logo
Культурология ЭКЗАМЕН

5. Тематизация культуры в новоевропейской мысли (р.Декарт, г.Гердер)

Г.Гердер

Постоянно подчеркивая единство человеческой культуры, Гердер объясняет его общей целью всего человечества, которая состоит в стремлении обрести «истинную гуманность». Согласно концепции Гердера, всеобъемлющее распространение гуманности в человеческом обществе позволит:

· разумные способности людей сделать разумом;

· данные человеку природой чувства реализовать в искусстве;

· влечения личности сделать свободными и красивыми.

Концепция И. Гердера базируется на общефилософском воззрении на развитие природы от низшего к высшему и на представлении о человеке как венце эволюции, ее самоцели и самоценности, «цели в себе» (человек есть высшее звено природы, он замыкает цепь всех земных созданий). Уникальность человека в том, что он является творцом и носителем культуры (потому философская антропология оказывается у Гердера культурологией). Гердер называл культуру «вторым рождением человека», представляя ее суть как исторический процесс, где определяющую роль играют умения человека, развертывающиеся на «достаточном основании» его разума. Особое внимание он уделял роли культурных традиций, языка, что обусловило видение единства культурно-исторического процесса в его многообразии и противоречиях как необходимого условия совершенствования человечества до «превращения хаоса в миропорядок», что Гердером отождествлялось с торжеством гуманизма.

И. Гердер вырабатывал многомерное представление о культуре, в котором можно выделить три принципиально важных момента.

Во-первых, культура есть порождение человека в историческом процессе и результат этого процесса. Культура надстраивается над естественной данностью человеческого существа и в этом смысле она над- или сверхприродна.

Во-вторых, культура по своему содержанию есть производная от разума совокупность социально значимых умений человека, продуцирующих специфику его существования.

В-третьих, именно культура делает человека человеком, формирует в нем «человеческое начало». Даже самый одаренный человек не в состоянии сам из себя произвести свои умения и навыки. Каждый индивид связан с другими людьми и зависит от них.

Человек формируется культурой, но он же ее создает, развивает и преобразует. Этот процесс, по мнению Гердера, можно назвать культурой или просвещением.

Важным моментом философии культуры Гердера является его убежденность, что нет и не было индивидов или народов, лишенных культуры, и что различия между высшими и низшими ступенями культурности – скорее количественные, чем качественные..

Р.Декарт

не отъединяясь от мира культуры, Декарт берег от любых посягательств свободу мысли и духа.

Декарт не формулировал никаких социально-философских концепций. Но, сам дворянин, он отлично видел, что прогресс культуры невозможен, если знаниями будут обладать только господствующие классы. Конечно, в его представлении это были главным образом - если не исключительно - естественнонаучные знания, ибо именно с ними он связывал не только прогресс человеческого общества, но и дело совершенствования самой человеческой природы.

Выдвигая на первый план мышление, делая принципом всех принципов философии и науки, Декарт осуществляет реформу, имеющую глубинный смысл и непреходящее значение для человека и его культуры. Смысл этой реформы: в основание человеческого бытия, существования и действия теперь положены не только такие ценности, как духовность человека, его бессмертная, устремленная к Богу душа,новизна в том, что эти ценности теперь были тесно увязаны с активностью, свободой, самостоятельностью, ответственностью каждого индивида.