logo
ГЭК вопросы по эстетике

Искусство и его взаимодействие с политикой, религией, моралью и наукой.

Искусство один из неотъемлемых компонентов культуры. Возникнув на заре развития цивилизации, искусство вступает в сложное взаимодействие с философией и наукой, моралью и религией, политикой и идеологией. Эстетическая сфера общественной жизни может быть рассмотрена как одна из высших человеческих ценностей и как объект и средство политической борьбы.  

Выражая потребности общественного развития, искусство постоянно привлекает внимание всех социальных сил — государства, классов, партий, религиозных организаций и др., которые заинтересованы в распространении своего влияния на людей. С одной стороны искусство отражает процесс исторического развития человечества и помогает обществу находить пути и перспективы его движения к свободе, к достойным человека формам социальной жизни, с другой ‑ низводится до уровня товара, подчиняется законам рыночных отношений; разделяется на, так называемое, элитарное и массовое. Таким образом, рассмотрение проблемы взаимодействия искусства и идеологии в современном поликультурном пространстве представляет особый интерес и является актуальным.  

Искусство как компонент современного поликультурного пространства обеспечивает многовековую преемственность культуры, ее нарастающую универсальность. Создавая общезначимые идеи-образы, вырастающие до всечеловеческих символов, оно выражает смысл всего исторического развития и не имеет ничего равного ему по силе социального воздействия на человека. Так, вторгаясь в философскую проблематику, искусство ставит кардинальные проблемы бытия. Наряду с наукой искусство необходимое, исторически утвердившееся и постоянно взаимодействующее с другими формами общественного сознания средство познания действительности, воздействия на жизнь и совершенствования самого человека. Единство этического и эстетического символизирует неразрывное единство искусства и морали как высших, наряду с наукой и философией, духовных ценностей. Утверждая моральные нормы, искусство использует особые, только ему присущие средства и приемы. Оно приводит в движение неизрасходованные в повседневной жизни эмоциональные ресурсы человека, возбуждает, потрясает его, вслед за чем наступает душевное просветление, очищение ‑ катарсис.  

Рассматривая искусство и его место в системе духовных ценностей, невозможно абстрагироваться от влияния идеологии. Искусство, как и идеология, не только отражает реальность, но и оказывает на нее обратное воздействие, что присутствует в некоторых функциях искусства, ряд которых сходны с задачами идеологии.  

Так, художественное творчество преобразует реальность через идейно-эстетическое воздействие на людей, включение человека в ценностно-ориентированную деятельность. Искусство, как и идеология, обладает утешительно-компенсаторной функцией и призвано иллюзорно восстанавливать в сфере духа гармонию, утраченную в реальности; является средством просвещения и образования. В то же время, искусство ‑ не иллюстрация к политическим идеям: художник перерабатывает собственные впечатления бытия, создавая художественную концепцию. В искусстве всегда живет способность предвосхищать будущее. Художник способен ясно и достоверно предугадывать грядущее, что проявляется в фантастических, утопических, социально прогнозирующих произведениях (аналогично в идеологии). На коммуникативности искусства основывается его современное семиотическое рассмотрение как знаковой системы, тем самым оно повышает духовный потенциал и общность человечества (сходство с интегративной функцией идеологии). Искусство ‑ внушение (суггестия) определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику. Суггестивная функция в напряженные периоды истории несет идеологическую нагрузку [6].  

Являясь решающей силой воздействия на художественную культуру в целом, прямо и непосредственно определяя её судьбы, пути и принципы развития в творчестве писателей, художников и композиторов политическая идеология проявляется подчас в сложно опосредованных и внешне завуалированных формах. Политическая и правовая идеология входит в искусство: через тематику избираемую художником; через идейную позицию; через сложную систему эстетических оценок, непосредственно воспринимаемых публикой и эмоционально воздействующих на неё [1, 2].  

Способность искусства схватывать и выражать человеческие идеи и устремления, участвовать в борьбе идей и мнений часто определяет основные тенденции его развития. Так на примере музыкального искусства можно проследить историю его взаимоотношений с идеологией. В трудах древнегреческих философов – Платона и Аристотеля, в трактатах учеников Конфуция не раз можно встретить упоминание о тесной связи между музыкой и общественно-политическим строем, а также идеологией государства.  

В Древнем Китае музыка выступала основой всей государственной идеологии, ее качество ‑ главным показателем состояния дел в стране, а также самым простым и эффективным средством воспитания у простого народа уважения к правительству страны. В Древней Греции считалось, что музыка лучше всего способна воздействовать на душу, формируя образ мысли человека, воспитывая в нем патриотизм и преданность своему делу. Именно этим Платон в трактате «Государство» объяснял необходимость жестко регламентировать музыкальное воспитание «стражей». Когда в cредневековье вся культура общества разделилась на религиозную и светскую, человек в своем творчестве, в том числе и музыкальном, мог пойти двумя путями: либо соблюдать определенные религиозные догмы и нормы, создавая свои произведения согласно устоявшейся традиции; либо стать основателем собственного стиля или жанра, то есть посвятить себя светской культуре. В эпоху Ренессанса и Просвещения происходит скачок в общественно-политической мысли, в искусстве: в частности, обосновывается концепция естественных прав человека, зарождается массовое и элитарное искусство, музыка стремительно теряет свою особую идеологическую роль в воспитании общественной культуры ‑ она становится лишь частью искусства.  

Эта тенденция сохраняется и в наши дни, ведь современные демократические государства не определяют рамок для массовой музыкальной культуры, а музыкальное воспитание считается лишь одним из многих средств социализации человека. Возникает ощущение, что музыкальное искусство сегодня в большинстве стран мира свободно от политического влияния, существует отдельно от идеологии государства, лишь изредка пересекаясь с ней. При этом, музыка всегда стремится удовлетворять потребности общества, составляя иногда оппозицию традиционной культуре страны [5].  

В то же время ошибочно было бы полагать, что взаимодействие политики и искусства может быть лишь односторонним. Необходимо констатировать то, что политика уже давно проникла практически во все сферы общественной жизни, в том числе и эстетическую, более того, стала их организующим механизмом. Для осуществления политики используются все доступные средства и механизмы, в том числе и эстетические, которые, в силу своей специфики, оказывают существенное влияние на общество, формируют восприятие социального мира. Так как в современном мире политика в определенной степени затрагивает практически каждого человека, область искусства (музыкального в том числе) тоже оказывается политизированной и является полем, объектом и даже субъектом политической борьбы.  

Идеологические системы, вбирающие в себя политические, моральные и другие установки каждого данного общества, нередко стремятся к подавлению свободы искусства, к его политизации. Естественно, что при этом смысловая сторона художественных произведений упрощенно отождествляется с некой логически упорядоченной системой политических идей, что приводит к забвению специфики собственно художественного мышления. В результате идеологического диктата расцветает так называемая массовая культура, в которой эстетические показатели настолько снижены, что фактически исчезает всякое различие между уже псевдоискусством и самой идеологией [3]. В свою очередь, деградация художественной культуры, ее низведение до продукта потребления вызывает стремление к элитарности искусства, ностальгию по искусству прошлого.  

В ходе общественного развития формируется относительно устойчивый тип видения социального мира и места человека в нем, характерный как для официальной идеологии, так и для художественной культуры. Эта схожесть порождает их взаимозависимость. В современных постмодернистских теориях не исключается возможность такого объединения политических сил, официальной идеологии, искусства и науки, при котором объективное восприятие обществом окружающей действительности может быть заменено на установленную систему взглядов, идей, образов [4]. Таким образом, реальная жизнь искусства протекает всегда в той или иной системе художественной культуры. Историческое развитие искусства отражает воздействие сложного сочетания внешних импульсов в его идеологических и самых тонких социально-психологических проявлениях. Вместе с тем художественное развитие человечества обладает и относительной самостоятельностью, противоречиво взаимодействующей с его социальной детерминированностью. Значение эстетической сферы также возрастает в периоды кризисов и трансформаций, когда сохранению идентичности и выживанию социума угрожает опасность. Искусство социально обусловлено и одна из его важнейших целей – социальное воздействие. Социальные функции искусства и идеологии во многом пересекаются, особенно это сходство проявляется в создании высших общественных ценностей.