22. Язык и культура
По мнению Ф.Достоевского, «язык — народ». Известный французский писатель А. Камю заявлял: «Моя родина — это французский язык».
Язык является главным инструментом познания и освоения внешнего мира. Он также выступает основным средством общения людей. В равной мере язык делает возможным знакомство с другими культурами.
В наши дни подобная ситуация стала еще более сложной. Если в прошлом проблема выживания касалась главным образом языков зависимых и отставших в своем развитии стран и народов, то теперь она затрагивает и развитые европейские страны. Это вызывается растущей экспансией английского (американского) языка, который все больше становится универсальным средством общения. По этой причине возникают смешанные, гибридные языки, примером которых может служить так называемый «франгле» или «френглиш», представляющий собой причудливую смесь французского с английским.
При этом страдает, конечно, не только язык, но вся национальная культура.
Существенный вклад в понимание связи языка и культуры внесла знаменитая лингвистическая гипотеза Сепира-Уорфа, согласно которой язык — это не просто инструмент для воспроизведения мыслей, он сам формирует наши мысли, более того, мы видим мир так, как говорим.
В культурологической литературе значение языка чаше всего оценивается как:
-зеркало культуры, в котором отражается не только реальный, окружающий человека мир, но и менталитет народа, его национальный характер, традиции, обычаи, мораль, система норм и ценностей, картина мира;
-кладовая, копилка культуры, так как все знания, умения, материальные и духовные ценности, накопленные народом, хранятся в его языковой системе — фольклоре, книгах, в устной и письменной речи;
-носитель культуры, поскольку именно с помощью языка она передастся из поколения в поколение. Дети в процессе и н культура- ции, овладевая родным языком, вместе с ним осваивают обобщенный опыт предшествующих поколений;
-инструмент культуры, формирующий личность человека, который именно через язык воспринимает менталитет, традиции и обычаи своего народа, а также специфический культурный образ мира.
Кроме того, язык:
-облегчает адаптацию человека в условиях окружающей среды;
-помогает правильно оценить объекты, явления и их соотношение, способствует идентификации объектов окружающего мира, их классификации и упорядочению сведений о нем;
-способствует организации и координации человеческой деятельности.
Культура передается посредством языка, способность к которому отличает человека от всех других существ. Благодаря языку возможна культура как накопление и аккумуляция знаний, а также их передача из прошлого в будущее. Поэтому человек в отличие от животных не начинает заново свое развитие в каждом следующем поколении. Если бы он не обладал никакими навыками и умениями, его поведение регулировалось бы инстинктами, а сам он практически не выделялся из среды других животных. Можно утверждать, что язык есть одновременно и продукт культуры, и ее важная составная часть, и условие ее существования.
Это означает также, что между языком и реальным миром стоит человек — носитель языка и культуры. Именно он осознает и воспринимает мир посредством органов чувств, создает на этой основе свои представления о мире. Они в свою очередь рационально осмысливаются в понятиях, суждениях и умозаключениях, которые можно передать другим людям. Следовательно, между реальным миром и языком стоит мышление.
Слово отражает не сам предмет или явление окружающего мира, а то, как человек видит его, через призму той картины мира, которая существует в его сознании и которая детерминирована его культурой.
- 1. Культурология как наука. Задачи и методы изучения культурологии.
- 2. Понятие культуры. Многообразие подходов к определению понятия.
- 3. Интерпретация понятия "культура" в эпоху античности
- 4. Проблемы культуры в средневековой и ренессансной мысли.
- 5. Тематизация культуры в новоевропейской мысли (р.Декарт, г.Гердер)
- 6. Культура как объективация духа в философской концепции г.Гегеля
- 7. Проблемы в философии и.Канта
- 8. Философский и культурологический смысл романтического движения.
- 9. Философия жизни о культуре (ф.Ницше)
- 10. Марксистское истолкование культуры
- 11. Природа культуры в концепции з.Фрейда
- 12.Психоаналитические концепции Культуры (Юнг, Хорни)
- 13. Концепция осевого времени Карла Ясперса
- 14.Сравнительная морфология культур о.Шпенглера
- 15.Дискуссия западников и славянофилов о развитии русской культуры.
- 16.Понятие диалога у м.Бахтина.
- 17. Проблема культурно-исторического развития в работах Бердяева.
- 18. Концепция этногенеза Гумилева
- 19. Культурная антропология
- 20. Герменевтика и ее значение для культорологического знания
- 21. Понятие культурной формы и артефакта культуры
- 22. Язык и культура
- 23. Классификация культурных норм. Иерархия ценностей культуры.
- 24. Функции культуры
- 25. Понятие культурной динамики. Внешние и внутренние факторы культурной динамики.
- 26.Различные подходы к трактовке источников культурной динамики
- 27. Типология культуры. Основные подходы к исторической типологии культуры.
- Исторические типологии культур:
- 28. Элитарная и массовая культуры
- 29. Субкультура и контркультура
- 30. Первобытная культура. Основные этапы становления.
- Эпоха позднего палеолита
- Эпоха мезолита
- Эпоха неолита
- 31. Культура Древнего Египта
- 32. Культура Междуречья
- Культура Шумера
- 33. Культура Древнего Китая
- 34. Культура Древней Индии
- 35. Роль буддизма и конфуцианства в становлении восточных культур
- 36. Специфика культуры арабо-мусульманского мира
- 37. Культура Древней Греции
- 38. Ценностно-смысловое наполнение римской культуры
- 39. Типологические особенности византийской культуры
- 41. Романский и готический стили в искусстве Средневековья.
- 42. Культура европейского Возрождения
- 43.Культура Западной Европы в эпоху Нового времени.
- 44. Европейская культура xiXв.
- 45.Модернизм как специфический путь выражения проблем XX в.
- 46. Основные художественные направления в культуре XX в.
- 47. Феномен тоталитаризма и манипулирование сознанием в XX в.
- 48. Процессы вестернизации и глобализации в культуре XX в.- начала XXI в.
- 49. Постмодернизм в культуре конца XX в.- начала XXI в.
- 50. Культура и идеология
- 51. Языческая культура древних славян .
- 52. Крещение Руси и его влияние на развитие русской культуры
- 54. Культура белорусского средневекового города.
- 55. Оформление белорусской лингво-этнической общности
- 56. Культура белорусского Ренессанса.
- 57. Культура Беларуси в эпоху Просвещения.
- 59. Белорусская советская культура. Основные черты и тенденции.
- 60. Современное состояние белорусской культуры.