«Новая волна» французского кинематографа
Период после второй мировой войны стал знаковым в развитии французского кино. После переосмысление наследия немецкой оккупации и войны, после ряда антифашистских лент французский кинематограф решительно повернулся в сторону гуманизма. Это сделало каждую роль и почти все фильмы глубже, психологичнее. Большинство французских фильмов конца 1950-х – это сентиментальные, развлекательные ленты, далёкие от войн и социальных тревог. Символом французского гуманизма стал фильм А. Рене «Хиросима, любовь моя» (1959). Еще одна тенденция того времени – французские кинорежиссеры обращаются к истории, экранизируется литературная классика («Красное и чёрное» (1954), «Тереза Ракен» (1953)). В 1964 и 1967 годах были созданы знаменитые французские фильмы-мюзиклы режиссёра Жака Деми: «Шербурские зонтики» и «Девушки из Рошфора». На гребне так называемой «новой волны» французского кино поднялись более 150 имен новых режиссёров, среди которых наиболее известными стали Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Клод Лелуш, Клод Шаброль, Луи Маль. Далеко за пределами Франции зрителям запомнились и полюбились многие французские актеры: Жерар Филип, Жан Маре, Мари Казарес, Луи де Фюнес, Серж Реджан, Ален Делон, Катрин Денёв, Жан-Луи Трентиньян, Жан-Поль Бельмондо, Анни Жирардо, Пьер Ришар, Жерар Депардье и другие. Появились международные ежегодные французские кинофестивали: с 1946 ежегодно (кроме 1948 и 1950) проводится Каннский Кинофестиваль, с 1976 года учреждается ежегодная национальная кино премия – Сезар.
- Неореализм
- «Новая волна» французского кинематографа
- «Новое американское кино»
- Кинематограф Франции в 70-80е годы
- Голливуд в 70-80е годы
- «Рим, открытый город» (1945), реж. Роберто Росселини; в ролях: Альдо Фабрици, Анна Маньяни, Марчелло Пальеро, Вито Анникьярико
- «Дьяволицы» (1954), реж. Анри-Жорж Клузо; в ролях: Симона Синьоре, Вера Клузо, Пол Мёрисс, Шарль Ванель
- «Заводной апельсин» (1971), реж. Стенли Кубрик; в ролях: Малкольм МакДауэлл, Патрик Мэги, Майкл Бейтс, Уоррен Кларк
- «На последнем дыхании» (1959), реж. Жан-Люк Годар; в ролях: Жан-Поль Бельмондо (Мишель Пуакар), Джин Сиберг (Патриция Франкини)
- «Умберто д» (1959), неореализм, реж. Витторио де Сика; Карло Баттисти, Мария-Пиа Касилио, Лина Дженнари и собачка
- «Рукопись, найденная в Сарагоссе» (1964), реж. Войцех Хас; в ролях: Збигнев Цибульский, Ига Чембржынска, Эльжбета Чижевска
- «Дождь над нашей любовью» (1946), реж. Ингмар Бергман; в ролях: Барбро Колльберг, Биргер Мальмстен
- «Шербургские зонтики» (1964), реж. Жак Деми, в ролях: Катрин Денёв, Нино Кастельнуово
- «Завороженный» (1945), реж. Альфред Хичкок; в ролях: Ингрид Бергман, Грегори Пек
- «Вечерние посетители» (1942), реж. Жак Превер; в ролях: Арлетти, Мари Деа, Фернан Леду