Тема 11. Европейская скульптура хх века: поиск нового пластического языка
Место скульптуры в художественном процессе ХХ века. Переосмысление классических традиций в творчестве Аристида Майоля иАнтуана Бурделя. Своеобразие художественного поиска каждого из мастеров. Основные образы и мотивы Майоля, особенности пластического языка. «Памятник Сезанну» – своеобразие композиции. Переосмысление образов античной мифологииБурделем. Портреты. Особенности стиля мастера.
Творчество скульпторов, близких к экспрессионизму. Эрнст Барлах(1878-1936). Философский смысл произведений мастера, особенности художественных средств выражения.Кэте Кольвиц(1867-1945)-мемориальный комплекс в Рогевальде.Вильгельм Лембрук– образный мир скульптора. Содержание и форма основных произведений («Коленопреклоненная», «Стоящая» и др.Альберто Джакометти(190101966) – деформация формы в скульптурах мастера. Принципы кубизма в скульптурахА. Архипенко и О. Цадкина.А. Архипенко (1887-1964) - увлечение архаикой, теория «пустого пространства», принципы трехмерного кубизма; деятельность Архипенко в Париже, Берлине, Америке; «светомодуляторы», портреты - олицетворения. О. Цадкин (1890-1967) - темы и образы, материалы; монумент «Разрушенный Роттердам».
- Раздел 1. Искусство «рубежа веков».
- Раздел 2. Авангард в изобразительном искусстве. Россия и Европа.
- Раздел 111. Искусство советского времени.
- Раздел 1у. Изобразительное искусство конца хх века. Постмодернизм.
- Содержание программы
- Раздел 1. Искусство рубежа веков.
- Тема 1. Символизм в европейской живописи. Франко-бельгийская школа. Германия. Австрия.
- Тема 3. Стиль модерн. Эстетические принципы модерна.
- Тема 4. Модерн в европейском искусстве.
- Тема 5. Живопись русского символизма.
- Тема 6. Русский модерн.
- Тема 7. Традиции и новаторство в творчестве московских художников
- Тема 8. Художественное объединение «Мир искусства»
- Раздел 11. Авангард в изобразительном искусстве Россия и Европа
- Тема 1. «Неопримитивизм» в русском искусстве начала хх века. Художественные объединения «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».
- Тема 2. В. Кандинский. Теория и практика абстрактного искусства
- Тема 3. К. Малевич. Философско-эстетические основы творчества. Кубофутуризм
- Тема 4. Художественный мир м. Шагала. Аналитическое искусство п. Филонова
- Тема 5. Русский конструктивизм. В. Татлин
- Тема 6. Фовизм. Экспрессионизм
- Тема 7. Кубизм. Орфизм. Пуризм
- Тема 8. Абстракционизм. Футуризм
- Тема 9. Дадаизм. Сюрреализм
- Тема 10. Нео-авангард 60-70 годов.
- Тема 11. Европейская скульптура хх века: поиск нового пластического языка
- Тема 12. Авангардная архитектура хх века: утопии и реальность
- Раздел 111. Искусство Советской эпохи
- Тема 1. Искусство послереволюционного периода (1917-1922).
- Тема 2. Советское искусство 20-х годов (1922-1930)
- Тема 3. Образ мира и человека в официальном искусстве сталинской эпохи (1930-1953).
- Тема 4. Тема Великой Отечественной войны в советском искусстве
- Тема 5. Развитие советского искусства 60-80-х годов
- Тема 6. Неофициальное искусство 60-80-х годов («андеграунд»)
- Изобразительное искусство конца хх века. Постмодернизм
- Тема 1. Постмодернизм в искусстве Запада: архитектура, живопись, дизайн.
- Тема 2. Проблемы постмодернизма в современном отечественном искусстве
- План семинарских занятий Семинар 1. Поэтика символистской живописи.
- Семинар 3. Традиции и новаторство в творчестве московских художников конца х1х – начала хх века.
- Семинар 4. Художники русского авангарда.
- Семинар 5. Образ мира в живописи хх века.
- Семинар 6. Авангардная архитектура хх века: утопии и реальность
- Семинар 7. Социалистический реализм – художественный метод советского искусства
- Семинар 8. «Другое искусство». Неофициальное искусство России 60-80- годов
- Семинар 9. Искусство постмодернизма
- Культурология (под ред. Г.В. Драча).- Ростов-на-Дону, 2000. Каган м.С. Историческая типология культуры. – Самара, 1996.
- Темы курсовых и контрольных работ.
- Вопросы к экзамену
- Рекомендуемая литература:
- Тема 1.
- Тема 2.
- Тема 5.
- Тема 12
- Тема 23