33. Фрески Дионисия в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря (цвет-тон, расположение в пространстве, сюжеты и символика).
Роспись посвящена теме Богородицы, около 25 композиции.Изображаюся сцены собор Богородоцы,Похвала Б., Покров Б., акафист Б. Именно хвалебное песнопение- акафист Б. становитсья основ темой росписи. В сценах ни разу не встречается смерть,успение Б.Ничто не омрачает праздничного,торж настроения,создающегося прежде всего коллоритом, поразительной гармонией нежных тонов:бирюзовых,бледно-зеленых,лиловатых,сиреньевых,светло-розовых, палевых,белых,темно-вишенвых.Все это объединено ярко-лазурным фоном.все производит впечатление радостного,ликующего славословия в красках: свободная многофигурная комп,узорные одежды,роскошь пиршественных столов,пейзаж с далекими горками,и тонкими деревьями.Стандартизция ликов – нет гармонической естественности и простоты высокодуховных образов Рублева.
34. Система росписи центральной апсиды в древнерусском храме (можно на примере киевских мозаик, Спас-Мирожского монастыря во Пскове, Рождественскго собора Ферапонтова монастыря).
Роспись посвящена теме Богородицы, около 25 композиции.Изображаюся сцены собор Богородоцы,Похвала Б., Покров Б., акафист Б. Именно хвалебное песнопение- акафист Б. становитсья основ темой росписи. В сценах ни разу не встречается смерть,успение.
+33
35. Тема Акафиста в древнерусской живописи (на примере фресок Дионисия в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря и росписей Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве).+33
Роспись посвящена теме Богородицы, около 25 композиции.Изображаюся сцены собор Богородоцы,Похвала Б., Покров Б., акафист Б. Именно хвалебное песнопение- акафист Б. становитсья основ темой росписи. В сценах ни разу не встречается смерть,успение.
36. Станковая живопись XVI - начала XVII века. Общая характеристика (развитие стиля Дионисия; исторические и «приточные» сюжеты; изменение цвета и изобразительной формы; новое понимание назначения и смысла иконы; Строгановская школа живописи).
Все более усиливается декоративность.,усложненность,многоречивость композиции.Церковь и государь устанавл каноны иконописаниястали более часто прибегать к историч жанру,жанровые элементы,реалии быта,тяготение к сложным богословским сюжетам,отвлеченному толкованиюцерковных догматов.,использ много тем из апокалипсиса(время борьбы с еретиками).Условн архитектурные фоны(эллинистич),сменяются архитектурой вполне реальной, русской.От иконописцев требовали прославление Ивана Грозного и его деяний(«Битва Новгородцев с Суздальцами»Иконы обязательно обложены серебрянным басменным или чеканным окладом.
Строгановская школа иконописи (или «строгановские письма») — русская школа иконописи, сложившаяся в конце XVI века. Получила своё название по имени богатых купцов-солепромышленников Строгановых, поскольку наиболее ярко проявилась в ряде произведений, связанных с их именем. Лучшие мастера школы были московскими иконописцами, работавшими в царских мастерских. Строгановы ввели в области иконописания разделение труда между иконописцами узкой специализации: «личник», «доличник», мастер «палатного письма», и т. п.Впервые в истории древнерусской живописи художники строгановской школы открыли красоту и поэтичность пейзажа. На фонах многих икон показаны пейзажные панорамы с овражками и лесными полянами, с холмами, поросшими золотолиственными деревьями, травами и цветами, с извилистыми серебристыми реками, со множеством зверей и птиц. Наиболее известные представители: Прокопий Чирин (умер не позже середины XVII века), Никифор, Назарий, Фёдор и Истома Савины. Старший — Истома Савин — был государевым иконописцем, Степан Арефьев, Емельян Москвитин. Особенности: виртуозный рисунок, дробная и тонкая проработка деталей, сияющие и чистые краски, многофигурные композиции, пейзажные панорамы.Характерные произведения:икона «Никита-воин» Прокопия Чирина (1593, хранится в Государственной Третьяковской Галерее),икона «Иоанн Предтеча в пустыне» (20-30-е годы XVII века, хранится в Государственной Третьяковской Галере
37. Монументальная живопись XVII века (Москва: на примере церкви Троицы в Никитниках и кремлёвских соборов; Ярославль: росписи церквей Илии Пророка и Иоанна Предтечи в Толчкове; Переславль-Залесский: росписи Троицкого собора Данилова монастыря).
Арх СобМК: В росписи Архангельского собора участвовали лучшие живописцы из разных городов во главе с мастерами Оружейной палаты. Они привнесли в древние композиционные схемы изощренный динамичный рисунок, сложное и энергичное архитектурное обрамление композиций, яркий, праздничный колорит, построенный на сочетании интенсивных тонов синего, вишневого, желтой охры с нежными тонами белого, розового, фисташкового.
В содержании программы декорации ансамбля идеи "политического богословия" времени Ивана Грозного переплетаются с темами смерти и покаяния. "Эпиграфом" ко всей росписи служат фрески предваряющей вход в храм лоджии, которые представляют собой "иллюстрации" к летописному сказанию о выборе христианской веры князем Владимиром. В алтаре храма звучит тема торжества русской национальной церкви. Здесь располагается композиция "София Премудрость Божия" в сопровождении многочисленных изображений русских церковных иерархов. В центральном куполе - "Отечество". «Страшный Суд»- зап стена. На северной и южной стенах храма - композиции, повествующие о чудесах Архангела Михаила. Тема прославления самодержавной власти находит свое развитие в изображениях святых князей - царских сродников и святых воинов, их покровителей. Среди них - Владимир и Ольга, Борис и Глеб, Петр и Феврония Муромские, князь Михаил Черниговский и его боярин Федор.Уникальная особенность росписи Архангельского собора - цикл надгробных портретов князей московской династии. Они располагаются непосредственно над княжескими гробницами. Фресками украшена и усыпальница Ивана Грозного.Фрески церк Ильи Пророка отличаются большим разнообразием сюжетов, утверждают новые светские тенденции в религиозной живописи. Легкая и воздушная роспись, изобилующая голубым цветом, вносит ощущение радости и праздника. Она покрывает не только стены храма, но и галереи. Наиболее интересны фрески, располож по стенам и посвящ истории Ильи и его ученика Елисея. Светские моменты преобладают над религ содержанием.Фрески покрыв стены сплошным многоцветным ковром. В стремлении к декоративности художники зачастую сплетают контуры фигур в один замысловатый узор.
- Искусство скифов и древних славян (периодизация, развитие стиля, виды искусства).
- 2. Мифологические сюжеты в скифском искусстве (скифские и античные).
- 3. Звериный стиль в искусстве скифов (этапы развития, символика).
- 4. Искусство Киевской Руси: Древний Киев XI-XII вв. (мозаики, фрески, книжная миниатюра - особенности стиля и формы).
- 5. Мозаики и фрески Софийского собора в Киеве. Их расположение и символика.
- 6. Мозаики Михайловского собора Златоверхого монастыря в Киеве.
- 7. Миниатюра XI века (Остромирово Евангелие, «р1зборник Святослава»),
- 10. Система росписей древнерусского храма (на примере памятников Киева и Новгорода).
- 14. Искусство Владимиро-Суздальского княжества, хи-хш вв. (основные памятники скульптуры, монументальной живописи и декоративно-прикладного искусства).
- 16. Символика животных в скульптурном декоре Владимиро-Суздальских храмов.
- 17. Иконография Страшного суда в росписях Дмитриевского собора во Владимире (расположение в пространстве храма, особенности цвета и изображений фигур).
- 19. Фрески Новгорода в XIV веке: церковь Спаса на Ковалёве, Успения на Волотовом поле.
- 20. Новгородская школа иконописи XIII-XV веков (развитие стиля, особенности композиции и цвета).
- 21. Творчество Феофана Грека (монументальная живопись в Новгороде, деисис иконостаса Благовещенского собора Московского кремля, особенности живописной техники и стиля других его икон).
- 22. Иконография Успения Богодицы в древнерусском искусстве (можно на примерах новгородской иконы «облачного» Успения и иконы Феофана Грека).
- 24. Псковская школа иконописи XIII-XV веков (развитие стиля, особенности композиции и цвета).
- 25. Творчество Андрея Рублева (фрески, иконы, миниатюры: особенности живописной техники и стиля).1408
- 26. Иконы праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского кремля Прохора с Городца и Андрея Рублёва.
- 27. Миниатюры Евангелия Хитрово (виды иллюстраций, особенности композиции и характера живописи, тема круга).
- 28. Троица Андрея Рублева (особенности иконографии, композиционного построения, цвета; символика форм, жестов, предметного мира).
- 29. Иконостас в древнерусских храмах: его эволюция, символика и основные составные части.
- 30. Иконостас в русских храмах XVII-XIX веков: его эволюция, символика и основные составные части.
- 33. Фрески Дионисия в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря (цвет-тон, расположение в пространстве, сюжеты и символика).
- 38. Росписи Митрополичьего двора в Ростове Великом.
- 39. Творчество Симона Ушакова и мастеров Оружейной палаты (теоретические основы «световидной» живописи, особенности цвета и формы в новых иконах, использование орнамента).
- 40. Парсуны XVII - начала XVIII века (особенности жанра: композиция, техника исполнения, их назначение).
- 41. Живопись петровской эпохи (парсуна 90-х годов XVII века, и. Таннауэр, л. Каравакк, и. Никитин, а. Матвеев).
- 42. Скульптурное творчество б.К. Растрелли.
- 46. Исторический жанр в русской живописи второй половины XVIII века (а. Лосенко, п. Соколов, и. Угрюмов).
- 47. Бытовой жанр в русской живописи XVIII века. (м. Шибанов, и. Фирсов, и. Ерменёв).
- 48. Творчество ф. Рокотова (особенности цвета и тона, психологические характеристики).
- 49. Творчество д. Левицкого (особенности цвета и тона, жест в композиции и символике парадного портрета).
- 50. Серия портретов смольнянок д. Левицкого.
- 51. Творчество в. Боровиковского (психологические характеристики, особенности живописной фактуры, пространство и аксессуары в композиции картины).
- 52. Портреты Екатерины II д. Левицкого и в. Боровиковского.
- 62. Пейзажи Сильвестра Щедрина.
- 63. Творчество в. Тропинина.
- 67. «Последний день Помпеи».
- 68. Цвет и свет в пейзажах а. А. Иванова.
- 72. Творчество г, Семирадского (академизм и импрессионистический реализм античности).
- 75. Пейзаж в творчестве передвижников (а. Саврасов, и. Шишкин, ф. Васильев, а. Куинджи, в. Поленов, и.Левитан).
- 76. Тема времени в пейзажах ф. Васильева.
- 77. Творчество и. Левитана.