Признаки гения
Гений – это способность создавать то, для чего не существует известных правил
Гениальность возможна только в искусстве и никоим образом не в науке
Созданное гением произведение должно быть образцом
Гений не в состоянии объяснить другим, как возникают его произведения
Схема 7.1. Признаки, характеризующие гения по И. Канту
II. Проблемы эстетики Георг Гегель (1770 – 1831) рассматривает в таких своих работах, как «Феноменология духа», «Лекции по эстетике». Эстетика Г. Гегеля – это теория искусства. Искусство же, по Гегелю, – это ступень в развитии абсолютного духа, одна из его форм наравне с религией и философией. Оно призвано раскрыть истину в чувственной форме и имеет конечную цель в самом себе. Искусство – это также одна из форм «самопроизводства» человека во внешнем мире. В искусстве абсолютный дух познает себя в форме созерцания, в религии – в форме представления, в философии – понятия. Искусство, считает Гегель, – наименее совершенная форма самосознания абсолютного духа.
Красота искусства всегда выше естественной красоты, поскольку дух превосходит природу. Красота, по мнению Гегеля, – чувственная форма истины и искусство использует чувственный материал. В свою очередь, художественное произведение находится между непосредственной чувственностью и мыслью, принадлежащей области идеального. В искусстве чувственное одухотворяется, а духовное получает чувственную форму. Также Гегель отмечал, что эстетические отношения антропоморфны, а красота всегда человечна.
Гегель впервые проанализировал искусство как целостный, диалектически развивающийся во времени процесс. В ходе исторического развития, согласно системе Гегеля, имеет место возникновение и крушение трех различных типов искусства: символического (Древний Восток), классического (Античность), романтического (с конца средневековья до начала ХIХ в.). С этими типами искусства Гегель связывает систему развития искусств, различие которых обусловлено различием их материала. Вместе с тем, Гегель полагает, что формы искусства – это ступени идеала.
Началом искусства Гегель считал архитектуру, форма которой символична: здесь материальное преобладает над духовным. Классическое искусство – это скульптура, являющее идеал гармонии духа и материи, формы и содержания. Классическое искусство составляет, по Гегелю, высшую ступень художественного развития человечества. Романтические искусства – музыка, поэзия, живопись: содержание здесь преобладает над формой, дух над материей. Именно на романтическом этапе происходит распад искусства, упадок идеала. Гегель отмечает, что подлинное поэтическое начало в искусстве есть ни что иное, как идеал. Идеал является действительностью искусства, его осуществлением: он мыслится неразрывно с образом человека. Красота для Гегеля – сфера искусства, где прекрасное реализует себя в качестве идеального через его художественное воплощение. Именно в идеале концентрируется Гегелевское понимание прекрасного, которое требуется как чувственного выражения идеи в конкретной форме .
III. Если И. Кант следовал традиционному пониманию эстетики как учения о чувственности – ощущениях, восприятиях, представлениях, то Фридрих Шеллинг (1775 – 1854) рассматривал эстетику как умозрительную теорию искусства. Он поставил вопрос о создании новой области эстетики – философии искусства как сферы сотрудничества между божественным абсолютом и философствующим разумом в рамках исторического развития. Во главу угла всей своей философии Ф. Шеллинг ставит художественно-эстетическое созерцание и создает теорию абсолютной свободы творчества в искусстве: именно в искусстве, в эстетической деятельности тождественность объективного и субъективного находит наивысшее выражение.
В своей центральной работе по эстетике «Философия искусства» Шеллинг развивает
романтические принципы свободы, творческого духа и утверждает идею превосходства искусства над природой. В искусстве он видит высшее проявление мирового духа, объединения духа и природы, объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, сознательного и бессознательного, необходимости и свободы. В рассмотрении искусства и эстетических проблем Шеллинг применяет диалектику, конструируя идеальную модель мира искусства, в основе которой лежит абсолют. Роды и жанры искусства воспроизводят это абсолютное, а сама красота, по Шеллингу, – это выраженная в конечном бесконечность абсолюта, в том числе двух рядов абсолюта в искусстве – идеального (поэзия) и реального (музыка, архитектура, живопись). Абсолют, облаченный в конкретные чувственные формы, являет мир красоты и искусства.
Целью своей философии искусства Шеллинг видит в созерцании всей красоты первообразов всего прекрасного, наконец, Бога как универсума в полноте всех его идеальных определений. Философ систематизирует эстетическое своеобразие видов искусства, жанров поэзии (элегия, идиллия, драма, эпос, поэма), обращается к конкретным образцам творчества Петрарки, Данте, Рафаэля. Рассматривая искусство как область поисков философской истины, Шеллинг утверждает, что только талант и гений способны овеществить идеальный мир, который в качестве вечных понятий содержится в Боге. Эстетика Шеллинга стала теоретическим обоснованием новой концепции искусства, объединяющей философию, религию, науку, политику, мораль.
Основной тезис.Несмотря на различие систем и методологических подходов представителей немецкой классической эстетики, в их теориях искусства и эстетических воззрениях много общего. Ключевые понятия, определяющие природу искусства, и многообразие эстетических категорий выражают общий для той эпохи взгляд на искусство как на сферу уникального средоточия и равновесия противоположных начал. Смысл немецкой классической эстетики – в трактовке искусства и красоты как некой целостности, способной в силу своей интегративной природы разрешать всевозможные противоречия, быть отражением всей полноты универсума.
- Учреждение образования
- Цели и задачи эстетики Цель преподавания дисциплины
- Задачи изучения эстетики
- Содержание курса Тема 1. Эстетика как философская наука
- Е.Н. Устюгова Эстетика между классикой и современностью
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Эстетические представления народов Древнего Востока
- Тема 3. Античная эстетическая мысль
- И.А. Тульпе Был ли древний грек художником, Или Жизнь мифа в античности
- Тема 4. Эстетика западноевропейского средневековья
- Н. А. Бердяев Этика творчества
- Тема 5. Эстетические особенности эпохи Возрождения
- 1. Проторенессанс –
- 3. Высокий
- 2. Ранний
- 4. Поздний
- А. Ф. Лосев Маньеризм
- Тема 6. Эстетика Нового времени
- Классицизм
- Спектакль
- Й. Хейзинга Культуры и эпохи sub specie ludi
- Тема 7. Эстетические идеи немецкой классической философии
- Признаки гения
- А. Ерохин «Письма об эстетическом воспитании человека» ф. Шиллера
- Романтизм
- Йенские романтики
- Романтизм
- «Искусство для искусства»
- Франция
- Д. Яковлев заветы романтизма
- Тема 9. Неклассические концепции западноевропейской эстетики XIX века
- Д. Петров поэзия и философия ф. Ницше в музыкальном искусстве
- Тема 10. Модернизм и постмодернизм в искусстве и эстетической теории
- XX века
- Идеология и эстетика глянцевых журналов
- Тема 11. Русская эстетическая мысль
- Древнерусское искусство
- Идейное содержание русской живописи XVI в.
- Иконопись XVIII в.
- Классицизм в литературе
- Е. Трубецкой Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи
- Тема 12. Основные эстетические категории
- Эстетические модификации комического
- П. Михелис Эстетические категории как выразители духа времени
- Тема 13. Природа искусства
- Искусство
- Г. Рид Значение искусства
- Тема 14. Классификация искусств
- Классификация искусств по социальному признаку
- Ф. Сологуб Эстетика мечты
- Тема 15. Основные проблемы эстетической теории
- Характеристики художественного текста
- Характеристики художественного произведения
- Механизмы художественного восприятия
- Ж. Маритен Ответственность художника
- К. Юнг Психология и поэтическое творчество
- Меандр – геометрический орнамент из непрерывной кривой или ломанной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей. Разработан в искусстве Древней Греции.
- IV. Задания к семинарским занятиям и коллоквиуму
- Методические рекомендации для коллоквиума по теме «Морфология искусства»
- Литература
- V. Контрольные работы для студентов заочного отделения
- Тема 1. Эстетическое отношение к миру и основные категории эстетики.
- Тема 5. Стиль в искусстве.
- Тема 10. Религиозное искусство.
- Тема 11. Новые направления в искусстве конца XIX — начала XX века.
- Тема 12. Эстетический вкус.
- Тема 13. Эстетическая ценность в культуре.
- Тема 14. Художественное произведение и его эстетическая природа.
- Тема 15. Особенности художественного творчества.
- Тема 16. Эстетическая культура Древней и Московской Руси до xviIвека.
- Тема 17. Основные принципы византийской эстетики.
- Тема 18. Китайское искусство.
- Тема 19. Эстетические представления народов Дальнего Востока.
- Тема 20. Эстетика средневековья.
- Тема 21. Эстетика Возрождения.
- Тема 22. Эстетика классицизма и Просвещения.
- Тема 23. Эстетика барокко.
- Тема 24. Эстетические идеи немецкой классической философии.
- Тема 25. Эстетика романтизма.
- Тема 26. Неклассическая эстетика.
- Тема 27. ЭстетикаXXвека.
- Тема 28. Эстетические принципы и основные направления европейского модернизма.
- Тема 29. Эстетическая проблематика в русской религиозной философии второй половины XIX – начала XX века.
- Тема 30. Виды искусства и их природа.
- Тема 31. Киноискусство.
- Тема 32. Музыка.
- Эстетика Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения