57. Культура Беларуси в эпоху Просвещения.
Во второй половине XVII – XVIII вв. условия для развития белорусской национальной культуры ухудшились. Усилились полонизация и окатоличивание населения восточных земель Речи Посполитой. Белорусский язык постепенно вытеснялся из судебного и государственного делопроизводства, а в конце XVIIв. его использование как официального и письменного языка было запрещено. Постановлением сейма в 1696г. все переводилось на польский язык. С XVIIв. книги печатались на польском, французском, латинском, итальянском, немецком, русском, еврейском языках. Усилилось ущемление прав православных и протестантов. В 1668 г. Cейм запретил переходить из католичества в другие вероисповедания. Православной шляхте, священникам, мещанам был запрещен доступ в государственные органы власти.
Интеллектуальная жизнь во второй половине XVII – начале XVIII вв. характеризовалась как бы движением вспять. Забывались достижения времен эпохи Возрождения и Реформации, снова приобрели популярность идеи периода средневековья. Условия, в которых развилась культура Беларуси, определили ее особенность – полилингвистический характер. Из-за неблагоприятной ситуации белорусскоязычной была преимущественно народная культура – культура крестьянства, городских низов, части шляхты и духовенства.
Школьное образование до середины XVIII в. концентрировалось, в основном, в руках монашеских орденов. Большинство школ принадлежало иезуитам. Была прекращена деятельность братских и протестантских школ. Преподавание велось на латинском языке, предметами для обучения были грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Центрами образования были Виленская Иезуитская академия и Полоцкая Иезуитская коллегия. В 1773 г. была создана Комиссия по национальному образованию (Адукационная комиссия). Ее стараниями школа приобретает светский характер.
В общественно-политической мысли господствовала схоластика. Однако широкую известность получили атеистические взгляды Казимира Лыщинского. Оставив Орден иезуитов, он написал трактат «О несуществовании Бога», где утверждал, что Бог не существует, а является только иллюзией, рожденной фантазией людей. Католическое духовенство жестоко расправилось с белорусским вольнодумцем. В 1689 г. К. Лыщинский был сожжен на костре.
Во второй половине XVIII в. на территорию Беларуси начали проникать научно-философские идеи западноевропейских просветителей Ф. Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Р. Декарта и др. В Беларуси появились ученые-философы, разделявшие просветительские идеи французов. Среди них К. Нарбут, Б. Дабшевич, М. Карпович. Сторонниками идей физиократов были И. Хрептович, И. Стройновский, М. Карпович и др. Широкую известность получил философ и церковный деятель Г. Конисский, который высоко ценил естественные науки и их роль в познании природы.
Одним из ярких представителей белорусской литературы того времени был Симеон Полоцкий (1629 – 1680 гг.). Существенная часть его жизни была связана с Москвой. С. Полоцкий создал рукописные сборники «Ветроград многоцветный», «Рифмологион». Писал на белорусском, латинском и старославянском языках. Он был воспитателем царских детей, основал типографию в Кремле и Славяно-греко-латинскую академию. На становление белорусской литературы в немалой степени повлияло устное народное творчество. Литературная жизнь Беларуси XVIII в. отличалась еще большими полилингвизмом, чем в предыдущую эпоху.
Театральная жизнь Беларуси на рубеже XVII – XVIII вв. была представлена школьным театром и народным кукольным – батлейкой. В их репертуаре преобладали постановки на польском и латинском языках. Во второй половине XVIII в. происходит становление профессионального театра. При этом преобладали крепостные театры. Магнаты приглашали на придворную сцену зарубежных актеров, музыкантов. Особенно высоким был художественный уровень крепостных театров Несвижа, Слуцка, Шклова, Гродно, Ружан, Слонима, Могилева.
В каменном зодчестве проявились особенности барокко. В городах и деревнях строились помпезные костелы, монастыри, замки. К таким сооружениям относятся бернардинский, бригидский, иезуитский костелы в Гродно, францисканский костел в Пинске, Монастырский комплекс в Жировичах и др.
В XVII – XVIII вв. дальнейшее развитие получила иконопись. Ведущее место в светской живописи занимает портрет. Сложилось несколько типов портрета: парадный, репрезентативный, рыцарский, погребальный. Развивалась книжная графика. Высокий уровень оформления и иллюстрирования книг демонстрировали Супрасльская и Могилевская типографии. Признание за пределами Беларуси получило мастерство местных резчиков. Белорусские мастера создали ряд высокохудожественных иконостасов для Донского, Симеоновского, Ново-Иерусалимского и других монастырей. Ими же оформлены многие соборы, помещения Московского Кремля.
58. Белорусская культура XIX - начала XX века
В XIX в. этнокультурное развитие белорусов осуществлялось в новых социально-политических и экономических условиях, связанных с вхождением нашей территории в состав многонациональной Российской империи. После трех разделов Речи Посполитой в 1772, 1793, 1795 г. между Пруссией, Австрией и Россией, в результате которых к последней отошла вся Беларусь, и вплоть до конца первой четверти XIX в. российское правительство шло навстречу местной ополяченной шляхте, и процесс полонизации был по-прежнему ничем не ограничен. Только после подавления восстания 1830—1831 гг. начинает проводиться политика насаждения православия, идеи единой русской народности, русификации, когда с 1836 г. польский язык вытесняется русским. Политика царизма в аграрной области была направлена на расширение местного и насаждение русского землевладения. Приобретенные белорусские земли активно раздавались Екатериной II русским военным и гражданским сановникам, помещикам, крупным чиновникам. Это определило новый всплеск крупномасштабного строительства дворцов и усадеб с 80-х годов XVIII в. Кроме того, постепенный распад крупных феодальных латифундий на множество мелких имений, сдаваемых в аренду в связи со стабилизацией экономического положения средней шляхты в конце XVIII в., еще более увеличил объемы дворцово-паркового и усадебного строительства.
В белорусском регионе имеется достаточно представительная группа памятников пейзажного стиля эпохи классицизма в дворцово-парковом искусстве последней четверти XVIII—XIX в. Например, Сутков, Добосня, Рованичи, Гомель, Бельмонты, Совейки, Залесье, Щорсы, Радзивилли-монты, Освея, Наровля, Несвиж.
В культовой архитектуре конца XVIII—начала XIX в. классицизм также нашел свое воплощение. К выдающимся памятникам этого периода относят Петропавловский собор в Гомеле, Иосифовский собор в Могилеве, костел пиаров в Лиде, церковь Рождества Богородицы в Славгороде, Покровскую церковь в Стрешине, Преображенскую церковь в Чечерске, Минскую церковь Марии Магдалины. Им были присущи центричные купольные композиции в сочетании с дорическим ордером, что придавало сооружениям монументальность. Памятниками монументально-декоративной живописи XIX в. в классицистической традиции являются росписи Варваринской церкви в Пинске и церкви Рождества Богородицы в Славгороде. На Беларуси в конце XVIII—первой половине XIX в. работали такие выдающие архитекторы, как Н. Львов, В. Стасов, А. Мельников, Д. Кларк, К. Подчашинский, М. Шульц, В. Гуцявичкци Во второй половине XIX в. происходит упадок классицизма и начинается расцвет ретроспективно-готического стиля, который особенно проявился в строительстве костелов. Примерами могут служить костелы св. Троицы в Минске, св. Петра и Павла в Старых Василишках (Гродненская обл.), св. Симеона и Елены (Красный костел) в Минске, построенный в 1908 г. при поддержке Э. Войниловича, слуцкого уездного судьи, рано потерявшего двоих своих детей. Развивается ретроспективный русско-византийский стиль — Николаевская церковь в Петрикове, Свято-Воскресенский собор в Борисове. В традициях русского классицизма позднего времени возводились театры в Могилеве и Минске, дом вице-губернатора в Могилеве, дом купца Муравьева в Гродно, архиепископский дворец в Минске.
Отмена крепостного права в 1861 г. подорвала позиции усадеб как административно-хозяйственных центров дворянских землевладений.
Итак, если в первой половине XIX в. главными объектами строительства были культовые здания и дворцово-парко-вые комплексы, то промышленный переворот и утверждение капиталистических отношений привели вначале к уменьшению, а после и к полной трансформации значения городской и сельской дворянской усадьбы как одного из главнейших центров культурной жизни общества Российской империи. Поэтому во второй половине XIX — начале XX в. главное значение приобретает общественное строительство: центры белорусских городов благоустраивались, появились канализация и электричество, многоэтажные дома, особняки для буржуазии, вокзалы, мосты. В архитектуре стали ощущаться черты эстетического упадка, что привело к развитию эклектизма, где упор делался на внешнюю декоративность фасада с использованием элементов различных стилей. В крупных городах Беларуси получило распространение и новое искусство кинематографии. Так, в 1911 — 1912 гг. в Гомеле был один (на 800 мест), а в Минске — три кинотеатра, где демонстрировалось немое кино.
На развитие изобразительного искусства в Беларуси отрицательно влияло отсутствие местных профессиональных художественных школ. Улучшило положение открытие частных рисовальных школ в Могилеве, Витебске и Минске. В живописи XIX в. особенное развитие получили пейзажный и портретный жанры. Выдающимся художником был
И. Алешкевич (1777-1830) из местечка Радошковичи, который работал в стиле классицизма и романтизма. Его портреты Л. Сапеги, М. Радзивилла, А. Чарторыйского, А. Мицкевича, женские портреты говорят о глубоком проникновения в душу натуры. В. Ванькович (1800-1842) был уроженцем Березинского р-на, работал в стиле романтизма, являлся автором многих исторических полотен и портретов. Среди них «Мицкевич на скале Аюдаг», портреты А. Пушкина, А. Горецкого, А. Монюшки. Я. Дамель (1780—1840), известный живописец-портретист, также писал картины на исто-рико-религиозные темы — «Смерть Глинского в темнице», «Отступление французов через Вильню в 1812 г.». В. Дма-ховский (1805—1862) был не только художником, графиком, но и театральным декоратором. Он участвовал в восстании 1830—1831 гг. и вынужден был эмигрировать, создал много романтических пейзажей «Родина», «Замок и башни в Троках», «Озеро Свитязь», «Улица в Вильно».
Н. Орда (1807 — 1887) , уроженец Ивановского р-на, был художником и композитором, много путешествовал по Беларуси. Благодаря его графическим сериям до нас дошли виды городов, сел, замков и усадеб Беларуси. Его рисунки альбомами были изданы в Париже, Вильне. Они отличаются строгой документальностью, поэтому имеют большую ценность для историков и искусствоведов, большинство рисунков находится в Национальном музее в Кракове.
Мастером натюрморта и пейзажа по праву называют И. Хруцкого (1810-1885), который закончил Петербургскую академию художеств. Его картины «Цветы и плоды», «Натюрморт с грибами» написаны весьма реалистично. С теплотой и любовью он рисовал детей — «Мальчик с корзиной и грибами», «Дети». В скульптуре расцвел талант шляхетского рода Ельских (Кароля, Яна и Казимира), Р. Слизеня, работавших в стиле позднего барокко и классицизма. Почти все вышеназванные художники, скульпторы были воспитанниками Виленской школы живописи, как часто называют отделение изящных искусств при Виленском университете, созданное в начале XIX в., с кафедрами живописи и скульптуры. К сожалению, после восстания 1830 — 1831 гг. эта школа была закрыта. В ней работали великие художники-учителя Я. Рустем, Ф. Смуглевич.
Большинство живописцев, которые работали в Беларуси в начале XX в., получили образование в Петербургской Академии художеств, а некоторые в Московском училище ваяния и зодчества. Например, Н.'Селиванович после окончания академии принимал участие в работе над мозаичными панно Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и создал для иконостаса мозаику «Тайная вечеря». С 1890 по 1917 гг. в Минске проводилось 10 выставок изобразительного искусства, которые способствовали популяризации творчества многих белорусских художников. В 90-х годах XIX в. были открыты художественные школы В. Мааса в Минске и Ю. Пэна в Витебске, давшие много талантливых художников, таких как М. Шагал, К. Малевич и другие. В это время в жанре пейзажа работали В. Бялыницкий-Бируля («Весна идет», «Вечные снега», «Зимний пейзаж»); Ф. Рущиц («Земля», «Эмигранты»); С. Жуковский («Неман», «Осенний вечер»). Бытовой жанр разрабатывался в картинах Ю. Пэна («Часовщик», «Старый портной»); Я. Кругера («На суд профессора»); Л. Альперовича («Швеи», «Вечер в семье»).
В конце XVIII-XIX в. на Беларуси работали такие композиторы, как С. Монюшко (автор оперы «Галька», написанной с использованием белорусской народной мелодики, поставлена в Вильне), М. Огинский, Д. Стефанович, Н. Орда, Ф. Милодовский (автор оперетты «Конкуренты», поставленной в Минске), М. Ельский, И. Глинский, Ф. Лопата, Я. Иодко, Ю. Шадурский (автор оперетты «Тарас на Парнасе»). Аранжировкой белорусских народных песен занимался А. Абрамович. В начале XX в. изучала и пропагандировала белорусскую народную песню Музыкально-этнографическая комиссия при Московском университете, созданная Н. Янчуком.
После присоединения Беларуси к России появился целый ряд специфических особенностей в развитии школы. В 1828 г. был введен новый статут учебных заведений, по которому школьная система строилась на сословном принципе и состояла из школ для низших сословий (приходских училищ) с «одногодичным сроком обучения», уездных училищ с 4-летним сроком обучения. Следующая ступень образования была предназначена исключительно для детей чиновников, шляхты и состояла из среднего и высшего образования, а именно, после домашнего обучения шла семилетняя гимназия и университет.
Ректором Виленского университета был Я. Снядецкий, математик, астроном, открывший в городе астрономическую обсерваторию. Его брат Е. Снядецкий, биолог и химик, разработал оригинальную теорию органических веществ. Большой вклад в развитие биологии и медицины внесли также С. Юндил, Ф. Римкевич, И. Франк. Выдающимся историком и общественно-политическим деятелем революционно-демократического направления являлся И. Лелевель. Он был вдохновителем тайных студенческих обществ филома-тов и филаретов, организованных студентами Виленского университета. В 1832 г. Виленский университет был закрыт как рассадник антирусских настроений, та же участь постигла униатские и католические школы. Церковно-приходские школы были заменены народными училищами, а монастырские школы преобразованы в гимназии. Процесс обучения перевели на русский язык, а выпускникам Виленского университета запретили преподавать в школах на белорусских и литовских территориях. Для этих целей в школы специально приглашались учителя из глубинных российских губерний. В 60-е гг. XIX в. на Беларуси было 576 учебных заведений, в школах училось 17 тыс. человек, что составляло всего 0,5 % всего населения, и в 1897 г. 68 % белорусского населения оставались неграмотными. В 1848 г. был открыт ГориТорецкий земледельческий институт, где впервые стараниями К. Шмидта появилась химическая лаборатория. Однако после подавления восстания 1863 г. его работа была прекращена.
После проведения в Российской империи в 60—80-е гг. XIX в. школьной реформы в белорусском регионе открылось 5814 церковно-приходских школ. В 1887 г. был принят известный циркуляр «о кухаркиных детях», который ограничил учебу детей из низших сословий, за исключением особо одаренных. Потребности капитализма диктовали новые подходы к развитию школьного дела и к началу XX в. уменьшилось количество церковно-приходских школ, но увеличилось количество народных училищ и средних школ, подчиненных министерству народного образования. Количество гимназий и реальных училищ выросло с 28 в 1900 г. до 122 в 1914 г. Однако из-за высокой платы за обучение не все дети могли учиться. Только 18,4 % сельских детей учились в 1911 г. Профессионально-техническое обучение велось в Гродненском ремесленном училище, Гомельском техническом железнодорожном училище, Горецком землеустроительном училище, Марьиногорской сельскохозяйственной школе. Был организован целый ряд учительских семинарий: Моло-дечненская, Полоцкая, Несвижская, Свислочская, позже открылись Бобруйская, Гомельская, Рогачевская, Оршанская,
Борисовская. Первый учительский институт стал работать в Витебске в 1910 г., затем в Могилеве и Минске. Они давали неполное среднее и высшее образование, так как царское правительство не разрешало иметь на белорусской территории высшие учебные заведения.
Становление белорусской литературы первой половины XIX в. связано с именами А. Мицкевича (1798—1855) и Я. Борщевского (1796—1851). А. Мицкевич, уроженец Но-вогрудчины, использовал в своих произведениях фольклорные образы и темы, связанные с Беларусью, например в «Дедах», «Пане Тадеуше», «Гражине». Цикл легенд на основе белорусских сказок в четырехтомном сборнике «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах», который сравнивали со «Сказками 1000 и 1 ночи», прославил писателя Я. Борщевского. В. Дунин-Марцинкевич (1808— 1884), поэт, писатель и драматург, сумел на глубокой этнографической основе создать ряд романтических произведений («Крестьянка», «Купалье», «Пинская шляхта»). Последним фольклорным поэтом по праву назван П. Багрим (1812 — ок. 1891). К сожалению, сохранилось только одно его стихотворение «Заиграй, заиграй хлопча малый...». В. Сырокомля (1823 — 1862) был не только замечательным поэтом, но и исследователем-краеведом. Ф. Богушевичу (1840 — 1900) известность принесли его поэтические сборники «Дудка белорусская» (1891) и «Смычок белорусский» (1894), где главной темой было положение крестьянства, а в качестве ведущего выступал образ бесправного и забитого белорусского мужика. М. Богданович (1891 — 1917) прославился как историк литературы, лирический поэт и критик, а его стихи «Звезда Венера» и «Слуцкие ткачихи» стали песнями.
Процесс формирования белорусской нации стимулировал интерес к культурно-историческому прошлому Беларуси. Например, братья Е. и К. Тышкевичи занимались сбором историко-этнографических документов, археологического материала, фольклора. Они основали в 1855 г. первый на Беларуси и Литве Виленский музей, куда передали коллекции из своих имений. В 1867 г. в г. Вильне основывается Северо-Западный отдел Русского географического общества, который занимался сбором исторических документов, описанием языка, быта, истории, белорусской культуры.
Рост революционного и национально-освободительного движения, национального самосознания в начале XX в. привел к повышению интереса к научным исследованиям в области этнографии, фольклористики, истории. В 1903—1922 гг. вышло в свет исследование Е. Карского «Белорусы» в трех томах, в котором была приведена этнографическая карта Беларуси и дано обоснование самостоятельности белорусского этноса, издавались труды историка М. В. Довнар-Запольско-го. В 1902 г. в Могилеве по инициативе Е. Р. Романова было образовано «Товарищество по изучению белорусского края». В Вильне возобновило в 1910 г. работу «Русское географическое общество», издавшее четыре книги своих записок. В этом же году появился «Краткий очерк истории Беларуси» В. Ластовского.
Развитие печати и издательского дела протекало в тяжелейших условиях, так как публиковалась практически только одна религиозная литература на русском языке, справочники и грамматики. В 1886 г. к существующим официальным изданиям «Губернские ведомости», «Епархиальные ведомости» добавилась неофициальная газета «Минский листок». В 1906 г. в Вильне начала выходить газета «Наша Нива», ставшая своеобразным центром единения национальной интеллигенции Беларуси. Свою задачу газета видела в возрождении белорусской культуры и подъеме самосознания белорусского народа. Сущность своей позиции «Наша Нива» сформулировала так: «творить культурные вещи всемирной ценности можно только на своем родном языке... Заменить же народу его язык — это значит убить душу этого народа, его особенную творческую способность... Мы, белорусы, не только имеем право, но и должны остаться белорусами»146.
В 1890 г. открывается первый постоянный городской театр — в Минске, и с этого же года разворачивает свою деятельность «Товарищество любителей искусств». В начале века активизировалась театрально-музыкальная жизнь, что проявилось в создании ряда музыкально-драматических кружков, которые устраивали «белорусские вечеринки» с театральными постановками, народными плясками и гуляниями. Из них в 1910 г. в Минске был организован профессиональный театр «Первая белорусская труппа» во главе с И. Буйницким (1861 — 1917). Были поставлены такие пьесы, как «Павлинка» Я. Купалы, «Модный шляхтич» К. Каганца, «В зимний вечер» Э. Ожешко. Одним из выдающихся деятелей театра стал В. Голубок (1882—1937), написавший более 40 пьес для театра.
- 1. Культурология как наука. Задачи и методы изучения культурологии.
- 2. Понятие культуры. Многообразие подходов к определению понятия.
- 3. Интерпретация понятия "культура" в эпоху античности
- 4. Проблемы культуры в средневековой и ренессансной мысли.
- 5. Тематизация культуры в новоевропейской мысли (р.Декарт, г.Гердер)
- 6. Культура как объективация духа в философской концепции г.Гегеля
- 7. Проблемы в философии и.Канта
- 8. Философский и культурологический смысл романтического движения.
- 9. Философия жизни о культуре (ф.Ницше)
- 10. Марксистское истолкование культуры
- 11. Природа культуры в концепции з.Фрейда
- 12.Психоаналитические концепции Культуры (Юнг, Хорни)
- 13. Концепция осевого времени Карла Ясперса
- 14.Сравнительная морфология культур о.Шпенглера
- 15.Дискуссия западников и славянофилов о развитии русской культуры.
- 16.Понятие диалога у м.Бахтина.
- 17. Проблема культурно-исторического развития в работах Бердяева.
- 18. Концепция этногенеза Гумилева
- 19. Культурная антропология
- 20. Герменевтика и ее значение для культорологического знания
- 21. Понятие культурной формы и артефакта культуры
- 22. Язык и культура
- 23. Классификация культурных норм. Иерархия ценностей культуры.
- 24. Функции культуры
- 25. Понятие культурной динамики. Внешние и внутренние факторы культурной динамики.
- 26.Различные подходы к трактовке источников культурной динамики
- 27. Типология культуры. Основные подходы к исторической типологии культуры.
- Исторические типологии культур:
- 28. Элитарная и массовая культуры
- 29. Субкультура и контркультура
- 30. Первобытная культура. Основные этапы становления.
- Эпоха позднего палеолита
- Эпоха мезолита
- Эпоха неолита
- 31. Культура Древнего Египта
- 32. Культура Междуречья
- Культура Шумера
- 33. Культура Древнего Китая
- 34. Культура Древней Индии
- 35. Роль буддизма и конфуцианства в становлении восточных культур
- 36. Специфика культуры арабо-мусульманского мира
- 37. Культура Древней Греции
- 38. Ценностно-смысловое наполнение римской культуры
- 39. Типологические особенности византийской культуры
- 41. Романский и готический стили в искусстве Средневековья.
- 42. Культура европейского Возрождения
- 43.Культура Западной Европы в эпоху Нового времени.
- 44. Европейская культура xiXв.
- 45.Модернизм как специфический путь выражения проблем XX в.
- 46. Основные художественные направления в культуре XX в.
- 47. Феномен тоталитаризма и манипулирование сознанием в XX в.
- 48. Процессы вестернизации и глобализации в культуре XX в.- начала XXI в.
- 49. Постмодернизм в культуре конца XX в.- начала XXI в.
- 50. Культура и идеология
- 51. Языческая культура древних славян .
- 52. Крещение Руси и его влияние на развитие русской культуры
- 54. Культура белорусского средневекового города.
- 55. Оформление белорусской лингво-этнической общности
- 56. Культура белорусского Ренессанса.
- 57. Культура Беларуси в эпоху Просвещения.
- 59. Белорусская советская культура. Основные черты и тенденции.
- 60. Современное состояние белорусской культуры.