2. Понятие культуры. Многообразие подходов к определению понятия.
Цицерон применил понятие «культура» к человеку, после чего культура стала пониматься как воспитание и образование человека, идеального гражданина. При этом признаками культурного человека считались его добровольное самоограничение, подчинение правовым, религиозным, моральным и другим нормам.
Так сформировалось классическое понимание культуры как воспитания и образования человека, а термин «культура» стал использоваться для обозначения общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития человека и общества, выделения мира, созданного человеком, из мира природы.
В общем виде выделяют три подхода в определении культуры — антропологический, социологический и философский.
1. Философский подход дает самую широкую панораму видения культуры, предполагая изучение фундаментальных оснований человеческого бытия, глубин самосознания народа. Задача этого подхода — не просто дать описание или перечисление явлений культуры, но проникнуть в их суть.
В рамках философского подхода сегодня выделяются несколько позиций, выражающих различные оттенки и смысловые значения понятия «культура». Во-первых, подчеркивается, что культура — это «вторая природа», искусственный мир, сознательно и целенаправленно созданный человеком. Во-вторых, культура трактуется как способ развития и саморазвития человека как родового существа, т.е. сознательного, творческого, самодеятельного.
2. Суть антропологического подхода - в признании самоценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа жизни и отдельного человека, и целых обществ. Иными словами, культура — это способ существования человечества через многочисленные локальные культуры.
В целом антропологический подход отличается конкретностью, ориентацией на исследование «промежуточных» слоев и уровней культуры, когда исследователь пытается выделить конкретные формы или единицы культуры, с помощью которых человеческая жизнь разлагается на рационально конструируемые элементы.
3. Социологический подход понимает культуру как фактор образования и организации жизни общества. Организующим началом считается система ценностей каждого общества. Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества. Над человеком начинает господствовать то, что создано им самим.
В рамках социологического подхода изучаются структура, функции культуры, но анализируя внешние организующие факторы культуры, социологи мало внимания уделяют внутреннему содержанию культурных феноменов.
Социологический подход:
Стремление осмыслить деятельность человека с точки зрения ее формы
Приоритетное познание культуры современных обществ
Ориентация на изучение чужих культур и обычаев
Познание культуры больших социальных групп
Исследование «системной» организации культуры и ее специализированных форм
Антропологический подход:
Стремление осмыслить деятельность человека с точки зрения ее содержания
Приоритетное познание традиционных культур
Ориентация на изучение собственной культуры
Исследование общинности или общинной культуры
Изучение культуры жизненного мира и обыденной жизни
- 1. Культурология как наука. Задачи и методы изучения культурологии.
- 2. Понятие культуры. Многообразие подходов к определению понятия.
- 3. Интерпретация понятия "культура" в эпоху античности
- 4. Проблемы культуры в средневековой и ренессансной мысли.
- 5. Тематизация культуры в новоевропейской мысли (р.Декарт, г.Гердер)
- 6. Культура как объективация духа в философской концепции г.Гегеля
- 7. Проблемы в философии и.Канта
- 8. Философский и культурологический смысл романтического движения.
- 9. Философия жизни о культуре (ф.Ницше)
- 10. Марксистское истолкование культуры
- 11. Природа культуры в концепции з.Фрейда
- 12.Психоаналитические концепции Культуры (Юнг, Хорни)
- 13. Концепция осевого времени Карла Ясперса
- 14.Сравнительная морфология культур о.Шпенглера
- 15.Дискуссия западников и славянофилов о развитии русской культуры.
- 16.Понятие диалога у м.Бахтина.
- 17. Проблема культурно-исторического развития в работах Бердяева.
- 18. Концепция этногенеза Гумилева
- 19. Культурная антропология
- 20. Герменевтика и ее значение для культорологического знания
- 21. Понятие культурной формы и артефакта культуры
- 22. Язык и культура
- 23. Классификация культурных норм. Иерархия ценностей культуры.
- 24. Функции культуры
- 25. Понятие культурной динамики. Внешние и внутренние факторы культурной динамики.
- 26.Различные подходы к трактовке источников культурной динамики
- 27. Типология культуры. Основные подходы к исторической типологии культуры.
- Исторические типологии культур:
- 28. Элитарная и массовая культуры
- 29. Субкультура и контркультура
- 30. Первобытная культура. Основные этапы становления.
- Эпоха позднего палеолита
- Эпоха мезолита
- Эпоха неолита
- 31. Культура Древнего Египта
- 32. Культура Междуречья
- Культура Шумера
- 33. Культура Древнего Китая
- 34. Культура Древней Индии
- 35. Роль буддизма и конфуцианства в становлении восточных культур
- 36. Специфика культуры арабо-мусульманского мира
- 37. Культура Древней Греции
- 38. Ценностно-смысловое наполнение римской культуры
- 39. Типологические особенности византийской культуры
- 41. Романский и готический стили в искусстве Средневековья.
- 42. Культура европейского Возрождения
- 43.Культура Западной Европы в эпоху Нового времени.
- 44. Европейская культура xiXв.
- 45.Модернизм как специфический путь выражения проблем XX в.
- 46. Основные художественные направления в культуре XX в.
- 47. Феномен тоталитаризма и манипулирование сознанием в XX в.
- 48. Процессы вестернизации и глобализации в культуре XX в.- начала XXI в.
- 49. Постмодернизм в культуре конца XX в.- начала XXI в.
- 50. Культура и идеология
- 51. Языческая культура древних славян .
- 52. Крещение Руси и его влияние на развитие русской культуры
- 54. Культура белорусского средневекового города.
- 55. Оформление белорусской лингво-этнической общности
- 56. Культура белорусского Ренессанса.
- 57. Культура Беларуси в эпоху Просвещения.
- 59. Белорусская советская культура. Основные черты и тенденции.
- 60. Современное состояние белорусской культуры.