Западноевропейское средневековье
Подходы к изучению средневековой культуры. Историческая и искусствоведческая периодизации. «Долгое средневековье» Жака Ле Гоффа. А.Я. Гуревич о содержательном понимании средневековья.
Традиционные и нетрадиционные источники культуры средних веков. Новый взгляд на пенитенциалии и «примеры». Художественные стили средневековой культуры, влияние церкви на их формирование.
Переориентация в оценке средневекового культурного наследия (70-е гг. ХХ в.). Формирование культурологических школ: французской (Ж. Дюби, Ж. Ле Гофф), немецкой (А. Борст, Р. Шпрандель), английской (журнал «Past and present»), австрийской (Центр повседневной истории в Кремсе). Российские исследователи о средневековье (М. Бахтин, А. Гуревич).
Ориентация на античное наследие. Остготское возрождение. Вестготское возрождение. Концепция социокультурного универсума И. Севильского. Каролингское возрождение. Концепция культуры в период правления Карла Великого.
Изменения в развитии культуры в период зрелого средневековья. Законы средневековой геополитики. Складывание системы средневековых городов. Значение статуса ремесленника в средневековой культуре.
Религия и церковь в культуре средневековья. Возникновение и основные этапы развития христианства, его философско-религиозные, культурологические предпосылки. Система ритуальных реликвий, их место и символическое значение в средневековой культуре. Монашество и его роль в культуре средних веков. Б. Нурсийский. Бенедиктинский монашеский устав. Ирландское монашество. Значение в сохранении античной образованности и формировании культурных центров. Зарождение канонов иконописи.
Формирование рыцарской идеологии. Рыцарский кодекс.
Система образования и воспитания. Принцип "семи свободных искусств" и "трех начал" (школа, скрипторий, библиотека). Возникновение научных корпораций как третьей универсальной силы. Возникновение первых европейских университетов. Система преподавания в университетах.
Средневековая литература. Героический эпос. Рыцарская лирика. Трубадуры. Рыцарский роман. Городская литература. Жонглеры. Теологическая литература. Средневековая книга. Социальный статус писцов.
Стереотипы средневекового мышления. Восприятие времени, пространства, человеческой личности. Две концепции человека. Понятие маргинальных групп. Отношение к монашеству, людям искусства, купцам, женщинам, детям. Ценностные ориентации средневекового человека. Значение средневековой культуры для развития мировой культуры.
-
Содержание
- 1. Пояснительная записка
- 1.1. Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника
- 1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
- 1.3. Структура содержания учебной дисциплины
- 1.4. Методы (технологии) обучения
- 1.5. Самостоятельная работа студентов
- 1.6. Диагностика социально-личностных компетенций студента
- 2. Примерный учебно-тематический план
- Понятие культуры. Морфология и типология культуры
- Эволюция представлений о культуре. Культура и цивилизация
- Ранние формы культуры
- Истоки культуры. Культура первобытного общества
- Культура древних обществ Востока
- Античная Культура
- Крито-микенская культура
- Культура Древней Греции
- 3.3. Культура эпохи эллинизма
- 3.4. Культура Древнего Рима
- Культура эпохи Средневековья и Возрождения
- Западноевропейское средневековье
- Византийская культура
- 4.3. Арабо-мусульманская культура
- 4.4. Культура Возрождения. Итальянский и Северный Ренессанс
- 4.5. Культура Руси IX–XVI вв.
- 4.6. Культура Беларуси IX–XVI вв.
- Европейская Культура нового времени. XVII-XVIII вв. Западноевропейская культура XVII в.
- Культура эпохи просвещения
- Культура беларуси XVII-XVIII вв.
- 6. Культура XIX – начала XXI вв.
- 6.1. Культура XIX века
- 6.2. Развитие культуры в XX – начале XXI века
- Литература и источники основная Источники
- Учебники и учебные пособия
- Дополнительная Источники
- Учебники и учебные пособия
- Исследования
- Научно-справочные издания