эстетической сферы также возрастает в периоды кризисов и трансформаций, когда сохранению идентичности и выживанию социума угрожает опасность. Искусство социально обусловлено и одна из его важнейших целей – социальное воздействие. Социальные функции искусства и идеологии во многом пересекаются, особенно это сходство проявляется в создании высших общественных ценностей.
- Критерий красоты в эстетической теории Сократа. Сократ о соотношении красоты и пользы. Понятие калокагатии.
- Абсолютная идея как основа и первопричина красоты у Платона. Искусство как «подражание подражанию». Место искусства в модели идеального государства Платона.
- Эстетическая теория Им. Канта. Прекрасное и возвышенное. Учение об искусстве. Природа гения.
- 326). Поэтому художественный гений нуждается в
- Этапы развития искусства в эстетической теории г.В.Ф. Гегеля. Искусство как раскрытие истины в чувственной форме. Проблема «смерти искусства».
- Эстетика романтизма: реакция на Просвещение и классицизм; критика буржуазной цивилизации. Абсолютизация человеческой субъективности и романтическая ирония.
- Эстетические взгляды Шопенгауэра. Искусство как путь избавления от страданий. Талант и гений.
- Модернизм как направление и метод в западном искусстве первой половины хх века (кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, театр абсурда, оп-арт, поп-арт, концептуальное искусство).
- 4) Сюрреали́зм (фр. Surréalisme — сверхреализм) — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.
- 1.8 Выставки
- Элитарная эстетическая концепция х.Ортеги-и-Гассета. Принцип «дегуманизации искусства».
- Эстетика психоанализа. Бессознательное и художественное творчество.
- Эстетика прагматизма. Искусство как опыт, приносящий пользу.
- Эстетика экзистенциализма. Ж.-п. Сартр о действенной силе искусства и ответственности художника. Творчество и абсурд. А. Камю: Искусство как бунт.
- 21. Герменевтика и понимание. Герменевтический круг и герменевтический треугольник. Идея «смерти Автора» как единственного создателя художественного текста.
- Ситуация постмодернизма в культуре. Ироничность как особая мировоззренческая позиция, свойственная постмодернизму
- Прекрасное и безобразное в действительности и в искусстве.
- Возвышенное и низменное в действительности и в искусстве.
- Трагическое и комическое в действительности и в искусстве.
- Природа искусства, его предмет и функции.
- Художественный образ и его основные черты. Специфика художественного образа в разных видах и жанрах искусства. 2. Понятие и специфика художественного образа
- Проблема формы и содержания в искусстве.
- Искусство и его взаимодействие с политикой, религией, моралью и наукой.
- Система видов искусств и принципы их классификации. Виды и жанры искусства
- Классификация видов искусства
- Архитектура
- Живопись
- Скульптура
- Декоративно-прикладное искусство.
- Литература
- Музыкальное искусство
- Хореография
- Театральное искусство
- Фотоискусство.
- Киноискусство
- Художник как субъект творчества. Талант и гений как единство биологического и социального.
- Творческий процесс в искусстве. Роль художественного воображения, фантазии, интуиции и вдохновения в творческом процессе.
- Понятие творческой манеры, стиля, направления и метода в искусстве.
- 38. Эстетическое начало в личных и общественных отношениях.