logo search
шпоры по истории религии 20070

Майкопский курган

Майкопский курган, памятник эпохи ранней бронзы (конец 3-го тысячелетия до н. э.) на территории города Майкоп. Исследован Н. И. Вессловским в 1897. Курган высотой 11 м содержал богатейшее погребение племенного вождя и его двух жён. Вождь был похоронен под дорогим балдахином, который поддерживали 4 серебряных шеста, оканчивавшиеся литыми из золота и серебра фигурами быков. Полотно балдахина было расшито рядами золотых бляшек в виде штампованных колец, фигурок львов и быков. Рядом с погребённым стояли 2 золотых и 14 серебряных сосудов. На одном из последних вырезаны пейзаж, напоминающий очертания Кавказского хребта, и вереница зверей. Изображение на этом сосуде — один из древнейших картографических рисунков. Найдены разнообразные медные предметы: кирки, топоры, долота, шилья, кинжал. Ряд украшений — золотая диадема, серебряные пронизки, разнообразные золотые и сердоликовые бусы, привески из бирюзы и ляпис-лазури, а также фигурки животных и некоторые изображения на сосудах — свидетельствует о тесных культурных связях между племенами Северного Кавказа и странами Древнего Востока. Предметы из М. к. хранятся в Государственном Эрмитаже (Ленинград). Предметы из Майкопского кургана (кон. 3-го тыс. до н. э.): погребальный балдахин (реконструкция); штампованная золотая бляшка в виде льва; серебряный сосуд с изображением пейзажа и зверей; литое изображение быка; 5золотая диадема.

Дьяковская культура.

 В городищах начала и середины 1-го тысячелетия н.э.- Дьяковском, Березняковском и др.- в больших масштабах велась обработка металлов (железа, бронзы). Изготовлялись железные серпы, топоры, стрелы, бронзовые украшения. Для отливки бронзовых украшений пользовались глиняными тиглями, льячками, каменными литейными формами. Одним из распространённых занятий населения Дьяковская культура являлась обработка кости. Отпечатки тканей на посуде и большое количество пряслиц свидетельствуют о развитии ткачества. Наличие среди инвентаря городищ привозных изделий в виде предметов с эмалью, позолоченных бус и др. позволяет говорить о связях населения Дьяковская культура со скифами, а позднее с сарматами и славянскими племенами. шейная гривна; пряжка с выемчатой эмалью; наконечник стрелы; медная привеска; - медный бубенчик; глиняный грузик; статуэтка лошади из кост

Билет 2

Вопр.1

Функции религии

Функции религии определяются характером и направлением воздействия религии на общество в целом и отдельные элементы.

  1. Мировоззрение (мироощущение, понимание) – сквозь призму веры в сверхъестественное.

  2. Иллюзорно-компенсаторная функция или функция социальной сатисфакции. Объясняется, что сейчас у тебя ничего нет, но всё будет в другом мире (иллюзия).

  3. Коммуникативная функция: религия объединяет людей, равняет их.

  4. Интеграционная функция.

  5. Регулятивная функция (самая древняя) – социальный регулятор.

  6. Аксеологическая функция (что хорошо, что плохо), связана с регулятивной.

Это далеко не все функции религии. Есть также воспитательная функция, культурно-просветительская и другие.

Религия как социальный институт выполняет в обществе следующие функции.

Мировоззренческая функция. Во всем мире религия дает ответы на животрепещущие вопросы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти. Эти ответы дают людям ощущение цели. Вместо того чтобы чувствовать себя беспомощными существами, влачащими бессмысленное существование под ударами судьбы, верующие убеждены в том, что их жизни составляют часть единого божественного замысла.

Компенсаторная функция. Ответы, которые дает религия на вопросы о смысле существования, даруют верующим утешение, убеждая их в том, что их страдания на земле не напрасны. Религиозные ритуалы, связанные с такими критическими событиями, как болезнь и смерть, позволяют людям сохранять душевное равновесие в горькие часы жизни и примиряют их с неизбежным. Индивид знает, что другие сочувствуют ему, и находит утешение в знакомых и четко установленных ритуалах.

Функция социальной самоидентификации. Религиозные учения и отправления объединяют верующих в сообщество людей, разделяющих одни и те же ценности и преследующих одни и те же цели (“мы, иудеи”, “мы, христиане”, “мы, мусульмане”). Религиозные ритуалы, сопровождающие, к примеру, церемонию бракосочетания, связывают невесту и жениха с более крупным сообществом людей, желающих молодым добра. То же относится и к прочим религиозным обрядам, например крещению младенца или отпеванию покойника.

Социально-регламентирующая функция. Религиозные учения не вполне абстракция. Они также применимы к повседневной жизни людей. К примеру, четыре из Десяти Заповедей, проповеданных Моисеем израильтянам, имеют отношение к Богу, зато в шести прочих содержатся наставления для повседневной жизни людей, в том числе касающиеся отношений с родителями, работодателями и соседями.

Функция социального контроля. Религия не только задает нормы для повседневной жизни, но и осуществляет контроль за поведением людей. Большинство норм религиозной группы применимо только к ее членам, однако некоторые нормы устанавливают ограничения и для других граждан, не принадлежащих к религиозной общине. Примером этого положения являются религиозные наставления, вошедшие в состав уголовного законодательства. Так, в России богохульство и прелюбодеяние когда-то являлись уголовными преступлениями, за которые людей судили и наказывали по всей строгости закона. Законы, запрещающие продажу спиртных напитков до 12 часов дня по воскресеньям – или даже продажу в воскресные дни “товаров, не являющихся предметом первой необходимости”, представляют собой еще одну иллюстрацию этого пункта.

Адаптационная функция. Религия способна помочь людям адаптироваться к новой среде. Например, иммигрантам не так легко приспособиться к представляющимся им странными обычаям новой страны. Сохраняя родной язык, знакомые ритуалы и вероучения, религия обеспечивает неразрывную связь иммигрантов с их культурным прошлым.

Например, горстка иммигрантов из Германии, переселившаяся в самом начале XIX в. в графство Перри (штат Миссури), даже привезла с собой своего лютеранского священника. Их проповеди и гимны продолжали звучать на немецком языке, а дети иммигрантов посещали общинную школу, в которой священник вел обучение тоже на немецком языке.

Из этой маленькой группы впоследствии выросла Лютеранская Церковь – Синод в Миссури, которая, несмотря на ее наименование, представляет собой международную организацию, насчитывающую почти 3 млн. человек. Мало-помалу потомки первых иммигрантов-лютеран и новообращенные члены влились в основной поток национальной культуры Америки. В настоящее время помимо базового вероучения Лютера и некоторых церковных ритуалов почти ничто уже не напоминает о прошлом, поскольку религия не только помогла иммигрантам приспособиться к новому, непривычному для них окружению, но и сама претерпела изменения.

Охранительная функция. Большинство религий оказывает поддержку правительству и сопротивляется любым изменениям в социальной ситуации, направляя свой сакральный авторитет против сил, требующих нарушить статус-кво, революционеров, осуждает попытки государственных переворотов. Церковь охраняет и поддерживает существующую власть, а власть в свою очередь оказывает поддержку охраняющим ее конфессиям.

В некоторых случаях правительство поддерживает какую-то одну религию, запрещает все иные вероучения, оказывает финансовую помощь в строительстве церквей и семинарий и даже может платить священнослужителям заработную плату. Такие религии, находящиеся под особым покровительством государства, известны как государственные религии. В XVI и XVII вв. в Швеции покровительством государства пользовалось лютеранство, в Швейцарии – кальвинизм, в Италии – Римско-католическая церковь.

В других случаях государство не оказывает покровительства какой-то конкретной религии, однако религиозные учения настолько глубоко укореняются в жизни страны, что ее история и социальные институты считаются освященными благодаря своей связи с Богом. Например, во многих странах чиновники могут не быть приверженцами какого-то определенного религиозного вероучения, но при вступлении в должность они обязательно клянутся именем Бога достойно исполнять свой долг перед обществом. Точно так же, заседания Конгресса США всегда начинаются с молитвы, возглавляемой собственным капелланом Конгресса, школьники каждый день приносят клятву верности (в которой есть фраза “твоя нация под покровительством Бога”), а на монетах присутствует надпись “В Бога мы веруем”. Социолог Роберт Белла определил это явление как гражданскую религию.

Социально-критическая функция. Хотя религия зачастую настолько тесно связана с господствующим социальным строем, что оказывает сопротивление переменам, бывают случаи, когда она выступает с критикой наличной ситуации в обществе. В 1960-е гг. в США движение в защиту гражданских прав, боровшееся за отмену сегрегации в общественных местах и уменьшение расовой дискриминации в южных избирательных округах США, возглавляли религиозные лидеры, особенно лидеры афро-американских церквей, например Мартин Лютер Кинг, баптистский священник. Речь, произнесенная Кингом в 1963 г. в Вашингтоне, произвела на слушателей неизгладимое впечатление благодаря часто повторяющимся словам оратора “у меня есть мечта”. Кинг подразумевал под своей мечтой конец расовой дискриминации, когда “все божьи дети” будут жить в гармонии и мире. Несмотря на то что он был убит 4 апреля 1968 г., его мечта продолжает жить во многих сердцах. Церкви также выполняли роль центров, осуществлявших подготовку демонстрантов и организацию митингов.

Функциональные эквиваленты религии. Описанные выше функции церкви могут также выполняться другими компонентами общества. Если какой-то другой социальный компонент способен дать ответы на вопросы о смысле существования, обеспечить эмоциональный комфорт и ориентировать индивида в его повседневной жизни, социологи определяют такой компонент как функциональный эквивалент религии. Например, некоторым людям религию заменяет Общество анонимных алкоголиков. Для других людей функции религии выполняют психотерапия, идеи гуманизма, трансцендентальная медитация или даже политическая партия. Некоторые функциональные эквиваленты с трудом можно отличить от собственно религии. К примеру, у коммунизма есть свои пророки (Маркс и Ленин), свои священные писания (все труды Маркса, Энгельса и Ленина, но прежде всего “Манифест Коммунистической Партии”), свои верховные священнослужители (главы Коммунистической партии), священные здания (Кремль), святыни (тело Ленина, выставленное в Мавзолее на Красной площади), ритуалы (ежегодный майский парад на Красной площади) и даже свои мученики (например, Лазо). В годы воинствующего атеизма были попытки заменить обряды крещения и обрезания новыми социальными ритуалами посвящения младенца государству. Коммунистическая партия разработала также свои ритуалы бракосочетания и похорон.

Как указывал социолог Ян Робертсон, между религией и ее функциональным эквивалентом все-таки существует фундаментальное различие. Хотя суррогат религии способен выполнять сходные функции, но в нем отсутствует устремление к Богу или сверхъестественному.

Функции религии

Функции религии определяются характером и направлением воздействия религии на общество в целом и отдельные элементы.

  1. Мировоззрение (мироощущение, понимание) – сквозь призму веры в сверхъестественное.

  2. Иллюзорно-компенсаторная функция или функция социальной сатисфакции. Компенсаторная. Обещание человеку удовлетворение всех проблем. Представление о существовании рая присуще всем религиям(др. шумеры), напротив, египтяне уверены в существовании загробной жизни. В исламе мужчинам обещано райское блаженство после смерти, женщинам-нет, ишь хасидкам.

  3. Апокрифические тексты новгородцев -сочетание мировоззрение с иллюзорно-компенсаторной.

  4. Коммуникативная функция: религия объединяет людей, равняет их. Церковь предоставляет коммуникативную функцию-объединяет огромное кол-во мелких гос-в. Консолидация-единая основа-устранение конфликтов. Обмен информацией о жизни, мире, космогонии, добре и зле.

  5. Интеграционная функция. В ср. века интегрирующ сила-католическая церковь, интернациональный язык-латынь.Европа до формирования централизованных гос-в(150-166вв англия) церковь играет важнейшую роль

  6. внерелигиозная (политическая)вмешательство в политику

  7. экономическая

  8. воспитательая

9. культурно-просветительская. Искусство изначально мощнейшая сила воздействия на человека (живопсиь, литра, музыка-)

Вопр.2

Зелоты

ЗЕЛОТЫ (греч. «ревнители»; соответствует древнеевр. «каннаим»), в еврейской истории, группировка, возникшая в эпоху Маккавеев и объединявшая всех фанатичных противников эллинистического влияния. Позднее, в период антиримского восстания (Иудейской войны, 66–73) эта группировка оформилась в политическую партию. Зелоты решительно выступали против любой формы идолопоклонства или уступок язычеству. Один из зелотов сбил с фасада иерусалимского Храма золотого орла, водруженного по приказу Ирода Великого. В период правления Ирода зелоты образовали партию, целью которой являлась борьба с царем. Они убивали тех, кто насаждал римские порядки. Очень активно зелоты действовали в Галилее, на севере Палестины. Во время войны против Рима галилейские зелоты были самыми непримиримыми воинами. Радикальное крыло зелотов римляне называли сикариями («убийцами»). Один из них, Менахем, сын Иуды, захватил крепость Масаду и перебил римский гарнизон, что вызвало войну с Римом. Зелотами были великие еврейские лидеры Шимон бар Гиора и Йоханан из Гисхалы.

Зело́ты (от греч. ζηλωτής, букв. «ревнитель, приверженец», ивр. קנאים‎, кнаим) — социально-политическое и религиозно-эсхатологическое течение в Иудее, возникшее во 2-й пол. 1 в. до н. э. Зелоты выступали против римского владычества и местной иудейской знати. Зелоты и выделившиеся из них сикарии возглавили восставших в Иудейской войне 66-73.