Идейное содержание русской живописи XVI в.
Интерес не только к религиозным, но и к историческим темам Большое влияние на идейное содержание живописи официальной идеологии
Прославление и возвеличивание царской власти и церкви Расширение круга художественной тематики
Гуманизация иконописных ликов Отличная от византийской символика цвета
Схема 11.3. Особенности русской живописи XVI в.
XIV – XVI века русской истории были ознаменованы новым культурным подъемом. Фигуры Сергия Радонежского, Епифания Премудрого, Феофана Грека, Андрея Рублева определяют духовный и культурный облик эпохи. Не менее масштабная личность – Иосиф Волоцкий – богослов, писатель, политик, основатель крупного духовного течения – осифлянства. Оппонентами иосифлян были нестяжатели, руководимые Нилом Сорским. «Победу» осифлян над нестяжателями некоторые исследователи считают главной причиной упадка древнерусской духовности: осифлянство якобы засушило древнерусскую культуру своим формализмом, своей политической ангажированностью. Однако нам осифлянство, как и нестяжательство, представляется вполне плодотворным продолжением всей древнерусской духовной традиции. Эти духовные течения просто развивали разные стороны этой традиции.
Эстетика осифлян – богословская и аскетическая. Искусство в осифлянской эстетике занимает не первое место в числе эстетических феноменов. Да и в самом искусстве ценится не столько отражение реальной жизни, сколько непосредственное выражение движений души, восславляющих Бога. Не случайно, что высшим проявлением творчества считается самосозерцание подвижника. Для богословской эстетики высшей эстетической ценностью и идеалом является Бог.
Полезно будет сопоставить здесь подходы Нила Сорского и Иосифа Волоцкого. Нил – наследник древнехристианского мироотрицания в отношении к церковному имуществу, в подходе к красоте. Он решительно отрицает всякую внешнюю красоту, будь то искусство или природа, даже красоту человеческого тела. Единственная подлинная красота – это красота духовная. Иосифу Волоцкому более близок гармонический эстетический идеал. Внутреннему прекрасному устроению должен соответствовать и прекрасный внешний облик. Рукотворная красота для Иосифа – это, прежде всего, красота храма, красота богослужения.
Осифлянская эстетика, с ее аристократизмом, установкой на «научение» народа, способствовала возникновению храма-знака, где внешнее пространство преобладает над внутренним, экстерьер – над интерьером; храм-знак вписан в природный ландшафт, ориентирован не на пребывание внутри, а на созерцание извне.
В XVII веке начинается «обмирщение» культуры. Новые художественно-эстетические принципы отражаются в трактатах по вопросам искусства и иконописания. Полемизируя со старообрядческими представлениями, эти трактаты утверждают принцип «живоподобия», новую «земную» красоту в искусстве. Пример воплощения этих принципов – творчество Симона Ушакова. Появляются новые жанры. Создается придворный театр. Красота трактуется как украшение.
- Учреждение образования
- Цели и задачи эстетики Цель преподавания дисциплины
- Задачи изучения эстетики
- Содержание курса Тема 1. Эстетика как философская наука
- Е.Н. Устюгова Эстетика между классикой и современностью
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Эстетические представления народов Древнего Востока
- Тема 3. Античная эстетическая мысль
- И.А. Тульпе Был ли древний грек художником, Или Жизнь мифа в античности
- Тема 4. Эстетика западноевропейского средневековья
- Н. А. Бердяев Этика творчества
- Тема 5. Эстетические особенности эпохи Возрождения
- 1. Проторенессанс –
- 3. Высокий
- 2. Ранний
- 4. Поздний
- А. Ф. Лосев Маньеризм
- Тема 6. Эстетика Нового времени
- Классицизм
- Спектакль
- Й. Хейзинга Культуры и эпохи sub specie ludi
- Тема 7. Эстетические идеи немецкой классической философии
- Признаки гения
- А. Ерохин «Письма об эстетическом воспитании человека» ф. Шиллера
- Романтизм
- Йенские романтики
- Романтизм
- «Искусство для искусства»
- Франция
- Д. Яковлев заветы романтизма
- Тема 9. Неклассические концепции западноевропейской эстетики XIX века
- Д. Петров поэзия и философия ф. Ницше в музыкальном искусстве
- Тема 10. Модернизм и постмодернизм в искусстве и эстетической теории
- XX века
- Идеология и эстетика глянцевых журналов
- Тема 11. Русская эстетическая мысль
- Древнерусское искусство
- Идейное содержание русской живописи XVI в.
- Иконопись XVIII в.
- Классицизм в литературе
- Е. Трубецкой Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи
- Тема 12. Основные эстетические категории
- Эстетические модификации комического
- П. Михелис Эстетические категории как выразители духа времени
- Тема 13. Природа искусства
- Искусство
- Г. Рид Значение искусства
- Тема 14. Классификация искусств
- Классификация искусств по социальному признаку
- Ф. Сологуб Эстетика мечты
- Тема 15. Основные проблемы эстетической теории
- Характеристики художественного текста
- Характеристики художественного произведения
- Механизмы художественного восприятия
- Ж. Маритен Ответственность художника
- К. Юнг Психология и поэтическое творчество
- Меандр – геометрический орнамент из непрерывной кривой или ломанной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей. Разработан в искусстве Древней Греции.
- IV. Задания к семинарским занятиям и коллоквиуму
- Методические рекомендации для коллоквиума по теме «Морфология искусства»
- Литература
- V. Контрольные работы для студентов заочного отделения
- Тема 1. Эстетическое отношение к миру и основные категории эстетики.
- Тема 5. Стиль в искусстве.
- Тема 10. Религиозное искусство.
- Тема 11. Новые направления в искусстве конца XIX — начала XX века.
- Тема 12. Эстетический вкус.
- Тема 13. Эстетическая ценность в культуре.
- Тема 14. Художественное произведение и его эстетическая природа.
- Тема 15. Особенности художественного творчества.
- Тема 16. Эстетическая культура Древней и Московской Руси до xviIвека.
- Тема 17. Основные принципы византийской эстетики.
- Тема 18. Китайское искусство.
- Тема 19. Эстетические представления народов Дальнего Востока.
- Тема 20. Эстетика средневековья.
- Тема 21. Эстетика Возрождения.
- Тема 22. Эстетика классицизма и Просвещения.
- Тема 23. Эстетика барокко.
- Тема 24. Эстетические идеи немецкой классической философии.
- Тема 25. Эстетика романтизма.
- Тема 26. Неклассическая эстетика.
- Тема 27. ЭстетикаXXвека.
- Тема 28. Эстетические принципы и основные направления европейского модернизма.
- Тема 29. Эстетическая проблематика в русской религиозной философии второй половины XIX – начала XX века.
- Тема 30. Виды искусства и их природа.
- Тема 31. Киноискусство.
- Тема 32. Музыка.
- Эстетика Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения