1.Законы красоты в жизни и искусстве.
У красоты есть свои законы. Архитектурное сооружение (храм или просто изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, народная песня или крупное сочинение симфонического оркестра, спектакль или кинофильм – все они созданы по законам красоты.
Главные, общие для всех видов искусства законы, определяющие прекрасное, основаны на гармонии.
Гармония (греч.) – это созвучие, согласие, соразмерность, связь частей в единое целое.
Гармония изначально свойственна миру и всем его составляющим. Её надо умет увидеть и извлечь, как это делают художник и учёный, которые в большей мере, чем другие люди, чувствуют гармонию.
Древние греки, открывшие понятие гармонии тесно связывали её с понятием меры. «Меру во всём соблюдай», - советовали древнегреческие мудрецы. Мера заставляла постоянно выявлять внутренние связи через симметрию, пропорции, ритм – базовые понятия и в природе, и в искусстве, и в науке.
Симметрия, пропорции, ритм тесно связаны с математикой. Древнегреческий философ и математик Пифагор и его последователи утверждали, что всё прекрасно благодаря числу. Они создали учение о гармонии сфер, утверждая, что расстояния между планетами соответствуют числовым отношениям музыкальной гаммы, определяющей целостность и благозвучие Космоса.
Симметрия как признак живого организма воспринимается как начало окружающего мира. Всё симметричное привычно, приятно глазу и оценивается как красивое (например: снежинка, зимний узор на стекле, небо, радуга, цветы, речка, озеро, море, океан, балет, культурные отношения между людьми и многое др.)
В искусстве симметрия определяет композиционное построение произведения.
Композиция (лат.- составление, соединение) – важнейший организующий элемент любого произведения искусства, с помощью которого объединяются в единое целое все его компоненты, изобразительные средства и реализуется замысел художника. Поэтому основное качество композиции – логичность, чёткость формы и соотношение частей.
Композиция имеется в любом художественном произведении: картине, романе, постройке, скульптуре, концерте и т. д. Её значение и основная задача – подчеркнуть основную мысль, идею произведения.
Важную роль в искусстве играет пропорция.
Пропорция ( лат.- соотношение, соразмерность) – соотношение частей предмета между собой по величине.
Представления о пропорции возникли в ходе практической деятельности архитекторов и художников древнего мира. Для того, чтобы правильно построить здание, нужно было представлять себе не только его размер, но и соотношение его частей, иначе здание – даже очень прочное – выглядело бы некрасивым и неудобным. Точно так же размышляли при изображении человека.
Как создать статую, действительно похожую на живого человека?
Первым об этом задумался древнегреческий скульптор Поликлет. Он установил, что голова человека составляет 1/7 часть его роста, лицо и кисть – 1/10, а ступня – 1/16. Используя эти соотношения, Поликлет создал статую юноши-копьеносца (Уч. с.83). Она и стала считаться образцом человеческой фигуры не только для греческих, но и для римских мастеров.
Ритм широко употребляется в разных областях искусства, определяет характер композиции.
Ритм, ритмичность (греч.-движение, такт, мерное течение).
Ритм является характерным свойством любого живого организма. Биоритмы – условие его существования. Ритм есть во всём, что зависит от времени. В природе всё буквально подчинено ритму: смена дня и ночи, времён года, фаз луны и т. д. Типичный признак ритма – определённая закономерность в повторяемости явлений, форм, элементов.
Ритм вдыхает жизнь и в произведение искусства! Благодаря ритму частей, составляющих единое целое произведения, мы улавливаем его характер: спокойный или тревожный, величественный или суетливый. Ритм передаёт движение.
Каждая эпоха рождает свои музыкальные ритмы, связанные с деятельностью человека. Наряду с ритмами работающих машин, стука колёс бегущих поездов, всевозможных сигналов музыка может передать и «застывшее время» Космоса, Вселенной, мерцание звёзд.
2.Музыка в жизни человека. (Уч. с.162-165)
- Билет №1
- 1.Общее понятие о культуре. Формы духовной культуры.
- Билет № 2
- 1.Искуство вокруг нас. Виды искусства.
- Искусство – одна из форм общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности и способ её познания, освоения.
- 2.Предсказания в искусстве (Уч. С.126-129)
- Билет №3
- 1.Вариации прекрасного. «Семь чудес света».
- 2.Специфика изображений в полиграфии (Уч. С.146-148)
- Билет №4
- 1.Художественный образ – стиль – язык.
- Билет №5
- 2. Народные промыслы: художественные изделия из бересты и богородская резная игрушка.
- Билет № 6
- 1 Научное и художественное творчество в деятельности выдающихся личностей.
- 2. Народные промыслы: хохломская роспись и дымковская игрушка.
- Билет № 7
- 1.Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.
- Билет № 8
- Билет № 9
- Билет № 10
- 2.Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822), писавший самые разные портреты парадные, камерные, костюмированные детские, семейные и т.Д. (Диск 2 с.84)
- Портрет Марии Дьяковой
- Билет № 12
- 2.Илья Ефимович Репин (1844-1930) (уч. С.36-37)
- Билет № 13
- Билет № 14
- Билет № 15
- Билет № 16
- Билет № 17
- Билет № 18
- 1.Законы красоты в жизни и искусстве.
- Билет № 19
- Билет № 20
- 2. Музыка в кино. Особенности киномузыки (Уч. С.176-179).