Вопрос 2. Функции искусства.
Искусство представляет собой высшую форму эстетической деятельности, оно выделяет прекрасное в специальный объект. Общение с произведениями искусства во многом формирует эстетический вкус, который тем тоньше, чем лучше человек освоил мировое наследие художественной культуры. Искусство формирует эстетические потребности человека, стремление к красоте и к творчеству по законам красоты. Высокие художественные достижения пробуждают в каждом из нас художника, то есть развивают наше эстетическое отношение к действительности, дают ценностную ориентацию эстетическому сознанию. Таким образом, эстетическая функция является основополагающей для искусства.
Люди ценят образы искусства за то, что они доставляют нам наслаждение: радуют глаз, ласкают ухо, но самое главное – радуют душу своей гармонией, возвышают ее, когда мы приобщаемся к творческому полету гения. В этом состоит самая приятная, гедонистическая функция искусства.
Искусство всегда было прекрасным общественным посредником, выполняло функцию социальной коммуникации. Художник стремится донести до людей свои переживания, при этом эстетический объект способен порождать множество «прочтений» своего смысла. Более того, многообразие возможных трактовок свидетельствует о глубине созданного художественного образа. В этом «секрет» произведений, ставших классическими. В их число попадают те, которые способны вновь и вновь пробуждать в людях эстетическое чувство; те, в которых любое поколение может открыть адекватные своим запросам смыслы. Искусство – посредник в коммуникации не только между автором и публикой. Люди с неподдельным интересом поддерживают между собой разговор о музыке, книгах, фильмах, что способствует общению и познанию внутреннего мира окружающих.
Искусство выступает специфической формой познания мира, «мышлением в образах». Выполняя познавательную функцию, искусство несет нам особое знание о мире. Это знание о социальных и духовных процессах подчас глубже научного. По крайней мере, литература знает о душе человека не меньше, а то и больше, чем специальная наука психология. Но дело не только в том, что искусство дает то же знание, что и наука, оно дает ценностно-окрашенное знание, сразу выделяет в нем важное и значимое для людей. Так, искусство не раз выполняло функцию предвосхищения, предупреждая об общественном неблагополучии, прогнозируя последствия научных открытий или социальных преобразований.
Произведения искусства оказывают сильнейшее воздействие на ум и чувства людей, воспитывая у нас представления о правильном положении вещей. Эстетически приятное становится для нас символом нравственно-положительного, художественное произведение исподволь внушает определенную ценностную ориентацию. Нельзя переоценить воспитательную функцию искусства.
В истории существовали группы деятелей искусства, которые сознательно стремились формировать общественное мнение и считали художественное творчество лучшей формой пропаганды общественных идей. Такова была литература эпохи «Бури и натиска» в Германии (60-70 гг. XVIII в.), когда романтизм как художественное направление стал средством критики косной немецкой действительности. Аналогичные задачи ставило перед собой русское товарищество художников-передвижников (XIX в.), чьи полотна стали форменным обличением тяжелого положения простого народа.
Общество в целом также стремится поставить силу искусства на службу своим интересам. Военные марши должны приободрять солдат в трудных переходах (а раньше и на поле битвы). Красота соборов, музыка и пение во время церковной службы должны возвышать душу верующего и укреплять его религиозные чувства. Развешанные по городу плакаты призваны внушать его жителям различные идеи: от патриотических до коммерческих. Реклама так широко использует художественные средства, что сама уже стала претендовать на звание особого вида искусства.
Описанная выше позиция основана на убеждении, что искусство играет в обществе служебную роль, оно должно положительно воздействовать на жизнь, т.е. самая главная его функция – общественно-преобразующая. Те произведения, которые не выполняют этой задачи, не имеют ценности. Они бесполезны, а может быть даже вредны, так как не отвечают господствующим общественным интересам. Подлинное же искусство должно давать личности мировоззренческую ориентацию и преобразовывать общество в направлении идеала.
Между тем социальные и нравственные идеи, «общественное благо» могут быть результатом художественной деятельности, но не должны быть ее главной целью. Если создатель начинает работать по теории, по заказу, по указке, произведение оказывается «правильным», но зачастую малоинтересным.
Поскольку искусство действует через чувства, разум при этом может и не заметить, какие ценности завладевают душой. Произведение искусства часто словно завораживает нас, выполняя функцию внушения, подсознательного сообщения идей и смыслов.
Страх перед неконтролируемым, «опьяняющим» действием искусства иной раз был так велик, что всякое общение с ним считалось безнравственным. Пуританская мораль (XVII-XVIII вв.) объявляла танцы «бесовскими», стремление украшать жилище – «суетным», отвергала любую литературу, кроме нравоучительной. В рассказе Л.Н.Толстого «Крейцерова соната» развивается идея о том, что иная музыка настолько чувственна, что развращает людей, например, подталкивает женщину к измене мужу. В современном обществе не раз ставился вопрос о том, как защитить нравственное и психическое здоровье людей от разрушительного воздействия иной аудио – и видео-продукции.
Чтобы художественное произведение было эстетически значимым, в нем должно быть запечатлено нечто великое и универсальное, что позволит произведению пережить свое время, а его создателю почувствовать себя творцом непреходящих ценностей. Такие работы оказываются наиболее соответствующим общественным интересам, только не сиюминутным задачам, а глубокой потребности человечества стать совершеннее. Из века в век, несмотря на смену направлений, стилей, приемов, гуманизм оставался смысловым стержнем искусства, искусство выполняет гуманизирующую функцию.
- Вопрос 1. Искусство как особая художественно-образная форма отражения действительности. Классификация видов искусств.
- Вопрос 2. Функции искусства.
- 3. Живопись как вид изобразительного искусства, виды художественной техники.
- Техника:
- 4. Известные художники Беларуси.
- 5. Графика, ее виды и образные средства, техники.
- 6. Белорусские графики-иллюстраторы детских книг.
- 7. Скульптура- искусство создания объемно-пространственных образов. Виды, техники.
- Техника исполнения
- 8. Архитектура, ее виды. Типы сооружений.
- Виды архитектуры
- 9. Виды декоративно-прикладного искусства.
- 10. Русские традиционные ремесла и промыслы: росписи.
- 11. Русские традиционные ремесла и промыслы: игрушка.
- 12. Белорусская традиционная игрушка.
- 17. Разновидности жанров.
- 18. Жанр натюрморта: представители.
- 19. Портретный жанр: представители.
- Поджанры портрета
- 20. Пейзажный жанр: представители.
- Развитие жанра
- Элементы пейзажа
- Известные русские, советские и современные художники-пейзажисты
- 21. Бытовой жанр: представители.
- 22. Исторический жанр: представители.
- 23. Батальный жанр: представители.
- 25. Анималистический жанр: представители.
- 26. Художественные стили и направления в изобразительном искусстве: определение. Разновидности стилей и направлений.
- 27. Романский стиль.
- Особенности романского стиля
- 28. Готический стиль.
- 29. Ренессанс.
- 30. Барокко.
- Происхождение термина
- Черты барокко
- Эпоха барокко
- 31. Классицизм.
- 32. Ампир.
- Зарождение
- Особенности стиля
- 33. Модерн.
- 34. Художественные направления в изобразительном искусстве: реализм.
- Направление в живописи XIX-XX веков
- 35. Художественные направления в изобразительном искусстве: романтизм.
- 36. Художественные направления в изобразительном искусстве: классицизм.
- 37. Художественные направления в изобразительном искусстве: импрессионизм.
- Техника
- 38. Художественные направления в изобразительном искусстве: примитивизм.
- Примитивизм в искусстве
- 39. Художественные направления в изобразительном искусстве: модернизм и авангардизм.
- Модернизм в изобразительном искусстве
- 40. Законы изобразительного искусства.
- 41. Правила изобразительного искусства.
- 43. Средства изобразительного искусства.
- 44. Композиция: определение. Виды и типы композиции.
- 45. Стилизация как метод создания декоративной композиции.