38. Ценностно-смысловое наполнение римской культуры
Древний Рим сыграл ключевую роль в истории европейской да и мировой культуры. Комплекс стран и народов, который мы до сегодняшнего дня обозначаем словами ''Западная Европа", в исходной своей форме создан Древним Римом и реально существует в пределах былой Римской империи.
Многие основополагающие духовные представления и нормы общественной жизни, традиционные ценности, социально- ' психологические стереотипы, переданные Римом Европе, на протяжении более полутора тысяч лет, вплоть до XIX ст., составляли почву и арсенал, язык и форму европейской культуры. Не только основы права и государственной организации, не только устойчивый набор сюжетов и художественных образов усвоены Европой от античности через Древний Рим, но сами первоначала ее общественного бытия - идея демократии, гражданской ответственности, разделения властей и т.д. - вышли из того же источника.
Древнеримская культура первоначально формировалась в пределах римской общины, позже она ассимилировала этрусскую, греческую, эллинистическую культуру.
Начальный этап ее охватывает XIII - III вв. до н. э., а культурное пространство раннеримского общества - этрусские города, греческие колонии в Южной Италии, Сицилии и Лации, на территории которой в 754-753 гг. до н. э. основан Рим. К концу VI в. до н. э. Рим сложился как город-государство греческого типа. Здесь был построен первый цирк для гладиаторских боев, от этруссков унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, цифры, оде#-ду-тогу и др.
Место религии в культуре Древнего Рима
Значительное место в культуре ранней эпохи занимала религия, которая была анимистической (признавала существование духов), а также содержала в себе элементы тотемизма - почитание Капитолийской волчицы, вскормившей, по преданию, братьев Ромула и Рема - основателей города. Божества были обезличенными, бесполыми. С течением времени из неясных, бедных мифическим содержанием божеств оформились более яркие образы Януса - бога начала и конца, Марса - божества солнца, Сатурна - бога посева и др., т.е. римляне перешли к антропоморфизму (от греческого antropos - человек, morfe - вид).
В честь богов устраивались многочисленные праздники. Наиболее значительные были связаны с чествованием Юпитера и Марса, затем шли праздники земледельческие и винодельческие, за ними -пастушеские: приносились жертвы кормилице-земле, богине плодородия Церере и др. Римская религия не отличалась возвышенностью, в ней мало идеального; римлянам чуждо обожествление героев. Она была основана главным образом на привязанности к земным благам. Римлянин искал у богов помощи в своей повседневной жизни, как бы вступал в договор с божеством и ждал его благосклонности после выполнения обещаний и обязательств. Боги не изображались в художественной культуре. Поэтому отсутствие творчества в религиозной сфере привело к тому, что фантазия римлян развивалась слабо, поэзия и философия не поднялась над уровнем посредственности, но зато удовлетворяли духовные потребности различных социальных групп.
Римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества, так как считалось, что новые боги усиливают мощь римлян
В 510 г. до н. э., по преданию, народ сверг последнего этрусского царя - Тарквиния Гордого. Рим стал аристократичной рабовладельческой республикой. В период ранней республики (V! - III вв. до н. э.) Рим подчинил всю территорию Апеннинского полуострова. В это же время был написан первый кодекс римского права - "Законы XII таблиц" (серед. V в. до н. э.). Вплоть до знаменитого Кодекса Юстиниана (VI) они оставались единственным кодексом римского Права.
Римская республика и римское право стали примером для всех Последующих поколений. Было создано великое государство и все преклонялись перед ним. Государством поощрялась мудрость Управления, ораторское искусство. Каждый гражданин, стремившийся стать политическим и государственным деятелем, должен был в совершенстве овладеть приемами риторики, ибо это помогало стать известным, завоевать любовь народа и получить возможность быть избранным народом на высокую государственную должность в комициях (народных собраниях).
Высшим государственным законодательным органом Римской республики был сенат, права которого были велики: утверждал постановления комиций, руководил внешней политикой, финансами, государственным имуществом, ведал военной жизнью и др.
В этот период огромное влияние на римскую культуру оказала греческая. Это нашло свое отражение в религии, философии, литературе.
С III в. до н. э. римские боги начали отождествляться с греческими: Юпитер - с Зевсом, Венера - с Афродитой и т.д.
Первыми римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни - переводами с греческого.
Первый римский поэт - грек Ливии Андроник, переводивший на латынь греческие трагедии и комедии, в т.ч. и "Одиссею" Гомера. Его переводы были вольными, они включали новые отрывки, измененные имена персонажей. Лукреций Кар в научной поэме "О природе вещей" (первая пол. I в. до н. э.) изложил материалистическое учение древнегреческого философа Эпикура. Он осуждал жестокость и абсурдность гражданских войн, терзавших общество: верил в могущество человеческого разума, способного овладеть тайнами бытия. Поэма и сегодня покоряет силой поэтического таланта, раскрывающегося в полемике с читателем. Сочинения самого Эпикура погибли и поэтому философская поэма Лукреция является ценнейшим источником познания учения древнегреческого философа, его взглядов на космос и человека.
Начало римской прозе положил Катон Старший своим трудом "О сельском хозяйстве" (нач. II в. до н.э.). Многие виды латинской культуры обогатило творчество Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н. э.) - философию, юриспруденцию, историю, ораторское искусство. Он заботился о популяризации греческой философии, переводя на латинский язык произведения многих греческих философов, дополняя их примерами из римской истории или цитатами поэтов.
Не менее знаменитым писателем того времени был Марк Те-ренций Варрон (116-27 гг. до н. э.), написавший около 74 сочинений в 620 книгах на исторические, философские, религиозные и другие темы. Он - единственный римский писатель, за свои заслуги увековеченный прижизненным памятником.
9.3. Древнеримское искусство и архитектура
Высокого уровня развития достигла архитектура, которая испытывала сильное влияние этрусской и греческой. Но в то же время, в сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, подавляющие человека; для них характерна монументальность, пышная отделка зданий. Больший интерес проявлялся не к храмовым комплексам, а к зданиям для практических нужд.
Римские архитекторы разработали новые принципы конструкции - арки, своды, купола, столбы, пилястры. Во II-I вв. до н. э. широко применялся бетон, сводчатые конструкции. Появлялись новые типы зданий:
в базилики (совершались торговые сделки, вершился суд);
• амфитеатры (устраивались гладиаторские бои);
• цирки (проходили соревнования колесниц);
• термы (комплекс банных помещений).
Возникает новый тип монументального сооружения (триумфальная арка).
Во время завоеваний Греции и эллинистических государств в Рим в огромном количестве вывозились материальные ценности и произведения искусства: статуи, картины. Началось копирование греческих шедевров. Все это не способствовало расцвету собственно римской скульптуры. Исключение составил жанр портрета в скульптуре - портретные статуи (традиции этруссков). Римляне создали тип статуи "тогатус", изображающий оратора в тоге, и бюсты, отличавшиеся простотой и правдивостью образа.
Характерная черта мышления - практицизм, развитие прикладных наук. Высокого уровня развития достигла юриспруденция - в I в. до н. э. уже существовала обширная юридическая литература, среди которой необходимо отметить 18 книг "Гражданского права" и "Дефиниции" Квинта Муция Сцеволы.
Таким образом, культура периода республики представляла собой эклектичное соединение различных начал - этрусского, греческого, собственно римского, италийского.
С 31 г. до н. э. начинается история империи и зарождается качественно новая средиземноморская культура. Одним из условий ее процветания было усиление материально-экономического потенциала империи, что обеспечило благоприятные условия для создания культурных ценностей, породило особый социальный слой - антич-чую интеллигенцию - учителей, мастеров риторики, философов, поэтов, писателей.
Центром средоточия культуры были города, в которых находились театры, амфитеатры, цирки, стадионы, храмы я др. Для населения был характерен высокий уровень грамотности. Система школьного образования и воспитания включала 3 ступени - начальную, среднюю, высшую. Выпускники высшей ступени готовились для государственной, практической и культурной деятельности. Стало зарождаться высшее образование.
Одно из важнейших достижений римской культуры - литература. Это творчество таких писателей, как Апулей, Плиний Младший; поэтов Вергилия, Горация, Овидия. Грандиозные масштабы Римской империи наложили отпечаток на литературную форму. В сравнении с греческими образцами произведения римских авторов отличались большим драматизмом, более трезвым анализом действительности.
Но в то же время рост благосостояния породил у аристократии потребительство, стремление к материальным благам и развлечениям, что отразилось в лозунгах "лови момент!", "хлеба и зрелищ!".
9.4. Литература к яаута в древнеримской культуре В сравнении с литературой и искусством достижения науки во времена Древнего Рима были не столь значительны. Получили определенное распространение географические, медицинские знания, но все более становились заметны признаки регресса, попятного движения, отказа от передовых взглядов, сформировавшихся в предшествующие исторические периоды. Например, в астрономии была признана геоцентрическая система Птолемея (Земля - центр Вселенной), а ведь уже в III в. до н. э. существовала гелиоцентрическая система Самосского.
В ! - Н вв. н. э. наблюдается значительный интерес к философии, хотя новые философские системы так и не появились. Внимание общества все больше смещалось к этике в связи с падением нравов, усилением потребительства, разгулом страстей. Именно об этом все больше размышляли Плутарх, Сенека. В частности, Сенеку привлекала философия стоиков в соединении с элементами иных философских учений.
Во времена Империи к числу выдающихся мыслителей относят императора - философа Марка Аврелия (Н в. н.э.). Он размышлял об этике, разрыве между идеалом и действительностью, собственных несовершенствах. Он, как никто другой, остро чувствовал течение времени, краткость человеческой жизни, смертность человека. Проповедовал необходимость научиться достойно переносить удары
судьбы.
Во П веке н.э. была создана конная статуя императора Марка Аврелия - "философа на троне", послужившая образцом для последующих европейских конных монументов.
118
Если наука в эпоху поздней империи не получила значительно-Г0 развития, то архитектура, портретная скульптура, декоративно-прикладное искусство и поныне остаются шедеврами мировой художественной культуры. Римляне разработали арочное перекрытие и систему сводов (в отличие от греков), сомкнутый феерический свод (купол).
В I - II вв. н. э. сооружены два наиболее известных архитектур-fjbix памятника - Колизей, самый большой амфитеатр античного мира, и Пантеон - храм во имя всех богов. Пантеон, круглое здание, перекрыто грандиозным куполом диаметром более 43 м. Только в XIX в., с изобретением железобетонных конструкций, научились сооружать купола такого размера.
Искусство было одним из средств разумной организации жизни римлян. Поэтому первоочередное значение придавалось практицизму и реалистичности.
На всей территории Римской империи в первые столетия ее существования возрастало влияние восточных культов. Угнетенные нуждой и тяжелым трудом массы возлагали надежды и искали утешения то у бродячих философов, то у восточных богов. Появилось множество чудотворцев, мистиков, пророков. Все больше приверженцев находили астрология, суеверия.
Новые религии соперничали между собой, и победа в конечном счете досталась той из них, которая провозгласила единобожие, равенство всех перед Богом, посмертное воздаяние за добродетельную жизнь Это была религия Христа, привлекшая к себе симпатии рабов, бедняков, всех угнетенных, жаждавших справедливости. Учение об искупительной жертве распятого на кресте Христа было "евангелием1* - "благой вестью" для них, ибо несло надежду и утешение. Ученики Христа, ''апостолы", разошлись около середины I в. н. э. по миру, проповедуя новую веру. Они же основали и многочисленные христианские общины.
В конце II в. н. э. в Римской империи начался кризис: частая мена императоров, отделение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. Характерны признаки кризиса античной культуры - низкий уровень грамотности, огрубле-|№е нравов, пессимизм, распространение христианства. В 395 г. им-осрия распадается на Западную (Рим) и Восточную (Константино-'"йь). Разлагается античная традиция, идет борьба ее с новыми, хри-Стианскими принципами. Уже в первой половине IV в. христианство превращается в господствующую религию, начинается разгром язы-1еских храмов, запрещаются Олимпийские игры.
Восточно-римская империя существовала до 1453 г. как Визан-^ская империя. Ее культура стала продолжением греческой, но в
христианском варианте. Западно-римская империя прекратила сущ^ ' ствование в 476 г. (низложен последний император). Этот год счита- ! ется концом Древнего мира, началом Средневековья. На развалинах ' Западно-римской империи возникли так называемые варварские го-сударства, население которых в той или иной степени было приобщено к греко-римской культуре.
Древний Рим достойно выполнил свою историческую миссию сохранив для Европы греческую культуру через трансляцию и тиражирование ее ценностей.
- 1. Культурология как наука. Задачи и методы изучения культурологии.
- 2. Понятие культуры. Многообразие подходов к определению понятия.
- 3. Интерпретация понятия "культура" в эпоху античности
- 4. Проблемы культуры в средневековой и ренессансной мысли.
- 5. Тематизация культуры в новоевропейской мысли (р.Декарт, г.Гердер)
- 6. Культура как объективация духа в философской концепции г.Гегеля
- 7. Проблемы в философии и.Канта
- 8. Философский и культурологический смысл романтического движения.
- 9. Философия жизни о культуре (ф.Ницше)
- 10. Марксистское истолкование культуры
- 11. Природа культуры в концепции з.Фрейда
- 12.Психоаналитические концепции Культуры (Юнг, Хорни)
- 13. Концепция осевого времени Карла Ясперса
- 14.Сравнительная морфология культур о.Шпенглера
- 15.Дискуссия западников и славянофилов о развитии русской культуры.
- 16.Понятие диалога у м.Бахтина.
- 17. Проблема культурно-исторического развития в работах Бердяева.
- 18. Концепция этногенеза Гумилева
- 19. Культурная антропология
- 20. Герменевтика и ее значение для культорологического знания
- 21. Понятие культурной формы и артефакта культуры
- 22. Язык и культура
- 23. Классификация культурных норм. Иерархия ценностей культуры.
- 24. Функции культуры
- 25. Понятие культурной динамики. Внешние и внутренние факторы культурной динамики.
- 26.Различные подходы к трактовке источников культурной динамики
- 27. Типология культуры. Основные подходы к исторической типологии культуры.
- Исторические типологии культур:
- 28. Элитарная и массовая культуры
- 29. Субкультура и контркультура
- 30. Первобытная культура. Основные этапы становления.
- Эпоха позднего палеолита
- Эпоха мезолита
- Эпоха неолита
- 31. Культура Древнего Египта
- 32. Культура Междуречья
- Культура Шумера
- 33. Культура Древнего Китая
- 34. Культура Древней Индии
- 35. Роль буддизма и конфуцианства в становлении восточных культур
- 36. Специфика культуры арабо-мусульманского мира
- 37. Культура Древней Греции
- 38. Ценностно-смысловое наполнение римской культуры
- 39. Типологические особенности византийской культуры
- 41. Романский и готический стили в искусстве Средневековья.
- 42. Культура европейского Возрождения
- 43.Культура Западной Европы в эпоху Нового времени.
- 44. Европейская культура xiXв.
- 45.Модернизм как специфический путь выражения проблем XX в.
- 46. Основные художественные направления в культуре XX в.
- 47. Феномен тоталитаризма и манипулирование сознанием в XX в.
- 48. Процессы вестернизации и глобализации в культуре XX в.- начала XXI в.
- 49. Постмодернизм в культуре конца XX в.- начала XXI в.
- 50. Культура и идеология
- 51. Языческая культура древних славян .
- 52. Крещение Руси и его влияние на развитие русской культуры
- 54. Культура белорусского средневекового города.
- 55. Оформление белорусской лингво-этнической общности
- 56. Культура белорусского Ренессанса.
- 57. Культура Беларуси в эпоху Просвещения.
- 59. Белорусская советская культура. Основные черты и тенденции.
- 60. Современное состояние белорусской культуры.