Билет № 17
1.Символы красоты храмовой архитектуры.
Символ – это предмет или действие, раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи.
Символами красоты являются многие памятники архитектуры, в том числе и храмы, созданные много веков тому назад.
Сопоставляя внешний вид и характер интерьера, человек глубже воспринимает жизненное и духовное предназначение здания.
Церковь (храм) Вознесения в Коломенском 1532г. (Уч.с.80)
Появление этого храма связано с рождением Ивана IV, в подмосковном селе Коломенское. На крутом живописном берегу Москвы-реки вознёсся огромный, устремлённый ввысь белокамен-
ный столп. На стройном восьмигранном основании возвышается шатёр (шатровое зодчество), венчающий всё здание.
Символика нового храма была очевидна. Весь его облик, величественный и торжественный, говорил о двух событиях: небесном (которое дало ему имя) – о Вознесении Сына Божьего к Отцу, на престол царя царей, и земном (которое стало поводом к строительству) – о рождении наследника престола Московского государства.
Своей удивительной красотой и необычными пропорциями новая церковь поразила воображение современников. Знаменитый французский композитор Гектор Берлиоз, побывавший в Коломенском в середине ХIХ в., писал: «Много я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой след в этом селе, было для меня чудом из чудес… Во мне всё дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломлённый».
Главным, что отличало храм в Коломенском от всех предшествовавших ему русских храмов, был именно шатёр.
Церковь (храм) Покрова на Нерли 1165г. (Уч.с.80 + Диск 2 с.46)
Называют поэмой, запечатлённой в камне. Стоит белокаменный храм на бескрайних просторах владимирских равнин, на берегу реки Нерли, отражаясь в воде, выглядит покинутым и печальным. По указу русского князя Андрея Боголюбского этот храм был воздвигнут в честь его сына, павшего в бою и посвящён религиозному празднику Покрова Богородицы.
Красив резной убор церкви: царь Давид играет на лире, его слушают львы и птицы. Птица – древний символ человеческой души, а лев – символ Христа.
Собор в Реймсе (Франция) 1211-1330 г.г. (Уч.с.81)
Величественный памятник королевской власти и могущества. В этом соборе короновались французские короли. В то же время это свидетельство силы и богатства самого города и его жителей, активно участвовавших в строительстве.
Собор поражает своими громадными размерами, величием, торжественностью.
Собор в Кёльне (Германия) 1248-1322 г.г., завершён в 1842-1880.
(Уч.с.81 + энц. I с.254)
Здание высотой 46 метров, украшенное множеством арок, шпилей, ажурной резьбой, стрельчатыми окнами, и в наши дни царит над городом.
Готические соборы в Германии значительно отличались от французских. Желая как можно ярче передать стремление человеческого духа к небесам, немецкие архитекторы резко увеличили высоту сводов, увенчав их башенками со шпилями.
2.Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы.
Декор (лат.- украшать) – система украшений сооружения или изделия.
1.Различают монументально-декоративное искусство (архитектурный декор, росписи, рельефы, наличники, статуи, витражи, мозаики, украшающие фасады и интерьеры, а также парковая скульптура). Внутри здания простой декор сводится к различным видам отделки и покраски стен, а сложный подразумевает их зрительное преобразование.
Человек издавна стремился украсить не только жилище, но и всё, с чем ему приходилось сталкиваться в быту.
2.Декоративно-прикладное искусство (художественные изделия, имеющие практическое назначение, но вместе с тем и эстетическую ценность: мебель, одежда, утварь).
При изготовлении любой вещи народный мастер думает не только о её практическом назначении, но и о красоте. Из самых простых материалов – дерева, металла, камня, глины – создавались и создаются истинные произведения искусства, передающие поэтическое представление мастера об окружающем мире.
Декоративно-прикладное искусство живёт вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.
В народном искусстве всегда находила своё отражение родная природа.
Знакомый каждому с детства цветы и травы, изображения зверей и птиц, солнца и неба, земли и воды, преображённые фантазией художника, превращались в изделия, в яркий, выразительный орнамент.
Орнамент – является основным художественным приёмом декоративно-прикладного искусства.
Орнамент (лат.- украшение) – узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов.
Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Выражая своё представление о прекрасном своими специфическими средствами, оно никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а передаёт только самое характерное и выразительное.
Народным промыслом принято называть районы, где преобладает распространение определённого вида народного искусства. Народная культура всегда тесно связана с условиями конкретной местности. Вот почему в тех населённых пунктах, где имеются выходы глины, развивалось гончарное искусство, а в районах, где выращивают лён ткачество или прядение.
На территории России, как и в других европейских странах, известно великое множество различных народных промыслов.
К наиболее прославленным художественным промыслам относятся:
палехские, мстерские и федоскинские росписи по папье-маше;
хохломская роспись по дереву;
гжельская керамика;
великоустюжский промысел чернения по серебру;
холмогорская резьба по кости;
богородская резная деревянная игрушка;
вологодское плетение кружев;
мстерские вышивки.
Все эти промыслы имеют свои богатые художественные традиции, складывавшиеся веками и передававшиеся от поколения к поколению.
- Билет №1
- 1.Общее понятие о культуре. Формы духовной культуры.
- Билет № 2
- 1.Искуство вокруг нас. Виды искусства.
- Искусство – одна из форм общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности и способ её познания, освоения.
- 2.Предсказания в искусстве (Уч. С.126-129)
- Билет №3
- 1.Вариации прекрасного. «Семь чудес света».
- 2.Специфика изображений в полиграфии (Уч. С.146-148)
- Билет №4
- 1.Художественный образ – стиль – язык.
- Билет №5
- 2. Народные промыслы: художественные изделия из бересты и богородская резная игрушка.
- Билет № 6
- 1 Научное и художественное творчество в деятельности выдающихся личностей.
- 2. Народные промыслы: хохломская роспись и дымковская игрушка.
- Билет № 7
- 1.Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.
- Билет № 8
- Билет № 9
- Билет № 10
- 2.Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822), писавший самые разные портреты парадные, камерные, костюмированные детские, семейные и т.Д. (Диск 2 с.84)
- Портрет Марии Дьяковой
- Билет № 12
- 2.Илья Ефимович Репин (1844-1930) (уч. С.36-37)
- Билет № 13
- Билет № 14
- Билет № 15
- Билет № 16
- Билет № 17
- Билет № 18
- 1.Законы красоты в жизни и искусстве.
- Билет № 19
- Билет № 20
- 2. Музыка в кино. Особенности киномузыки (Уч. С.176-179).