4.6. Культура Беларуси IX–XVI вв.
Тенденции в развитии культуры Беларуси и ее основные черты. Историко-культурная периодизация.
Культурное развитие эпохи Полоцкой земли (IX–XIII вв.). Особенности языческих представлений. Ранний этап язычества у славян. Формирование языческого славянского пантеона. Принятие христианства. Образование православной и католической епархий. Сосуществование языческих и христианских воззрений. Деятельность православной церкви. Усвоение белорусской культурой византийских традиций.
Возникновение славянской письменности. Древнейшие белорусские письменные памятники. Предметы письма. Рукописная книга. Техника и художественное оформление книги.
Полоцк как летописный центр. Роль и статус писца. Распространение переводной литературы. Жития святых, Патерики, Четьи-Минеи, произведения Иоанна Златоуста, Косьмы Индикоплова, Иоанна Дамаскина, Иоанна Малалы.
Религиозно-просветительские деятели Беларуси. Ефросинья Полоцкая: литературная, меценатская, миротворческая деятельность. «Житие Ефросиньи Полоцкой» как источник по духовной белорусской культуре XII в. Кирилла Туровский. Жизнеописание и литературная деятельность. Авраамий Смоленский как книжник и проповедник. Климентий Смолятич как распространитель античной культуры.
Ренессанс и его особенности в Беларуси. Тип Возрождения в Беларуси. Понятие национального Возрождения. Значение городов в развитии культуры. Становление Вильно как культурного центра ВКЛ. Реформация и ее связь с ренессансово-гуманистической культурой. Протестантизм как направление христианства. Протестантская церковь в социокультурной системе ВКЛ.
Реформационно-гуманистические идеи Ф. Скорины, С. Будного, В. Тяпинского, М. Гусовского, С. Лована. Распространение идеи национально-культурной свободы.
Эстетическая мысль в Беларуси. Сочетание элементов христианской системы ценностей и фольклорного мировосприятия.
- 1. Пояснительная записка
- 1.1. Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника
- 1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
- 1.3. Структура содержания учебной дисциплины
- 1.4. Методы (технологии) обучения
- 1.5. Самостоятельная работа студентов
- 1.6. Диагностика социально-личностных компетенций студента
- 2. Примерный учебно-тематический план
- Понятие культуры. Морфология и типология культуры
- Эволюция представлений о культуре. Культура и цивилизация
- Ранние формы культуры
- Истоки культуры. Культура первобытного общества
- Культура древних обществ Востока
- Античная Культура
- Крито-микенская культура
- Культура Древней Греции
- 3.3. Культура эпохи эллинизма
- 3.4. Культура Древнего Рима
- Культура эпохи Средневековья и Возрождения
- Западноевропейское средневековье
- Византийская культура
- 4.3. Арабо-мусульманская культура
- 4.4. Культура Возрождения. Итальянский и Северный Ренессанс
- 4.5. Культура Руси IX–XVI вв.
- 4.6. Культура Беларуси IX–XVI вв.
- Европейская Культура нового времени. XVII-XVIII вв. Западноевропейская культура XVII в.
- Культура эпохи просвещения
- Культура беларуси XVII-XVIII вв.
- 6. Культура XIX – начала XXI вв.
- 6.1. Культура XIX века
- 6.2. Развитие культуры в XX – начале XXI века
- Литература и источники основная Источники
- Учебники и учебные пособия
- Дополнительная Источники
- Учебники и учебные пособия
- Исследования
- Научно-справочные издания