"Дружба народов" и "советский человек"
Если "дружба народов" – это сценарий, то есть модель взаимодействия, то "советский человек" – это функция, предикат и смыслопологающая идеологема одновременно. Тот, кто участвует в сценарии "дружба народов" – "советский человек". Это понятие, как и "дружба народов" – внеидеологично. В этом контексте вполне корректны высказывания: "дружелюбный человек – советский человек", "тактичный человек – советский человек", "готовый помочь человек – советский человек", вообще "хороший человек – советский человек". Но "советский человек" не означало – "носитель советской идеологии". "Советский человек — это единый человек" (украинка, 61 год). "Советский человек — это человек гордый за свою страну" (татарка, 40 лет). "В советском человеке заложено все совершенное, и на сегодня нет формации, которая могла бы дать больше, чем понятие советский человек" (дагестанец, 45 лет). Понятие "советский человек" заключало в себе гордость" (грузин, 65 лет). "Советский человек был свободен в выборе. Он мог для себя решить, что ему надо, и сделать это" (дагестанец, 78 лет). Советский человек в подавляющем большинстве интервью не ассоциируется ни с коммунистическим строем, ни с тоталитарным режимом. Напротив, он существуеткак бы вопрекиим.
Таким образом, мы видим перед собой коллективно разыгрываемую жизненную драму, где "советский человек" – роль. Образ "советского человека" ассимилируется сценарием "дружба народов" и придает последнему внутренний смысл, делает всю "игру" не замкнутой в себе, а идеально значимой, разворачивающейся во множестве сценариев. Речь идет о сценариях "Советский человек – впереди планеты всей", "И на Марсе будут яблони цвести", "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью". Таким образом, "советский человек" – это самостоятельная культурная тема, проистекающая из темы "дружбы народов" и придающая ей идеальное значение. Ради этого идеала – научение сложному искусству компромисса, сублимирования, общения и "хорошести" по отношению к своим, коих миллионы и миллионы.
"Советский человек" – смыслообразующая идеологема. Это действительно "творчество масс", обездоленных, лишенных всякой внутренней и внешней опоры, обкраденных, униженных людей, которые хотели не только выжить, но встать "впереди планеты всей", запустить первый спутник, стать самыми сильными. "Он был доволен куском хлеба, тарелкой супа. И такие люди были везде, по всему Союзу" (дагестанка, 45 лет). "Советский человек" был доволен тарелкой супа, ради того, чтобы летали в космос его ракеты.
У Ф.Достоевского есть мысль, что люди в безбожном обществе будут очень любить друг друга. "Дружба народов" – отголосок такой любви. В известном смысле это суррогат. Но этот суррогат все более и более обретал черты реальной жизни. Столько человечности было в тех отношениях, если они, как светлая сказка, не могут не остаться в памяти. Просто сама эта человечность должна была найти свое место и свой внутренний стержень. Не смогла или не успела.
- Империя как судьба
- Вместо эпигрофа. Чтобы их страна была такой же большой, как наша... (Говорят дети)
- Пролог Что такое жить в империи
- Часть первая
- Imperium Очерк 1. Три Рима: translacio imperii
- Центральный принцип Российской империи
- Очерк 2 Российская государственность и русская община
- Очерк 3 Российская империя как этнокультурный феномен
- Психологический очерк народной колонизации
- Очерк 4 Идеология и геополитическое действие (вектор русской культурной экспансии: Балканы - Константинополь - Палестина - Эфиопия)
- Очерк 5 Империя британцев
- Список цитируемой литературы
- 26. Там же. - с. V.
- Очерк 6 Русские в Средней Азии и англичане в Индии: доминанты имперского сознания и способы их реализации
- Очерк 7
- «Дружба народов»: национальный проект или пример спонтанной межэтнической самоорганизайии
- Типы национализма
- Проект "дружбы народов": национализм, империализм и интернационализм
- "Дружба народов": замысел и реалии
- "Дружба народов": люди и государство
- "Дружба народов" и "советский человек"
- "Дружба народов" и русские
- Список литературы
- Лурье с.В. Обобщенный культурный сценарий и функционирование социокультурных систем // Социология и социальная антропология. 2010. № 2.
- Очерк 9 Карабах в Санкт-Петербурге
- Межнациональные отношения в историческом ракурсе
- Международные отношения
- Межнациональные отношения в современном ракурсе
- Список цитируемой литературы