Вместо эпигрофа. Чтобы их страна была такой же большой, как наша... (Говорят дети)
Одну из своих статей о Российской империи я начала эпиграфом — фразой, которую моя дочь произнесла в шестилетнем возрасте в ответ на вопрос, как расширялась Российская империя: «Завоевывались не народы, завоевывались куски земли, а народы в них просто попадались». До этого мы с Катей на эту тему не говорили — мала еще, и ничего подобного услышать она не могла. Но тогда я писала статью о русской колонизации, пытаясь нащупать ее общие закономерности и, придя в отчаяние от нехватки идей обратилась к ребенку по сути с риторическим вопросом. Катя, однако, отнеслась к вопросу серьезно. Она помолчала пару минут, нахмурив лобик, и изрекла: «Мне словами трудно объяснить. Дай карандаш». На листке бумаги появился небольшой кружек, должный обозначать сердцевину империи. От него пошли в разные стороны полукружия, которые Катя назвала «чешуйками». Это и были те самые «куски земли». Картина получилась довольно близкая к действительности и легла позднее в основание моего объяснения принципов русской крестьянской колонизации. Я спросила: «А для народов, которые живут на этих землях, это хорошо?» «Хорошо безапелляционно ответила Катя. «А справедливо?» «Справедливо,» — успокоила она. — Не хотели бы, воевали бы лучше.» (Тоже своя правда). Афганистан никому завоевать не удалось, ни нам, ни англичанам аж с трех попыток. Великое княжество Финляндское не удалось лишить автономии и конституции — народ ответил поголовным восстанием — 1801 год.) «Для чего их включают в империю?» — «Для того, чтобы их страна была такой же большой, как наша и чтобы их развитие включалось в наше развитие, а наше — в их.» Именно так она и сказала в свои шесть лет. «А то, что Союз распался, это хорошо?» «Нет. Надо было отпустить только тех, кто этого на самом деле действительно хотел. А действительно этого хотела только Литва.» Тогда я восприняла Литву как собирательное название Прибалтики, однако, в действительности, Литва, имеющая опыт собственной антагонистической России государственности, действительно стояла особняком. «А тебе что понравилось бы, если бы тебя завоевали?» — «А я об этом никогда не думала» — отмахнулась она.
Раз уж у Кати в руках оказались карандаш и бумага, я попросила ее нарисовать карту империи, как она ее себе представляет. Катя взглянула на карту мира, висевшую на стене, и относительно точно воспроизвела очертания Союза с той только разницей, что на юге граница включала в себя всю окружность Черного моря (с проливами) и выступала вперед до вожделенных теплых морей Индийского океана. «Ладно, скажи, а сколько в нашей стране должно быть геостратегических магистралей?» «А что такое геостратегическая магистраль?». Я объяснила. «Дай подумать... Ага, примерно 17». Сама я этого не знала, поинтересовалась, ответ был почти точным. Как он мог всплыть в мозгу шестилетнего ребенка?
Уже через год ни на один из этих вопросов Катя ответа дать не могла. Она начала пытаться мыслить логически, опираясь на свои скудные еще познания, а целостность образа пропала.
Целостный образ вещей спонтанным образом доступен детям. Мы же можем подойти к нему постепенно.
- Империя как судьба
- Вместо эпигрофа. Чтобы их страна была такой же большой, как наша... (Говорят дети)
- Пролог Что такое жить в империи
- Часть первая
- Imperium Очерк 1. Три Рима: translacio imperii
- Центральный принцип Российской империи
- Очерк 2 Российская государственность и русская община
- Очерк 3 Российская империя как этнокультурный феномен
- Психологический очерк народной колонизации
- Очерк 4 Идеология и геополитическое действие (вектор русской культурной экспансии: Балканы - Константинополь - Палестина - Эфиопия)
- Очерк 5 Империя британцев
- Список цитируемой литературы
- 26. Там же. - с. V.
- Очерк 6 Русские в Средней Азии и англичане в Индии: доминанты имперского сознания и способы их реализации
- Очерк 7
- «Дружба народов»: национальный проект или пример спонтанной межэтнической самоорганизайии
- Типы национализма
- Проект "дружбы народов": национализм, империализм и интернационализм
- "Дружба народов": замысел и реалии
- "Дружба народов": люди и государство
- "Дружба народов" и "советский человек"
- "Дружба народов" и русские
- Список литературы
- Лурье с.В. Обобщенный культурный сценарий и функционирование социокультурных систем // Социология и социальная антропология. 2010. № 2.
- Очерк 9 Карабах в Санкт-Петербурге
- Межнациональные отношения в историческом ракурсе
- Международные отношения
- Межнациональные отношения в современном ракурсе
- Список цитируемой литературы