1.Общее понятие о культуре. Формы духовной культуры.
Прекрасное пробуждает доброе.
Д.Б. Кабалевский
Латинское слово cultura первоначально означало «уход за землёй», «возделывание земли». Таким образом «культура» это преобразование, улучшение чего-либо в процессе деятельности. Позднее этот термин стал употребляться применимо к воспитанию, развитию, совершенствованию человека.
«Культура» - это всё то, что создано человеческим трудом в результате материального и духовного развития. Это не только результат, но и сам процесс творческой деятельности человека. Поэтому культура не существует вне человеческой деятельности.
Культуру обычно подразделяют (условно) на мировую и национальную, материальную и духовную.
1.Материальная – это вещественно-предметные факторы, созданные практической деятельностью человека.
Например: дома, орудия труда, вещи и др.
2.Духовная – это традиции, обычаи, знания о природе и самом себе. Занятие наукой, искусством обогащают духовный мир человека, делая его нравственно чище, благороднее…
Понятие «культура» употребляется и для характеристики исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, быта, физкультура, художественная культура).
Культура всегда подвижна и изменчива. Современная культура прошла огромный исторический путь, насчитывающий тысячелетия.
2.Воздействующая сила искусства. Искусство и власть.
(Уч. с.102-107)
В развитии человеческой культуры постоянно прослеживалась следующая закономерность. Искусство использовалось для укрепления власти, светской и религиозной.
Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало идеи религии, прославляло и увековечивало героев.
Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей. Им придавали необыкновенные качества, особый героизм и мудрость, что вызывало почтение, восхищение в сердцах простых людей (см.учебник с.102-104)
Август из Прима Порто. Римская статуя
Это первый правитель, император Древнего Рима, открывший путь к единовластию. Его прозвали Августом, т.е. блаженным. Сохранившиеся портреты представляют его энергичным и умным политиком. Характерен высокий лоб, слегка прикрытый чёлкой, выразительны черты лица и маленький твёрдый подбородок. Эта статуя представляет его оратором, обращающимся к народу. Август облачён в одеяние императора: тяжёлый, обёрнутый вокруг тела плащ, в руке – императорский жезл.
У его ног на дельфине сидит крошечный Амур, сын Венеры. Статуя величественна и торжественна. Особую приподнятость ей придают черты греческого стиля – босые ноги и непокрытая голова. Сам Август говорил о себе, что он принял Рим глиняным, а оставляет каменным.
Донателло (1386-1466 скульптор). Статуя кондотьера Гаттамелаты. Падуя. Фрагмент 15в.
В итальянском городе Падуя стоит этот знаменитый памятник правителю Падуи Эразмо да Нарни, по прозвищу Гаттамелата, т.е. Кондотьер – руководитель военных отрядов.
Это не подлинный портрет военачальника, а идеальный образ волевого, полного энергии человека нового времени.
Ж.-Л. Давид (1748-1825 французский скульптор)
Картинное полотно «Бонапарт, пересекающий Альпы на огненном скакуне»(«Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар»).
Художник изобразил своего героя, возвращающимся из победоносного похода в Италию. Неподвижная как монумент, фигура полководца на вздыбленном коне возвышается на фоне безжизненных линий горных хребтов: кажется, что весь мир замер, послушный властному жесту победителя.
Камни под ногами коня – своеобразный пьедестал: на них выбиты имена трёх великих завоевателей, прошедших этой дорогой, Ганнибала, Карла Великого и самого Наполеона.
Провозглашённый в 1804 г. императором Наполеон назначил Давида «первым живописцем». Однако, впоследствии после поражения Наполеона Давид был вынужден покинуть Францию.
Жан Франсуа Шальгрен (архитектор) Триумфальная арка на Елисейских Полях в Париже (на площади Шарля де Голля).
По указу Наполеона I были построены Триумфальные ворота в Париже в честь военной победы и торжественного возвращения победителей в 1805 г. над войсками Австрии и России. Тем самым была увековечена слава наполеоновской армии.
Однопролётная арка (почти 50 метров высотой, около 45 метров шириной, длина пролёта – чуть более 20 метров). Великолепно просматривается из разных частей города, т.к. она расположена на пересечении 12-ти больших улиц. (см. Диск вид сверху).На стенах арки выгравированы имена 660 героев, сражавшихся вместе с императором.
Д. Левицкий (1735-1822 художник). Портрет русской императрицы Екатерины II.
Эта картина произвела фурор в придворных кругах, хотя, как признавали современники художника, изображённая молодая женщина лишь отдалённо напоминала Екатерину II. Но Левицкий и не собирался писать точный портрет Екатерины – он писал парадный портрет идеального правителя.
Середина картины представляет внутренность храма богини правосудия, перед которой в виде Законодательницы Её Императорское Величество, сжигая на алтаре маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя. Вместо обыкновенной императорской короны увенчана она лавровым венцом.
Вдали видно открытое море, и на развивающемся российском флаге изображённый на военном щите Меркурьев жезл означает защищённую торговлю.
Осип Бове (1784-1834 архитектор)
Триумфальная арка на Кутузовском проспекте в Москве
В 1814 г. в России к торжественной встрече русской армии освободительницы, возвращавшейся из Европы после победы над Наполеоном, были сооружены деревянные тогда ещё Триумфальные ворота (арка) у Тверской заставы. Более 100 лет арка простояла в центре Москвы, а в 1936 г. была снесена. Лишь в 60-е г.г. XX в. Триумфальная арка была воссоздана на Кутузовском проспекте, рядом с музеем панорамы «Бородинская битва».
Доп. Сейчас это огромная белокаменная арка с чугун-
ными деталями – колоннами, карнизами, рельефами и скульптурой.
- Билет №1
- 1.Общее понятие о культуре. Формы духовной культуры.
- Билет № 2
- 1.Искуство вокруг нас. Виды искусства.
- Искусство – одна из форм общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности и способ её познания, освоения.
- 2.Предсказания в искусстве (Уч. С.126-129)
- Билет №3
- 1.Вариации прекрасного. «Семь чудес света».
- 2.Специфика изображений в полиграфии (Уч. С.146-148)
- Билет №4
- 1.Художественный образ – стиль – язык.
- Билет №5
- 2. Народные промыслы: художественные изделия из бересты и богородская резная игрушка.
- Билет № 6
- 1 Научное и художественное творчество в деятельности выдающихся личностей.
- 2. Народные промыслы: хохломская роспись и дымковская игрушка.
- Билет № 7
- 1.Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.
- Билет № 8
- Билет № 9
- Билет № 10
- 2.Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822), писавший самые разные портреты парадные, камерные, костюмированные детские, семейные и т.Д. (Диск 2 с.84)
- Портрет Марии Дьяковой
- Билет № 12
- 2.Илья Ефимович Репин (1844-1930) (уч. С.36-37)
- Билет № 13
- Билет № 14
- Билет № 15
- Билет № 16
- Билет № 17
- Билет № 18
- 1.Законы красоты в жизни и искусстве.
- Билет № 19
- Билет № 20
- 2. Музыка в кино. Особенности киномузыки (Уч. С.176-179).