logo
Типовая программа

4.5. Культура Руси IX–XVI вв.

Древнерусская культура IX–XIII вв. Периодизация русской культуры. Ценностные и культурные ориентации в развитии русской культуры. Роль византийской культуры, «традиционных» обществ Европы, обществ азиатского типа. Роль православия в формировании древнерусского государства. Особый тип русского массового православия. Сосуществование православных и язычес­ких традиций в культуре. Д. Лихачев о формировании русского характера.

Культурные центры Древней Руси. Новгород. Владимир.

Роль христианства в формировании культуры. Соотношение христианства и язычества на Руси. Христианская символика. Система священнодействий. Стереотипы мышления и поведения в русских монастырях.

Памятники славянской письменности. Место византийской переводной литературы. Жанровое своеобразие древнерусской литературы. «Слово о законе и благодати» Иллариона. «Поучение» Владимира Мономаха. Богослужебная литература. Киево-Печерский патерик. Зарождение летописания. Первые летописные своды. А. А. Шахматов, Д. С. Лихачев, М. Н. Тихомиров, Б. А. Рыбаков, Л. В. Черепнин о летописании на Руси. Школа переводчиков Ярослава Мудрого. Библиотеки и скриптории. Развитие книжной миниатюры.

Русская культура XIII–XV вв. Неоднородность культурного процесса. Возвышение Москвы. Москва как новый культурный центр. Тенденции национального объединения. Возрождение интереса к национальной древности. Предвозрождение на Руси. Теория Д. С. Лихачева.

Стереотипы мышления средневековой Руси. Покаянные книги о духов­ной культуре XIV–XVI вв. Мир поселянина. Культ святых. Роль православной церкви в духовной жизни общества. Преподобный Сергий Радонежский.

Философско-богословская мысль ХIV–XVI вв. Еретические движения в Москве и Новгороде. «Нестяжатели». Идеология осифлян. Формирование идеи «Москва – третий Рим».

Просвещение на Руси. Новгород и Псков как центры просвещения в период монголо-татарского нашествия. Падение уровня грамотности. Изменение ситуации со второй половины XIV в. Монастыри как центры культуры. Школы на Руси. Книжные училища. Система и содержание системы преподавания. Изменения в системе образования в XVI в. Накопление научных знаний. Географические знания. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Космологические представления. Зарождение книгопечатания. И. Федоров.