Источники материала для бонсай
-
Покупка готового бонсай в магазине или питомнике
-
Выкапывание и пересадка дикорастущего дерева из природы
-
Черенкование
-
Посев семенами
-
Воздушные отводки
Цитаты о бонсай
«Человек видит дерево, в его мозгу возникает изображение будущей формы этого дерева, и человек начинает реализовывать свою концепцию. Дерево, однако, делает лишь то, что может сделать, и скорее погибнет, чем сделает что-то такое, чего деревья не делают, или сделает в более короткое время, чем пристало дереву. Поэтому формирование бонсай всегда является компромиссом и сотрудничеством. Человек не может сам создать бонсай, как не может этого сделать и само дерево. Все должно происходить на принципах сотрудничества и понимания, а это требует долгого времени… С помощью проволоки, воды и света, прикрывая тканью, сажая траву, забирающую воду, закрывая обшивкой корни, человек объясняет дереву, чего от него хочет. Если указания достаточно ясны, дерево откликнется на них и будет послушно. Почти… Это самая медленная скульптура в мире, и порой возникает сомнение, кто тут является скульптором — человек или дерево…»
— Т. Старджон «Медленная скульптура»
Темари
Темари (яп. 手まり тэмари, «Ручной мяч») — японская национальная техника вышивания на шарах.
История
Шары темари — народный промысел, который возник в Китае. Первоначально шары делались матерями и бабушками для детей из обрезков старых кимоно.
Ткань ужималась, обматывалась нитками и расшивалась декоративными узорами. В VIII веке Япония импортировала мячи из Китая. Вначале шары предназначались для игры ногами (их делали настолько тугими, что они фактически подпрыгивали), позднее подобные игрушки использовали уличные жонглеры, но со временем шары темари приобретали все более декоративный статус. Мячи с вышивкой шелковыми нитками появились в XIV—XVI веках. Первыми их стали делать дочери самураев. После замужества они в свободное время занимались вышиванием на шариках.
В XIX веке для темари начали использовать нитки из хлопка. Искусство постепенно превратилось в народное. В сюжетах вышивок, которые становились все более разнообразными, отражалась принадлежность умельцев к тому или иному сословию. Кроме того, каждый регион Японии имел характерные только для него орнаменты.
Сейчас искусство темари распространено по всему миру. В Японии существует музей темари и Японская Ассоциация темари, и различные школы, по результатам обучения в которых присваивается определенная степень мастерства.
Материалы
Традиционно для выполнения основы используются полоские мягкие ткани длиной 30-40 и шириной 1,5—2 см. Однако ее можно делать из любых материалов. Часто в основу вставляют колокольчики или мелкие шарики, для того, чтобы шарик гремел или звенел. Основу обматывают катушечными нитками (шерстяными или хлопчатобумажными), а затем делают разметку и по ней наносят вышивку. Основной рисунок выполняется шелковыми и синтетическими нитками или мулине.
Приспособления
Для работы над темари нужны штопальные иглы разных размеров, булавки с петелькой или шляпкой на конце, ножницы, бумага, карандаш, линейка (или циркуль), нитки нескольких видов (катушечные нитки и нитки для вышивания).
Театр
Маски театра но
Одним из ранних видов театра стал театр но (яп. 能 но: «талант, мастерство»), сложившийся в XIV-XV веках, актёры играли в масках и роскошных костюмах. Театр считается «маскированной» драмой, но маски (о-мотэ) надевают лишь ситэ и ваки. В XVII веке сложился один из наиболее известных видов японского традиционного театра — кабуки (яп. 歌舞伎 «песня, танец, мастерство»?), актёры этого театра были исключительно мужчины, их лица были сложным образом загримированы. Высоко ценится искусство оннагата (яп. 女形 женский образ?), актёров, исполняющих женские роли.
Кроме но и кабуки существует традиционный театр марионеток бунраку. Некоторые драматурги, например, Тикамацу Мондзаэмон писали пьесы для бунраку, которые позже ставились на «большой сцене» — в кабуки.
- Транспорт
- Средства массовой информации
- Праздники
- Культура Японии
- История культуры Японии
- Литература
- Изобразительное искусство
- Живопись
- Каллиграфия
- Скульптура
- Декоративно-прикладное искусство, ремёсла
- История
- Икэнобо
- Рикка Сёфу-тай
- Рикка Симпу-тай
- Сека Симпу-тай
- Поддержание влажности воздуха
- Расщепление
- Расположение и зимовка
- Почва и горшок
- Источники материала для бонсай
- Кинематограф
- Аниме и манга
- Архитектура
- Национальная кухня
- Традиции, обычаи, этикет
- Литература Японии
- Специфические жанры
- Известнейшие антологии, эпос и авторы по эпохам
- Библиография
- Гимн Японии
- История
- История
- Японский язык
- Алфавит катаканы
- Полная таблица катаканы (с транслитерацией по системе Поливанова)
- Счет по японски
- Название
- Распространение в мире
- Классификация
- История
- Диалекты
- Фонетика Гласные
- Согласные
- Японская письменность
- Направление письма
- Онные и кунные чтения иероглифов
- Грамматика
- Имя существительное
- Имя прилагательное
- Местоимения
- Лексика
- Стили речи
- Изучение
- Наиболее распространённые именные суффиксы
- -Сэмпай и -кохай
- -Сэнсэй
- Общая характеристика
- Гласные
- Согласные
- Корни, базирующиеся на гласные и на согласные
- Неправильные глаголы
- Прилагательные
- Система письма
- Правила системы Поливанова
- Удвоение согласных
- Ударение при произношении
- Исключения и отклонения
- Предлагаемые альтернативные системы
- Дискуссия
- Написания под влиянием системы Хэпбёрна
- Японский календарь
- Летоисчисление
- Месяцы Современные
- Традиционные
- Национальные праздники
- Общие особенности японского языка
- Список глаголов исключения японского языка
- Японские глаголы 1-го спряжения - 第一変化
- Японские глаголы 2-го спряжения ( いる / える )– 第二変化
- Основы глаголов третьего спряжения