326). Поэтому художественный гений нуждается в
воспитании, в усвоении известных школьных пра-
вил, без чего любая одаренность вырождается
в дилетантизм и оригинальничание.Учение Канта о художественном гении имеет ог-
ромное значение, поскольку в нем Кант преодоле-
вал классицистическую теорию подражания. Искусство, по Канту, не является подражанием природе.
Гений сам творит, как природа, создавая правила
искусства и нормы его оценки. И вместе с тем твор-
чество гения не оторвано от природы. Именно че-
рез гения, т. е. через прирожденный талант, приро-
да дает искусству правила. Здесь понимание отно-
шения природы и искусства трактуется более
диалектично и глубоко, чем в рационалистической
теории подражания XVIII в.Вторая проблема, к которой обращается Кант
в своем учении об искусстве,— это классификация
видов искусства. В попытке создать систему ис-
кусств еще раз проявилось стремление Канта к
систематизации, к созданию принципов, на основе
которых такая систематизация возможна. В основу
деления видов искусств Кант кладет способ выраже-
ния. Таких способов выражения три: слово, жест
и тон. В соответствии с этим Кант выделяет виды
изящных искусств: словесное, изобразительное и
искусство игры ощущений. Под словесными искус-
ствами Кант понимает искусство красноречия и
поэзию. Оба эти искусства связаны со свободной
игрой воображения, хотя и делают они это раз-
ными способами. Пластические искусства разде-
ляются на два вида: это искусство чувственной
истины и искусство чувственной видимости. К пер-
вому относятся скульптура и архитектура, ко вто-
рому— живопись. Наконец, к третьему виду ис-
кусств, называемому Кантом искусством изящной
игры ощущений, Кант относит музыку и искусство красок. В этом делении различных видов искусств Кант не вводит ценностного момента.
О критерии оценки Кант говорит позднее, утверж-
дая, что этими критериями могут быть как удо-
вольствие, доставляемое искусствами, так и сте-
пень выражения эстетических идей. При характе-
ристике отдельных искусств Кант исходит из обоих
этих критериев. На первое место он ставит поэ-
зию, которая соединяет полную свободу вообра-
жения с полнотой передачи мыслей. Если исходить
из критерия удовольствия и возбуждения чувства,
то музыка должна стоять на втором месте, пото-
му что она ближе всего к словесным искусствам.
Музыка, по мнению Канта, имеет дело с игрой
ощущений, она выражает «только ощущения без
понятий». Поэтому с точки зрения второго крите-
рия— выражения эстетических идей — она должна
быть поставлена на низшее место. Из всех изобра-
зительных искусств Кант особо выделяет поэзию
как искусство, способное «проникнуть гораздо
дальше в область идей и в соответствии с ними
расширить сферу созерцания больше, чем это до-
ступно другим искусствам» (83, 5, 349).Эстетика Канта антиномична. Это обнаружива-
ется прежде всего в знаменитых кантовских анти-
номиях вкуса. Анализируя способность суждения,
Кант обнаружил противоречие, которое, по его
мнению, свойственно всякой эстетической оценке,
всякому суждению вкуса. С одной стороны, сужде-
ние вкуса настолько индивидуально, настолько лич-
ностно, что никакие доказательства или возраже-
ния не могут его опровергнуть. Отсюда следует вы-
вод, что о вкусах не диспутируют.Однако, с другой стороны, очевидно, что вкусы
не только субъективны, между ними существует неч-
то общее, позволяющее обсуждать различные вку-
сы. Отсюда следует противоположный вывод о том,
что о вкусах можно спорить.Таким образом Кант формулирует следующую
«антиномию» вкуса.1. Тезис. Суждения вкуса не основываются на
понятиях, ибо иначе о них можно было диспути-
ровать (решать вопрос посредством доказательств).Кант глубоко выразил противоречие, сущест-
вующее между индивидуальным и общественным
вкусом. В этом состоит одна из величайших за-
слуг его эстетики. Однако он считал, что это про-
тиворечие, как и всякая антиномия, принципиаль-
но неразрешимо. По его мнению, отдельные про-
тиворечащие друг другу суждения о вкусе могут
существовать вместе и в равной степени быть вер-
ными. В этом заключается закономерный для кан-
товской эстетики вывод.Действительно, с позиций кантовского дуализ-
ма, противопоставляющего «субъект» и «объект»,
«вещь в себе» и «вещь для нас», противоречие
частного и общего, субъективного и объективного
было невозможно разрешить.Эстетика Канта была философской эстетикой.
Но она не была целиком спекулятивной, лишенной
всяких связей с практикой искусства. Один из вы-
ходов в художественную практику заключался в
идее эстетического воспитания, которая органично
вырастает из всей эстетики Канта. Как и боль-
шинство просветителей, Кант полагал, что посред-
ством эстетической формы возможно достижение
гармонии эстетических интересов, гармонии мира
природы и мира свободы. Кант завершает свою
эстетику утверждением о том, что искусство явля-
ется символом нравственности. «Вкус делает воз-
можным как бы переход от чувственного возбуж-
дения к ставшему привычным моральному интере-
су, без какого-либо насильственного скачка...» (там
же, 377). Правда, Кант не разделяет утопизма про-
светителей, считавших, что человек по природе
добр и расположен к прекрасному. Скорее всего,
человек по природе зол. Но именно искусство спо-
собно к укрощению врожденного зоологического
своекорыстия людей. «Изящные искусства и нау-
ки, которые через удовольствие, обладающее все-
общей сообщаемостью, и через отточенность и
утонченность для общества хотя и не делают лю-
дей нравственно лучше, но-делают их более циви-лизованными, много отвоевывают у тирании чувственного влечения и этим подготавливают человека
к такому устройству, при котором властвовать
должен только разум...» Этот вывод кантовской эстетики очень важен.
Вся эстетика Канта с ее сложным логическим ап-
паратом приводит к идее практической, преобразую-
щей силы искусства. В этом заключается одно из
важнейших завоеваний эстетики великого немец-
кого мыслителя.От Канта в немецкой эстетике идут два пути.
Один — в сторону субъективного, второй — в сторо-
ну объективного идеализма. По второму пути пошли
Шиллер, Гёте, Шеллинг. По первому пути шел Фихте
.
- Критерий красоты в эстетической теории Сократа. Сократ о соотношении красоты и пользы. Понятие калокагатии.
- Абсолютная идея как основа и первопричина красоты у Платона. Искусство как «подражание подражанию». Место искусства в модели идеального государства Платона.
- Эстетическая теория Им. Канта. Прекрасное и возвышенное. Учение об искусстве. Природа гения.
- 326). Поэтому художественный гений нуждается в
- Этапы развития искусства в эстетической теории г.В.Ф. Гегеля. Искусство как раскрытие истины в чувственной форме. Проблема «смерти искусства».
- Эстетика романтизма: реакция на Просвещение и классицизм; критика буржуазной цивилизации. Абсолютизация человеческой субъективности и романтическая ирония.
- Эстетические взгляды Шопенгауэра. Искусство как путь избавления от страданий. Талант и гений.
- Модернизм как направление и метод в западном искусстве первой половины хх века (кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, театр абсурда, оп-арт, поп-арт, концептуальное искусство).
- 4) Сюрреали́зм (фр. Surréalisme — сверхреализм) — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.
- 1.8 Выставки
- Элитарная эстетическая концепция х.Ортеги-и-Гассета. Принцип «дегуманизации искусства».
- Эстетика психоанализа. Бессознательное и художественное творчество.
- Эстетика прагматизма. Искусство как опыт, приносящий пользу.
- Эстетика экзистенциализма. Ж.-п. Сартр о действенной силе искусства и ответственности художника. Творчество и абсурд. А. Камю: Искусство как бунт.
- 21. Герменевтика и понимание. Герменевтический круг и герменевтический треугольник. Идея «смерти Автора» как единственного создателя художественного текста.
- Ситуация постмодернизма в культуре. Ироничность как особая мировоззренческая позиция, свойственная постмодернизму
- Прекрасное и безобразное в действительности и в искусстве.
- Возвышенное и низменное в действительности и в искусстве.
- Трагическое и комическое в действительности и в искусстве.
- Природа искусства, его предмет и функции.
- Художественный образ и его основные черты. Специфика художественного образа в разных видах и жанрах искусства. 2. Понятие и специфика художественного образа
- Проблема формы и содержания в искусстве.
- Искусство и его взаимодействие с политикой, религией, моралью и наукой.
- Система видов искусств и принципы их классификации. Виды и жанры искусства
- Классификация видов искусства
- Архитектура
- Живопись
- Скульптура
- Декоративно-прикладное искусство.
- Литература
- Музыкальное искусство
- Хореография
- Театральное искусство
- Фотоискусство.
- Киноискусство
- Художник как субъект творчества. Талант и гений как единство биологического и социального.
- Творческий процесс в искусстве. Роль художественного воображения, фантазии, интуиции и вдохновения в творческом процессе.
- Понятие творческой манеры, стиля, направления и метода в искусстве.
- 38. Эстетическое начало в личных и общественных отношениях.