logo search
Теория и практика РТП

Праздники педагогической направленности:

Ведущими функциями на праздниках социально-педагогической направленности являются: мировоззренческие, просветительские, коммуникативные; а вспомогательными – рекреационные, гедонистические, самореализации.

На праздниках педагогической направленности главными становятся функции мировоззренческие, самореализации, творческие, гедонистические и коммуникативные. Вспомогательными – просветительские и рекреационные.

Реальное действие в виде коллективных прохождений отдельных групп и категорий участников или их массового шествия является важной частью почти всех театрализованных праздников. Социально-педагогическая ценность таких выходов и шествий состоит в том, что они выражают общественную активность и самодеятельность ребят, их эмоциональный настрой и отношение к празднуемому событию.

Программируя детские коллективные выступления, рапорты, переклички, ни в коей мере нельзя их формализовать. Задача организаторов заключается в том, чтобы дать ребятам возможность принять участие в написании текстов, разучивании песен, речевок, подготовке художественных выступлений, создании интересных лозунгов, плакатов, транспарантов, сопровождающих коллективное театрализованное действие. Направляя ребят, очень важно, чтобы в этом процессе их не покидало ощущение самостоятельности. Тогда во время праздника свой, близкий и органичный материал будет звучать эмоционально, ярко, образно, не вызывая при произношении чувства заученности текста, написанного по торжественному случаю взрослыми. Все сказанное, конечно, не означает, что при подготовке не нужны профессиональные поэты, музыканты, художники, наконец, режиссеры. Они, бесспорно, необходимы, но важно, чтобы они не отрывались от конкретного коллектива детей и подростков, а лишь профессионально оформляли их мысли и чувства, как можно полнее использовали ребячьи таланты.

В замысле театрализованных праздников для детей младшего школьного возраста важную роль играет художественно-ролевая игра, удовлетворяющая потребность в подражании, ибо, по определению Д. Б. Эльконина, детская: игра заключается в воспроизведении действий и взаимоотношений взрослых, направленных на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, что делает игру важным средством физического, умственного и нравственного воспитания детей.

В яркой, образной сюжетно-ролевой, т. е. театрализованной, игре у ребят возникает потребность в подражании взрослым, интерес к их трудовой и общественной деятельности, стремление познать традиции. Именно на такой игре построены популярные детские праздники: «Мальчиши-Кибальчиши», «Книжкины именины» и т. д. В праздниках младших школьников особенно важно эмоционально-образное воздействие на личность ребенка, которое превалирует над информационно-логическим, в то же время органично соединяясь с ним. С. Т. Шацкий объясняет это тем, что именно игровая деятельность – «это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».

Остановимся теперь на театрализованных праздниках ребят среднего школьного возраста. В эти годы делаются первые шаги в самопознании и становлении личности подростка, что вызывает в нем огромный заряд энергии, познавательной активности, общественной инициативы. Отсюда необходимость шире использовать в праздниках самодеятельность ребят, придавать им характер конкурсов и соревнований, умело внося в них осмысленное содержание и образность.

Глубоко патриотическими, вызывающими активную самодеятельность ребят в процессе подготовки, сбора материала, организации действия, являются праздники мужества – чествования героев войны, проводимые в школах, а также праздники – слеты победителей походов по местам боевой славы, финалы военно-спортивных игр «Зарница» и «Орленок». В них широко используется церемониальное действие – передача символических реликвий, атрибутика, эстафета огня, почетный караул у Вечного огня и памятников-мемориалов в форме и с боевым оружием и т. д., а также обращение к ребятам реальных героев тех или иных событий – ветеранов войны, знатных людей сегодняшнего дня.

И, наконец, праздники старшеклассников. Это возраст самоутверждения личности, четкого определения ее жизненных интересов, формирования мировоззрения и профессиональной ориентации. Отсюда – необходимость усиления ценностно-ориентационной деятельности, информационно-логического начала в построении юношеских праздников, что дает возможность выражения общественных, политических чувств, реализует потребность в социальном общении. Такие праздники позволяют юношам и девушкам почувствовать свою сопричастность к общественно-политической жизни страны, приобщиться к тем или иным традициям, которые отражает праздник, получить необходимую информацию, что превращает его для ребят старшего школьного возраста из формы проведения свободного времени в социально-культурное явление, имеющее большой жизненный смысл.

Молодежь старшего школьного возраста с большим энтузиазмом относится к своим праздникам, как школьным, так и районным, городским, будь это слеты ученических бригад, торжественные митинги-собрания учащихся школ и ПТУ, отправляющихся на предприятия, праздники выпускников школ «Алые паруса», традиционный день молодого рабочего и др. Все они отражают те или иные этапы жизни старшеклассников, помогают посмотреть на себя со стороны, дают общественную оценку их труду, учебе, быту, формируют нравственный идеал. Такая оценка молодому человеку очень нужна, ибо способствует адаптации его в том или ином коллективе, созданию атмосферы социального оптимизма. И здесь важнейшую роль играет образность праздника. Какой бы важной теме он ни был посвящен, удачно найденная символическая образность облекает в яркую романтическую форму важнейшие общественно-политические идеи, создает необходимый настрой массы участников, интегрирует реакцию.

Так, успех театрализованного праздника «Алые паруса» в Петербурге связан с точно найденной образностью этого яркого массового действия, выливающегося на улицы, площади и набережные в июньские дни. «Алые паруса» для старшеклассников и их родных – это символ мечты, надежд на будущее, вхождения в большую жизнь.

Особенно сильное эмоциональное воздействие на ребят оказывают театрализованные праздники, в которых удается найти сочетание яркой ассоциативной образности и активного реального коллективного действия. Этот вывод подтверждается и результатами бесед со школьниками, проведенных в пионерских лагерях после театрализованных митингов памяти героев, павших в дни Великой Отечественной войны, одним из фрагментов которых был акт сожжения фашистской свастики.

Анализ театрализованной игры позволяет выделить следующие условия ее эффективного воспитательного воздействия на детей и подростков:

социально значимая направленность, а также осознанность смысла и конечного результата;

педагогическая целенаправленность средств театрализации;

включенность в комплекс педагогических влияний, систему воспитательного воздействия;

целенаправленность процесса организации игры (от коллективного замысла, расстановки сил, распределения ролей до ее результатов) с учетом влияния ее на развитие и коррекцию личностных свойств участников театрализованного действа.

Все вышесказанное позволяет нам говорить о том, что театрализованные праздники детей и подростков занимают важное место в системе внешкольного воспитания учащихся в силу своих глубоких социально-педагогических корней, позволяющих за отдельными мероприятиями, проводимыми школой, общественностью и внешкольными учреждениями, увидеть перспективную систему массового воспитательного воздействия на ребят, дополняющую индивидуальное, групповое и коллективное воздействие школы.

ЛИТЕРАТУРА

    1. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. – М.: Наука, 1978.

    2. Шмаков А.П. Игры учащихся – феномен культуры. –М.: Просвещение, 1990.